Урок литературы 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Голубева Арина Андреевна
План-конспект по орфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_26.09.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения
                                               УМК: «Школа России», 2 класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс 1 ч.  Стр. 69-70)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 25.09.2021

Время: 8:30-9:15

Место: МАОУ СОШ 3

Класс: 2Б

Целевой компонент урока:

Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень», А.Н. Плещеев   «Осень наступила».

Цель: знакомство учащихся со стихотворениями К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила», учить видеть красоту русской природы; развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.

Задачи:

  •  формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
  • воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Образовательные: способствовать формированию умения анализировать стихотворения, определять их жанровые особенности, образы, чувства, которые выражают авторы, выразительно читать.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворений, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения, умения анализировать изобразительно-выразительные средства, находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэтов.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к окружающему миру, к природе; воспитание культуры чтения и читательского интереса к стихотворениям русских писателей.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений, анализировать изобразительно-выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, карточки, рабочие тетради, проектор.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:
I. Организация начала урока.

  1. Приветствие:

У:Здравствуйте,ребята! Меня зовут Арина Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я .

                2)Проверка готовности к уроку:

У: Ребята, проверьте пожалуйста свое рабочее место. У вас на партах должен лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал. Остальное я вас попрошу убрать с парты.

О: (проверили)

У:Замечательно!Садитесь!

               

II. Актуализация знаний обучающихся.

  1)Игра

У:Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока нам надо решить ребус, который вы видите на доске. Если вы его решили ,то поднимаете руку.

О:(решают ребус)

У: Ребята, так что же у нас получилось?

О:Бальмонте и Плещеева

     III. Открытие новой темы. Целеполагание.

1)Беседа

У: А как вы считаете, кто такой Бальмонте и Плещеева? Может быть это художники или музыканты?

О: Нет, это писатели.

У:А кто думает по другому?

О:никто

У: Все верно! Это писатели! А что вы знаете о данных писателях?

О: Что это детские писатели.

У: А ещё что-нибудь ?

О: Не знаем.

У: Хорошо.Ребята, мы с вами разгадали ребус. Так о чем же сегодня мы с вами будем говорить?

О: О писателях

У: все верно. А какие нам надо поставить цели,чтобы познакомиться с этими писателями? Что мы должны о них узнать?

О: Мы должны узнать  о их жизни, о их писательской деятельности и о их произведениях.

У: Верно!
IV. Открытие новых умений, знаний.

  1.  Рассказ учителя

У:Ребята,сейчас я вам предлагаю узнать чуть-чуть больше о данных писателей. Внимание на доску.

Слайд 1: Константин Бальмонт родился в дворянской семье 3 июня 1867 года в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии

 Слайд 2: Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.

Слайд 3: Свои первые стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. Первая же книга Бальмонта – «Сборник стихотворений» вышла в 1890 г. в Ярославле

Слайд 4: В молодости Бальмонт увлекался историей и химией. Он знал 16 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

Слайд 5: У Константина Дмитриевича Бальмонта есть и книга для детей. Поэт назвал её «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея).

  1. Знакомство со стихотворениемК. Д. Бальмонта «Осень».

У:Ребята,откройте пожалуйста учебники на странице 69.

  1. Чтение учителем .

У: Сейчас я вам прочитаю выразительно стихотворение Бальмонта,но для того чтобы полностью прочувствовать данную атмосферу, я предлагаю вам закрыть глаза.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

У:Открывайте пожалуйста глаза

  1. Беседа

У: Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.

О:Грустно,потому что стали дни холоднее.

У: Хорошо.Еще варианты ответов.

О:  Грустно, потому что в сердце стало грустнее.

У: Замечательно.  Еще какие намёки в тексте на настроение вы нашли?

О: «Скоро осень проснется и заплачет» от этого тоже грустно становится.

У: А почему в «Сердце стало грустнее» и найди подтверждение своим словам в тексте.

О: «Скоро осень проснется», а осенью холодно и грязно и от этого грустно.

У:  О ком можно сказать «Проснётся и заплачет"?
О: О осени, потому что осень грустное время года, поэтому такая грусть приходит.

У:Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать почитать данное стихотворение, но перед этим надо определиться с какой же интонацией мы будем читать это стихотворение? Радостно? Грустно или тревожно? И почему?

О: Грустно, потому что это стихотворение грустное само по себе , оно говорится о грустной холодной осени.

(Обучающийся читает стихотворение)

У: Замечательно! Какое настроение у тебя возникло во время прочтение стихотворение ?

О: Печально и грустно.

  1. Словарная работа.

У: Откройте пожалуйста тетради и запишите.

Благовонье  - запах, аромат.

У: Ну хорошо.Я предлагаю вам чуть-чуть отдохнуть.  Встаньте пожалуйста возле своих мест.

V. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева   «Осень наступила».

1)Рассказ о писателе

У: Продолжим говорить о следующем нашем писателе.

Слайд 1: Алексей Николаевич Плещеев- русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.   Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Отец поэта умер рано, когда Плещееву было всего 7 лет.

Слайд 2: В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков.

Слайд 3: Мелодичность Плещеевской и переводной его поэзии привлекла внимание многих композиторов : П. И.Чайковского, М. П.Мусоргского, С.В.Рахманинов и др… Бболее 100 его стихотворений положены на музыку.

2)Чтение учителем .

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

 

У:Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.

О:Грусть и печаль, потому что осень пришла.  А с ней холод и грусть.

У: Какие картины у вас появлялись во время того,как я читала данное стихотворение?

О:Грозное небо, голые кусты, серость, покинули птицы.

3) Словарная работа.

У:Откройте пожалуйста тетради и запишите в тетрадь.

Озимь  - зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).

4)Повторное чтение стихотворения

У: Как вы считаете в каком темпе надо читать данное стихотворение?

О: В медленном, грустном и читать надо неторопливо.

У: А сейчас я предлагаю прочитать вам данное стихотворение, но надо учитывать темп и выразительность.

О:(читает)

У:Замечательно!

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

У:Как вы оцените свою работу?

О:Хорошо

У:Объясните почему?

О:Мы узнали много о писателях, а также узнали новые слова и читали стихотворения.

У:Что понравилось на уроке?

О: Читать стихотворения

У:Достигли мы цели?

О:Да. Мы выполнили то, что хотели.

 VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

У: Откройте пожалуйста дневники и записываем домашнее задание. На странице 70 , выразительно чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"

Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....

урок литературы 4 класс

урок литературы  по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова  по теме "Л.Н.Толстой".  4 класс...

урок литературы 4 класс

закреплять знания о произведениях Пушкина...