Конспект урока по русскому языку по лексикологии.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку по лексикологии
Тема урока: Синонимы.
УМК: «Школа России»
Класс: 3.
Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_po_leksikologii.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку по лексикологии
Тема урока: Синонимы.
УМК: «Школа России»
Класс: 3.
Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.
Планируемые результаты.
Предметные умения:
— обучающийся научится подбирать слова-синонимы;
— обучающийся получит возможность научиться составлять текст, заменяя повторяющееся слова синонимами.
Регулятивные умения:
— обучающийся получит возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
— обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
Личностные умения:
- обучающийся получит возможность проявлять интерес к изучению темы.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, групповая.
Ход урока
1. Орг. Момент
У: Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнём скорей урок!
Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.
У: Запишите в своих тетрадях число, классная работа.
Минутка чистописания
а о у э и ы е ё я ю
У: Для чего проводим минутку чистописания?
(Обучающие отвечают)
У: Правописание, каких букв закрепляем на первой строчке?
(Произносят буквы на первой строчке)
У: Что общего у этих букв?
О: Эти буквы все гласные.
У: Запишите гласные в тетрадь.
Формулирование темы и целей урока:
У: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
О: Осень
У: Как по-другому называют раннюю осень, когда еще стоят теплые солнечные дни?
О: По-другому раннюю осень называют бабье лето.
У: Как еще можно назвать погожую, красивую ярко-желтую осень?
О: Осень называют золотой.
У: Молодцы.
У: Сегодня утром я получило письмо от Незнайки, он в нем писал какая у них в волшебной стране осень. (Слайд)
Про осень.
Я люблю осень. Осенью я люблю гулять, шуршать листьями, смотреть, как листья опадают с деревьев. Погода часто пасмурная. Часто идет дождь. Часто дует холодный ветер. На холодном ветру мерзнут деревья, мерзнут звери, мерзнут руки. Иногда бывает хорошая погода. Поэтому я все равно люблю осень!
У: Прочитайте письмо. (Ученик читает вслух письмо).
У: Вам нравится этот текст? (Почему?)
О: В тексте повторяющиеся слова.
У: Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов?
О: Нужно написать другие слова.
У: Любые слова?
О: Нет, близкие по смыслу.
У: Кто знает, как называются слова близкие по смыслу?
О: Синонимы.
У: Правильно – синонимы.
У: Кто догадался, какая сегодня тема урока?
О: Тема урока Синонимы.
У: Вы правильно определили тему урока. Тема урока «Синонимы». В путешествие мы отправимся по стране Синонимы.
На слайде напечатан план путешествия:
1. Что такое синонимы?
2. В чем особенность синонимов?
3. Чем синонимы отличаются друг от друга?
4. Какую роль играют синонимы в речи?
У: Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.
Изучение нового материала:
У: На первой станции мы узнаем, что такое синонимы.
У: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.
У: Все эти слова - синонимы.
У : Прочитайте отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой. (Ученик читает вслух)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
У: Выпишите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.
Учащийся на доске выписывает синонимы и объясняет устно с помощью учителя их значение:
- Зябнет -замерзает ,
- дрожит – дрожит от холода ,
- стынет –становится холодным, остывает ,
- мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.
У: Что вы можете сказать о значении этих слов?
О: Эти слова близкие по значению
У: Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному?
О: Эти слова пишутся и произносятся по-разному
У: Сделайте вывод, какие слова называются синонимами.
О: Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами.
Учитель на доске выставляет опорную схему.
У: Прочитаем, что такое синонимы в учебнике.
(Ученик вслух читает правило в учебнике)
У: Правильный вывод мы с вами сделали?
О: Да!
У: Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.
Физ. минутка.
- Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
На слайде 2 станция. В чем особенность синонимов?
У: На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.
У: Посмотрите на экран. На слайде разбросаны слова, разделите эти слова на группы и найдите к каждому слову синонимы.
(Читают по одному какие группы получились и синонимы)
1 группа: Веселый – радостный - резвый
2 группа: Идти – шагать – ступать
3 группа: Чаща – лес – заросли
У: К какой части речи относятся синонимы в каждой из групп?
О: Имя прилагательное, глагол, имя существительное.
У: Какой можно сделать вывод?
О: Синонимы – это слова одной и той же части речи.
У: Верно!
Дополняю опорную схему на доске: «Синонимы – это слова одной и той же части речи.»
У: На 3-ей станции мы узнаем, чем синонимы отличаются друг от друга.
У: Чтобы ответить на этот вопрос, выполните упражнение в тетради.
Ученики читают задание, выполняют.
У: Посмотрите на эти слова-синонимы, чем они отличаются?
О: Синонимы отличаются оттенками значения.
Дополняю опорную схему на доске: «отличаются оттенками значения».
У: 4 станция. Какую роль играют синонимы в речи?
У: Вспомните письмо в начале урока. Вы сказали, что в тексте надо заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.
У: Давайте попробуем заменить. (Ученики предлагают варианты синонимов, читают получившийся текст).
люблю - обожаю-нравится- предпочитаю
часто - постоянно – нередко- зачастую
холодный - ледяной-промозглый-прохладный-морозный
мёрзнут - стынут- зябнут-холодеют
У: Такой текст вам больше нравится? Мне тоже!
У: Зачем нужны синонимы в речи?
О: Синонимы делают речь правильной и выразительной.
На опорную схему прикрепляю табличку «делают речь правильной и выразительной».
Подведение итогов:
Глядя на опорную схему, подведите, пожалуйста, итог по теме урока. Что же такое синонимы? (Ученик подводит итог).
У: А сейчас поиграем в игру: «Кто больше?
У: Вам необходимо придумать и записать синонимы к слову «Машина»
Машина - автомобиль- робот-механизм-тачка-агрегат-оборудование-авто-техника. Вы молодцы!
Рефлексия:
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс | Минус | Интересно |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....