Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slog.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Технология построения урока | Сотрудничество |
Тема | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог |
Цель | Дать представление о слоге как минимальной произносительной единице, научить делить слова на слоги. |
Задачи | Учить определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков. Развивать умение наблюдать и делать вывод, какой звук образует слог, определять количество звуков в слоге. Воспитывать умение работать в парах, оценивать результаты своей деятельности. |
Основные термины, понятия | Слог, слово, звук. |
Планируемый результат | |
Предметные умения: Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Проведение лингвистического опыта:наблюдение над новым способом определения в слове слогов. Анализировать слоги исходя из количества в них гласных и согласных звуков. Подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результат своей деятельности . | Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка. Метапредметные Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос, классифицировать слова по количеству в них слогов Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение сотрудничать друг с другом: работать в парах. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Книгопечатная продукция: Учебник « Русский Язык», 1 класс, авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина. Технические средства обучения: компьютер, колонки, интерактивная доска Оборудование: индивидуальные карточки задания |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Проверить умение работать с информацией; Организовать выполнение самопроверки. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организовать формулирование темы урока учащимися; Организовать постановку цели урока учащимися. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности. Выбор способа их реализации |
5 | Реализация построенного проекта | Построение нового способа действия при решении задачи, вызвавшей затруднения. Применить новый способ действия. Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действия. |
6 | Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) | Усвоение учащимися нового способа действия при решении подобных задач. Проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия. Организовать самопроверку своих решений по эталону. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Для допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Выявить и зафиксировать границы применимости и нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Метапредметные: регулятивные: осуществлять самоконтроль, коммуникативные: слушать и понимать речь учителя познавательные: Личностные: самоопределение | Проверка рабочих мест. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Пусть урок принесёт радость общения и новых открытий. | Подготовка рабочего места. | ||||
Постановка учебной задачи | Предметные:общеучебные. Метапредметные: регулятивные:целеполагание, коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли познавательные постановка и формирование проблемы: Личностные:осознание необходимости открытия нового знания | Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос: - О чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока. -Предположите, какие задачи мы должны решить на уроке? - Мне слоги сосчитать велели В огромном слове ТЕЛЕФОН, И я считала еле-еле, Пока не запиликал он. Дзинь-дзинь-дзинь – сказал, смотри: ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов три! МА-МА – два, ЗВО-НИ-ЛА – три, Слоги лучше повтори. | Будем говорить про слоги. Делить слова на слоги. Научиться определять количество слогов в слове. | ||||
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Предметные:наблюдение над слоговой структурой слов. Метапредметные: регулятивные:осуществлять самоконтроль, коммуникативные:слушать и понимать речь учителя,одноклассников. познавательные:моделировать. Личностные: самоопределение | Прочитайте записи на карточках. Что здесь написано? Определите запись, которую нельзя назвать словом. Почему? Из чего состоят слова? «року» « урок» «ученик» «чеуикн» | Дети читают. Определяют, где слово, а где нет, что слова имеют смысл, состоят из гласных и согласных звуков, что их можно поделить на слоги. | ||||
Выявление места и причины затруднения | Предметные: Вычленять из слов нужный звук,записывать его буквой, анализировать звуки, классифицировать буквы и слоги. Метапредметные: регулятивные:осуществлять самоконтроль, коммуникативные: слышать речь учителя, осуществлять взаимопроверку. познавательные:вычленять нужную информацию. Личностные: самоконтроль | Сегодня в классе мы сделаем еще одно маленькое открытие. Но перед тем как мы приступим, проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите: число, классная работа. Ребята, я приготовила загадки, а вам нужно будет их отгадать и записать буквами первые звуки, которые спрятались в их отгадках. Каждый работает сам. А потом посмотрим, что у каждого из вас получилось. - С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. (собака) - Вперевалку зверь идет - Меньше тигра, больше кошки, Если б нос был просто носом, я б не мучился вопросом: если есть огромный рог, кто тогда я? (Носорог) | Открывают тетради записывают. В тетради появляется запись С,м,р,н. | ||||
Сверьте с соседом, какие буквы вы записали. Проверьте по доске. Какое бы вы задание придумали по этим буквам? Даёт возможность выполнить все задания, оставляя последнее. - Какая проблема у вас возникла? - Какой можно сделать вывод? | Предлагают задания: - дать характеристику буквам; - разделить на группы; - составить слова; Выполняют задание предложенное одноклассниками, но последнее задание выполнить не могут! Делают вывод, что нельзя составить слова из согласных букв. | ||||||
Построение проекта выхода из затруднения | Предметные:находит новые способы определения слогов через проведение лингвистического опыта. Метапредметные: регулятивные:развитие мотивов учебной деятельности. коммуникативные:слушать и понимать речь учителя познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Личностные:самоопределение | Что нужно, чтобы составить слова? - Какой делаем вывод? Дружат гласный и согласный , Составляя вместе слог. МИ и ША (запомни МИША) К нам явились на урок Если слоги рядом встанут, Получаются слова.. ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, читай СОВА. | Для составления слова нужны гласные буквы. | ||||
