Страна слогов
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности "Секреты русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_sekrety_orfografii.doc | 630.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по внеурочной деятельности
в 1а классе
Тема занятия:
« Путешествие в страну Слогов».
Форма проведения: игра-путешествие.
Цели занятия:
1.Знакомство со слогообразовательной функцией гласных звуков.
2.Формирование навыков слогового анализа и синтеза.
3.Развитие фонематического слуха.
4.Развитие зрительно-пространственной ориентации.
5.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
6.Расширение и уточнение словарного запаса.
7.Развитие графических навыков.
8.Развитие связной речи.
9.Уточнение и закрепление понятия «слог».
10.Закрепление понятий «гласные», «согласные».
11.Профилактика нарушений зрения.
12.Развитие внимания, памяти, мышления.
13.Воспитание толерантных качеств личности: терпения, уважения, уступчивости.
Ход занятия.
1.Организациоонный момент.
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим. (Дети садятся)
Игра называется «Хлопалки»
- Хлопают все здесь присутствующие;
- Только те, кто любит вкусно поесть;
- Только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;
- Только те, кто любит каникулы;
- Только те, кто любит учиться;
- Только те, у кого отличное настроение.
- Молодцы!
2.Сообщение темы занятия.
На доске записаны буквы: Г Л О С
- Прочитайте буквы.
- Какую букву можно назвать лишней, почему? (О - гласная, остальные согласные).
-Составьте слоги из записанных букв .
-Составьте слово из слогов (слог)
-Предположите, о чем пойдет речь на нашем занятии.
3. Основная часть
А) -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в «Страну Слогов», научимся делить слова на слоги и наоборот - составлять из слогов слова. Работать будем на листочках, которые лежат у вас на партах, каждое выполненное задание вы будете оценивать. В путь!
(показать лист Самооценки)
Но в гости с пустыми руками не ходят , давайте составим букет для хозяев
Пальчиковая гимнастика.
-Но сначала попробуем сделать цветок из пальцев рук.
Упражнение «Бутон-пион»
Бутон - кисти обеих рук плотно прижаты друг к другу, затем, не отрывая нижнюю часть и кончики пальцев, отодвигаем среднюю часть руки.
Цветок - отрываем пальчики и широко расставляем по кругу, не отрывая нижнюю часть ладоней.
Произносим слова:
Набухай скорей, бутон
Распусти цветок-пион!
(Учитель показывает картинки с изображением цветов. Дети произносят их названия: роза, лилия, мак, тюльпан, василек, ландыш, подсолнух, пион).
-А теперь сорванные цветы нужно распределить в вазы. (Учитель раскладывает три нарисованные вазы).
В вазу под номером 1-все цветы, названия которых состоят из
одного слога, 2-из двух, 3-из трёх.
Б) -Мы отправимся в наше путешествие на вот таком « Веселом паровозике» (учитель показывает пластмассовый паровоз), у которого необычные колеса.
(на доске изображение такого колеса)
- Посмотрите, ребята, в этом колесе написаны буквы, которые нужно уметь складывать в слоги, а затем в слова. И только потом эти колеса начнут вращаться!
-Давайте попробуем ! (Из букв: к о л е с о - составить слова кол, сокол, сок, село, сел, осел, око.)
-Вот наши колеса завертелись и теперь закройте глаза и указательным пальцем правой руки нарисуйте колесо в воздухе.
-Теперь представьте, что вы едете на «Веселом паровозике» и гудите, так как гудит паровоз. ( Звукоподражание гудящему поезду)
-Наше путешествие по Стране Слогов начинается, все готовы?
- Вот мы и приехали, откройте глаза! Давайте переведем дыхание и наберем воды из колодца
В) Игра «Набери воды из колодца»
- Сколько слогов в этих словах?
- А из чего состоят слоги? ( из букв)
-На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные)
Г) Сценка «Кто важнее?»
Учитель: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.
Гласные: А вот и получится! Например, м.
Согласные: Разве только одно м, а больше ничего?
Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные: (поют и смущённо умолкают) [..о..е..и..а]
Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к], так всякий догадается, что это фонетика.
Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.
Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).
Учитель: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?
Высказывание (плакат):
Гласные – это река,
А согласные – её берега,
Реки без берегов не бывает.
(Исполняется песня «Гласные-согласные»)
Гласные, согласные – дружная семья,
Что такое АЗБУКА – постигаю я.
Выучу все буковки, научусь читать,
Становиться взрослыми – не в куколки играть.
-Сколько гласных жителей живет в Стране Слогов?(10)
-Давайте их назовем!
-Это гласные, а все остальные -….?
-Из гласных и согласных букв, что можно составить? (слоги и слова).
-В Стране Слогов все жители (буквы) живут в разных домах (словах), а дома делятся на этажи (слоги).
-В домах может быть разное количество этажей (1-жук ,2-лиса , 4-пуговица). И на каждом этаже может жить от одной до пяти букв.
- А живут они по особому правилу:
На одном этаже должна быть только одна гласная,
количество же согласных может быть разным - от 1 до 4. Гласная может одна жить на целом этаже, т. е. составлять целый слог (э - та – ж и ).
- Как мы определяем количество слогов в слове?
-В Стране Слогов есть свой гимн:
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов
Это знает каждый из учеников!
-Запомните этот гимн!
Д) Игра «Засели жителей».
-Давайте попробуем заселить жителей в эти красивые многоэтажные дома, распределяя по этажам, т.е. деля на слоги. Начинать нужно с первого (нижнего) этажа.
(Ребята по одному подходят к доске, произносят заданное слово по слогам и выставляют его из букв магнитной азбуки в пустые окна дома.) В одно окно – одна буква, на одном этаже - один слог. (Слова: кот, куры, собака )
(на магнитной доске прикреплены изображения многоэтажных домов).
-А теперь давайте еще поиграем.
Е) Добавь слог так, чтобы получилось слово
( работа с интерактивной доской)
И) Игра «Новые слова»
- Прочитайте слова. Определите количество слогов. Покажите с помощью веера с цифрами.
-Уберите по одному слогу у каждого слова, чтобы получились новые слова
- Запишите одно из этих слов, разделите на слоги.
Радуга - дуга
Баранка - ранка
Лесник - лес
Дорога - рога
6. Рефлексия
Игра «Фрукты не созрели».
-В Стране Слогов растут необыкновенные фруктовые деревья. На одном дереве висят самые различные фрукты, они могут быть только зеленые или желтые. (На столе бумажные нераскрашенные фрукты: лимон, яблоко, банан, груша.)
-Посмотрите, оказывается, фрукты еще не созрели, а для того чтобы они скорее поспели вам нужно записать название своего фрукта, подчеркнуть в нем все гласные красным, а затем разделить эти слова вертикальной чертой на слоги.
После этого нужно раскрасить свой фрукт в желтый или зеленый цвет и повесить на дерево.
-Вот наше путешествие подошло к концу. Закрываем глаза. (Гудит паровоз)
5.Итог занятия.
-Вам понравилось путешествовать по Стране Слогов?
-Что вам понравилось? Чему вы научились в этой стране?
-Подумайте и скажите что такое слог?
-Сколько гласных букв должно быть в одном слоге?
- Молодцы, ребята, вы старательно выполняли все задания в Стране Слогов!
-Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
"Путешествие в страну слогов"
Конспект занятия по развитию речи во 2 классе.Тема занятия: « Путешествие в Страну Слогов».Форма проведения: игра-путешествие....
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....
Путешествие в страну ударных и безударных слогов
Форма проведения: урок-сказка с применением технологии сюжетно-ролевой игры.Применяемые технологии:- информационно-коммуникационные (ТСО, магнитофон);- здоровье сберегающая (физ. минутки, упражнения н...
разработка "Путешествие в страну слогов"
развитие речи...
Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Слово и слог. Ударение»Цель и задачи урока:Цель: формировать первичное представление о с...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересный и
Очень интересный и познавательный материал. Обязательно попробую провести такое занятие. Спасибо.
Наталья Александровна,большое
Наталья Александровна,большое спасибо, за Вашу теплоту и отзывчивость!