Урок литературы 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 2 класс
(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс 1 ч. Стр. 69-70)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 25.09.2021
Время: 8:30-9:15
Место: МАОУ СОШ 3
Класс: 2Б
Целевой компонент урока:
Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень», А.Н. Плещеев «Осень наступила».
Цель: знакомство учащихся со стихотворениями К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила», учить видеть красоту русской природы; развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.
Задачи:
- формирование у детей навыков осознанного чтения;
- расширение лексических знаний о слове;
- расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
- развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
- развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
- воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Образовательные: способствовать формированию умения анализировать стихотворения, определять их жанровые особенности, образы, чувства, которые выражают авторы, выразительно читать.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворений, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения, умения анализировать изобразительно-выразительные средства, находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэтов.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к окружающему миру, к природе; воспитание культуры чтения и читательского интереса к стихотворениям русских писателей.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений, анализировать изобразительно-выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, карточки, рабочие тетради, проектор.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
- Приветствие:
У:Здравствуйте,ребята! Меня зовут Арина Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я .
2)Проверка готовности к уроку:
У: Ребята, проверьте пожалуйста свое рабочее место. У вас на партах должен лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал. Остальное я вас попрошу убрать с парты.
О: (проверили)
У:Замечательно!Садитесь!
II. Актуализация знаний обучающихся.
1)Игра
У:Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока нам надо решить ребус, который вы видите на доске. Если вы его решили ,то поднимаете руку.
О:(решают ребус)
У: Ребята, так что же у нас получилось?
О:Бальмонте и Плещеева
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
1)Беседа
У: А как вы считаете, кто такой Бальмонте и Плещеева? Может быть это художники или музыканты?
О: Нет, это писатели.
У:А кто думает по другому?
О:никто
У: Все верно! Это писатели! А что вы знаете о данных писателях?
О: Что это детские писатели.
У: А ещё что-нибудь ?
О: Не знаем.
У: Хорошо.Ребята, мы с вами разгадали ребус. Так о чем же сегодня мы с вами будем говорить?
О: О писателях
У: все верно. А какие нам надо поставить цели,чтобы познакомиться с этими писателями? Что мы должны о них узнать?
О: Мы должны узнать о их жизни, о их писательской деятельности и о их произведениях.
У: Верно!
IV. Открытие новых умений, знаний.
- Рассказ учителя
У:Ребята,сейчас я вам предлагаю узнать чуть-чуть больше о данных писателей. Внимание на доску.
Слайд 1: Константин Бальмонт родился в дворянской семье 3 июня 1867 года в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии
Слайд 2: Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.
Слайд 3: Свои первые стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. Первая же книга Бальмонта – «Сборник стихотворений» вышла в 1890 г. в Ярославле
Слайд 4: В молодости Бальмонт увлекался историей и химией. Он знал 16 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.
Слайд 5: У Константина Дмитриевича Бальмонта есть и книга для детей. Поэт назвал её «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея).
- Знакомство со стихотворениемК. Д. Бальмонта «Осень».
У:Ребята,откройте пожалуйста учебники на странице 69.
- Чтение учителем .
У: Сейчас я вам прочитаю выразительно стихотворение Бальмонта,но для того чтобы полностью прочувствовать данную атмосферу, я предлагаю вам закрыть глаза.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
У:Открывайте пожалуйста глаза
- Беседа
У: Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
О:Грустно,потому что стали дни холоднее.
У: Хорошо.Еще варианты ответов.
О: Грустно, потому что в сердце стало грустнее.
У: Замечательно. Еще какие намёки в тексте на настроение вы нашли?
О: «Скоро осень проснется и заплачет» от этого тоже грустно становится.
У: А почему в «Сердце стало грустнее» и найди подтверждение своим словам в тексте.
О: «Скоро осень проснется», а осенью холодно и грязно и от этого грустно.
У: О ком можно сказать «Проснётся и заплачет"?
О: О осени, потому что осень грустное время года, поэтому такая грусть приходит.
У:Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать почитать данное стихотворение, но перед этим надо определиться с какой же интонацией мы будем читать это стихотворение? Радостно? Грустно или тревожно? И почему?
О: Грустно, потому что это стихотворение грустное само по себе , оно говорится о грустной холодной осени.
(Обучающийся читает стихотворение)
У: Замечательно! Какое настроение у тебя возникло во время прочтение стихотворение ?
О: Печально и грустно.
- Словарная работа.
У: Откройте пожалуйста тетради и запишите.
Благовонье - запах, аромат.
У: Ну хорошо.Я предлагаю вам чуть-чуть отдохнуть. Встаньте пожалуйста возле своих мест.
V. Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Осень наступила».
1)Рассказ о писателе
У: Продолжим говорить о следующем нашем писателе.
Слайд 1: Алексей Николаевич Плещеев- русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Отец поэта умер рано, когда Плещееву было всего 7 лет.
Слайд 2: В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков.
Слайд 3: Мелодичность Плещеевской и переводной его поэзии привлекла внимание многих композиторов : П. И.Чайковского, М. П.Мусоргского, С.В.Рахманинов и др… Бболее 100 его стихотворений положены на музыку.
2)Чтение учителем .
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
У:Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
О:Грусть и печаль, потому что осень пришла. А с ней холод и грусть.
У: Какие картины у вас появлялись во время того,как я читала данное стихотворение?
О:Грозное небо, голые кусты, серость, покинули птицы.
3) Словарная работа.
У:Откройте пожалуйста тетради и запишите в тетрадь.
Озимь - зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).
4)Повторное чтение стихотворения
У: Как вы считаете в каком темпе надо читать данное стихотворение?
О: В медленном, грустном и читать надо неторопливо.
У: А сейчас я предлагаю прочитать вам данное стихотворение, но надо учитывать темп и выразительность.
О:(читает)
У:Замечательно!
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У:Как вы оцените свою работу?
О:Хорошо
У:Объясните почему?
О:Мы узнали много о писателях, а также узнали новые слова и читали стихотворения.
У:Что понравилось на уроке?
О: Читать стихотворения
У:Достигли мы цели?
О:Да. Мы выполнили то, что хотели.
VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
У: Откройте пожалуйста дневники и записываем домашнее задание. На странице 70 , выразительно чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
Презентация к конспекту урока литературы в 4 классе "Поклонник вечной красоты"
Смотреть в конспект урока....
урок литературы 4 класс
закреплять знания о произведениях Пушкина...
Урок литературы, 2 класс. Л. Воронкова "Что сказала бы мама?"
Урок построен по технологии РКМЧП....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....