Реализация построенного проекта | Предметные:определяет количество в слове слогов Метапредметные: регулятивные:осуществлять самоконтроль, коммуникативные:слушать и понимать речь учителя, ясно и четко выражать свои мысли. познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификация объектов Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося | -Попробуйте составить слова. Как же их много получилось.(записывает на доске) По какому принципу можно поделить все слова? Откройте учебник на стр. 31.(знакомство с новым разделом учебника) . -Прочитайте название раздела. -Прочитайте,чему мы будем учиться в данном разделе. На стр. 32 прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, правильно мы предположили задачу на сегодняшний урок. Прочитайте текст на стр. 32 упр 1. Устно выполните задание, которое вам предлагается в тексте: приблизь ладошку ко рту и произнесите слово «мама». Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки? Сколько слогов в слове «мама» Посчитайте сколько гласных в слове. Постарайтесь сделать вывод: какими способами можно определить количество слогов в слове? -на странице 32 прочитайте тексты в рубриках «Обрати внимание!»и «Сведения о языке». Что вы узнали? | Проверяют, подставляя гласные буквы к имеющимся согласным. Называют получившиеся слова. Осы, мир, он, мы, носы, мама, сыр, сом, сам, норы, рана, рама,усы,она.. По количеству слогов в словах. Слово и слог.Ударение. Будем учиться выделять слоги в слове, переносить часть слова с одной строки на другуюпо слогам, обозначать ударение в словах, переносить слова правильно. Слово и слог. Правильно, мы будем учиться делить слова на слоги. Два раза. Два слога. В слове две гласные. Заслушиваются ответы В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. | ||||
Физкультминутка | Личностные: осуществляют пошаговый контроль своих действий , ориентируясь на показ движений. | Руки вверх - пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой) Огорчаться мы не будем.(руки согнуть в локтях и круговые движения) Сами мы ответ найдём!(ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук) К цели мы своей придём! Активным на уроке будь,(прыжки на месте) И станет легче школьный путь! | Выполняют движение. | ||||
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) | Предметные:подбирает примеры слов с заданным количеством слогов Метапредметные: регулятивные:осуществлять самоконтроль, коммуникативные:слушать и понимать речь учителя, умение выражать свои мысли. познавательные:использование знаково-символических средств. Личностные:формирование установки мотивации к работе на результат. | Вернемся к словам на доске и определим на слоги по количеству гласных. (Устно) Работа по учебнику (с.32 упр.2) - прочитайте слова. Определите количество слогов в каждом слове. Сравните слова по количеству слогов. Постарайтесь подобрать слова с таким же количеством слогов в слове. Сравните количество звуков в каждом слоге слова «ива» из каких звуков они состоят? (и-ва). Прочитайте трехсложные слова. Запишите трехсложные слова в тетрадь, разделяя их вертикальной чертой на слоги. С.зз.упр.3 Произнесите каждое слово-название предмета по картинкам. Постарайтесь определить на слух одинаковое ли в них количество слогов? Сравните слоги из которых состоит слово «баран». Прочитайте рубрику. «Обрати внимание!»Какой звук обязательно должен быть в слове?. | Деля на слоги , дети проговаривают правило. Выполняют после предварительного анализа и разбора этого упражнения. Береза, крапива. Гласный звук. | ||||
Включение в систему знаний и повторение | Предметные:определяет количество в слове слогов. Метапредметные: регулятивные:умение действовать по алгоритму, коммуникативные:умение выражать свои мысли познавательные:поиск и выделение необходимой информации. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | С. 33 упражнение 4.(работа в парах) Работая в парах, повторите правила, которые вы должны выполнять. Когда пара будет готова, покажите знак(соединенные вместе руки подняты вверх) Коллективная проверка записанных слов, с проговариванием вслух алгоритма деления слов на слоги. Как вы думаете, зачем слова делить на слоги? | Обращаться друг к другу по имени. Внимательно слушать товарища. Говорим поочереди не перебивая друг друга. Высказывать четко и ясно свое мнение. Уважаем мнение собеседника. Договоритесь, кто будет представлять свой ответ. Предлагают ответы: - чтобы правильно читать; чтобы правильно писать, не пропуская букв; чтобы правильно переносить . | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предметные:анализирует слова,делит их на слоги,относительно количества в них гласных звуков. Метапредметные: регулятивные:осуществлять самоконтроль,в форме сравнения с заданным эталоном. коммуникативные: познавательные:использование знаково- символических средств. Личностные:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | У вас на партах лежат листочки. прочитайте задание и приступайте к выполнению. | Надо исправить неправильно разделенные слова на слоги. Муз-ыка, г-ри-бы, песн-я, ана-нас, маш-ина, к-о-т, е-ж. | ||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Метапредметные: регулятивные:оценка выделения и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. коммуникативные:умение выражать свои мысли познавательные: Личностные:устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом | Просит продолжить предложения: - Я понял, что... - Было интересно... - Было трудно... - Мне захотелось... - У меня получилось... На столе у вас лежат смайлики, дорисуйте ему настроение, которое осталось у вас после этого урока. Покажите его всем и оставьте себе. | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слог как минимальная произносительная единица
Цели:1. Формировать умения различать слово и слог.2. Определять количество слогов в слове.3. Делить слова на слоги.Формировать УУД:- Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебн...
Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове
Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.Задачи: 1. Образовательные - познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове...
Технологическая карта урока: СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
Подробный консект урока с приложением. УМК "Школа России" 1 класс. Русский язык....
Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....
презентация к уроку русского языка "Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
Технологическая карта урока....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги»
Разработка урока по теме Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги"...