Конспект урока по русскому языку по лексикологии.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Степаненко Ангелина

Конспект урока по русскому языку по лексикологии

 

Тема урока: Синонимы.

УМК: «Школа России»

Класс: 3.

Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_po_leksikologii.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по лексикологии

Тема урока: Синонимы.

УМК: «Школа России»

Класс: 3.

Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.

Планируемые результаты.

Предметные умения:

— обучающийся научится подбирать  слова-синонимы;

— обучающийся получит возможность научиться составлять текст, заменяя повторяющееся слова синонимами.

Регулятивные умения:

— обучающийся получит возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

Личностные умения:

- обучающийся получит возможность проявлять интерес к изучению темы.

Используемые технологии: игровая, ИКТ, групповая.

Ход урока

1. Орг. Момент

У: Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнём скорей урок

Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.

У: Запишите в своих тетрадях число, классная работа. 

Минутка чистописания

а о у э и ы е ё я ю 

У: Для чего проводим минутку чистописания?

(Обучающие отвечают)

У: Правописание, каких букв закрепляем на первой строчке?

(Произносят буквы на первой строчке)

У: Что общего у этих букв?

О: Эти буквы все гласные.

У: Запишите гласные в тетрадь.

Формулирование темы и целей урока:

У: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? 

О: Осень

У: Как по-другому называют раннюю осень, когда еще стоят теплые солнечные дни?

О: По-другому раннюю осень называют бабье лето.

У: Как еще можно назвать погожую, красивую ярко-желтую осень? 

О: Осень называют золотой.

У: Молодцы.

У: Сегодня утром я получило письмо от Незнайки, он в нем писал какая у них в волшебной стране осень. (Слайд) 

Про осень.

Я люблю осень. Осенью я люблю гулять, шуршать листьями, смотреть, как листья опадают с деревьев. Погода часто пасмурная. Часто идет дождь. Часто дует холодный ветер. На холодном ветру мерзнут деревья, мерзнут звери, мерзнут руки. Иногда бывает хорошая погода. Поэтому я все равно люблю осень!

У:  Прочитайте письмо.  (Ученик читает вслух письмо).

У: Вам нравится этот текст? (Почему?) 

О: В тексте повторяющиеся слова.

У:  Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? 

О: Нужно написать другие слова.

У:  Любые слова?  

О: Нет, близкие по смыслу.

У:  Кто знает, как называются слова близкие по смыслу?

О:  Синонимы.

У:  Правильно – синонимы.

У: Кто догадался, какая сегодня тема урока?

О: Тема урока Синонимы.

У: Вы правильно определили тему урока. Тема урока «Синонимы». В путешествие мы отправимся по стране Синонимы.

На слайде  напечатан план путешествия:

1. Что такое синонимы?

2. В чем особенность синонимов?

3. Чем синонимы отличаются друг от друга?

4. Какую роль играют синонимы в речи?

У: Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.

Изучение нового материала:

У: На первой станции мы узнаем, что такое синонимы.

У:  Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.

У: Все эти слова - синонимы.

У : Прочитайте отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой. (Ученик читает вслух)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

У: Выпишите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.

Учащийся на доске выписывает синонимы и объясняет устно с помощью учителя их значение:

  • Зябнет -замерзает ,
  • дрожит – дрожит от холода ,
  • стынет –становится холодным, остывает ,
  • мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.

У: Что вы можете сказать о значении этих слов? 

О: Эти слова близкие по значению

У: Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? 

О: Эти слова пишутся и произносятся по-разному

У: Сделайте вывод, какие слова называются синонимами. 

О: Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами.

Учитель на доске выставляет опорную схему.

У: Прочитаем, что такое синонимы в учебнике.

 (Ученик вслух читает правило в учебнике)

У: Правильный вывод мы с вами сделали?

О: Да!

У: Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.

Физ. минутка.

  1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
  2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
  3.  Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

На слайде  2 станция. В чем особенность синонимов?

У: На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.

У: Посмотрите на экран. На слайде разбросаны слова, разделите эти слова на группы и  найдите к каждому слову синонимы.

(Читают по одному какие группы получились и синонимы)

1 группа: Веселый – радостный - резвый

2 группа: Идти – шагать – ступать

3 группа: Чаща – лес – заросли

У: К какой части речи относятся синонимы в каждой из групп?

О: Имя прилагательное, глагол, имя существительное.

У: Какой можно сделать вывод?

О:  Синонимы – это слова одной и той же части речи.

У: Верно!

Дополняю опорную схему на доске: «Синонимы – это слова одной и той же части речи.»

У: На 3-ей станции мы узнаем,  чем синонимы отличаются друг от друга.

У:  Чтобы ответить на этот вопрос,  выполните упражнение в тетради.

Ученики читают задание, выполняют.

У: Посмотрите на эти слова-синонимы, чем они отличаются?

О: Синонимы отличаются оттенками значения.

 Дополняю опорную схему на доске: «отличаются оттенками значения».

 

У: 4 станция. Какую роль играют синонимы в речи? 

У:  Вспомните письмо в начале урока. Вы сказали, что в тексте надо заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.

У:  Давайте попробуем заменить.  (Ученики предлагают варианты синонимов, читают получившийся текст). 

люблю - обожаю-нравится- предпочитаю

часто - постоянно – нередко- зачастую

холодный - ледяной-промозглый-прохладный-морозный

мёрзнут - стынут- зябнут-холодеют

У: Такой текст вам больше нравится? Мне тоже!

У: Зачем нужны синонимы в речи?

О: Синонимы делают речь правильной и выразительной.

 На опорную схему прикрепляю табличку «делают речь правильной и выразительной».

 Подведение итогов:

Глядя на опорную схему, подведите, пожалуйста, итог по теме урока. Что  же такое синонимы? (Ученик подводит итог).

 У:  А сейчас поиграем в игру: «Кто больше?

У: Вам необходимо придумать и записать синонимы к слову «Машина»

Машина - автомобиль- робот-механизм-тачка-агрегат-оборудование-авто-техника. Вы молодцы!

  Рефлексия:

Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....