Технологическая карта урока русского языка обучения грамоте "Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р" (УМК "Перспектива", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.
Задачи урока
Дидактические:
1. Научить давать характеристику звукам [р] и [р’], различать эти звуки;
2. Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой Р;
3. Научить читать слоги, слова с буквой Р;
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление при составлении цели и плана урока;
2. Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.
Воспитательные:
1. Проявлять интерес к учебной деятельности, через занимательный материал;
2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 09.11.21г. Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» Класс: 1 «А» Урок: 4 Время: 11:40-12:20 Кабинет: 103 | Студент: Кладова Анна Группа: 41 Учитель: Кубрак П.С. Методист: Солопова Т.В. |
Тема урока «Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.
Задачи урока
Дидактические:
- Научить давать характеристику звукам [р] и [р’], различать эти звуки;
- Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой Р;
- Научить читать слоги, слова с буквой Р;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении цели и плана урока;
- Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.
Воспитательные:
- Проявлять интерес к учебной деятельности, через занимательный материал;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.
Оборудование: учебник «Азбука» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа, психологический настрой, инструктаж Фронтальная | 1. Приветствует. -Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -Ребята, сегодня мы с вами будем настоящими туристами и отправимся в путешествие. -А куда мы с вами отправимся, вы мне скажите сами, изучив иллюстрацию на слайде. 2. Проверяет готовность к уроку. -Правильно, но для того, чтобы отправиться в поход, проверим вашу готовность к уроку. -Что у вас должно лежать на парте? -Хорошо, проверьте, чтобы у вас всё лежало на парте. 3. Организация работы. -Сегодня вас ждут много новых и интересных заданий. Настоящему туристу необходим в походе рюкзак, в котором лежат все нужные вещи. Сегодня я предлагаю вам собрать этот необходимый рюкзак. Если вы выполнили задание без ошибок, то вам необходимо будет раскрасить один из предметов, который затем вы положите в рюкзак. -Посмотрим, кто больше закрасит принадлежности для похода. | 1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу. 2. Рассматривают иллюстрацию. -В лес. 3. Проверяют готовность к уроку. -Азбука, звуковички, цветные карандаши. | Р: личностное включение в учебную деятельность; Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация «Лист достижения» | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог Практический: речевая разминка Создание проблемной ситуации Языковой анализ: выделение первого звука в слове Фронтальная | 1. Проводит параллель с раннее изученным материалом. -Скажите, в чем отличие буквы от звука? -Давайте с вами вспомним, на какие 2 группы можно разделить звуки. -Правильно. А назовите, пожалуйста, отличительные признаки гласного звука. -Хорошо, а теперь назовите отличительные признаки согласного звука? - Какие преграды может встретить согласный звук? -Дайте характеристику согласного звука. Какой он? -Ребята, а с чего начинается любой поход? 2. Проговаривает задание. -Верно, давайте соберем вещи в поход. Я буду называть то, что нам понадобится, если слово, которое я назову, начинается на гласный – встаньте, на согласный – сядьте. Слова: рюкзак, еда, фонарь, удочка, палатка, аптечка, тарелка, одежда, веревка, спички. 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Здорово! Вот мы и собрались в поход. Если вы не допустили ни одной ошибки, при определении первого звука, раскрасьте карту. 4. Проводит артикуляционную разминку. -У настоящих туристов есть свои чистоговорки. Познакомимся с нашей: | 1. Отвечают на вопросы. 2. Повторяют пройденный материал. -Букву мы пишем, а звук произносим. -Гласные и согласные. - 1.Произносится свободно, без преград. 2. Состоит только из голоса. 3. Образует слог. - 1. Произносится с преградой. 2. Самостоятельно не образует слог. 3. Состоит из голоса и шума или только из шума. - Зубы, губы, язык. -Согласный, твердый/мягкий, гласный/звонкий. -Со сбора вещей. 3. Выполняют задание. 4. Выполняют артикуляционную разминку. |
П: Выделение известной информации и структурирование знаний; П: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; | Учебная презентация «Лист достижений» | |
Ра-ра-ра - ровная гора. Ру-ру-ру - я гармонь беру. Мор-мор-мор - красный мухомор. -Проговорим все вместе хором. Теперь проговорим быстрее. И самый последний раз – самый быстрый. - Ребята, какой звук встречается в этой чистоговорке чаще всего? 5. Организует проблемную ситуацию. -Ребята, дайте характеристику этому звуку. -А вы его изучали, вы можете дать характеристику? | - Звук [р]. 5. Испытывают затруднение. -Нет. | Л: проявление активности в общей работе; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли. | |||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: учебный диалог Исследовательский: создание плана Наглядный: учебная презентация Фронтальная | 1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы) -Какое затруднение у вас возникло? -Так с какими же звуками мы будем сегодня знакомиться? -Поставьте, пожалуйста, цели на урок. 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. -Ребята, посмотрите, что стало преградой во время нашего похода? -Правильно, а для того, чтобы её преодолеть нам необходимо в правильной последовательности составить план. Давайте его восстановим. 1. Чтение слов; 2. Знакомство со звуками и буквой; 3. Чтение предложений, текста; 4. Работа со слогами. 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. - Раскрасьте аптечку, если верно составили план работы. | 1.Формулируют тему и цели урока. - Мы не можем дать характеристику этим звукам. - Звуки [р], [р’] - Узнаем, характеристику звуков [р], [р’]. Научимся давать характеристику новым звукам Р. -Гора. 2. Составляют план урока. 1. Знакомство со звуками и буквой; 2. Работа со слогами; 3. Чтение слов; 4. Чтение предложений, текста. 3. Отмечают свои успехи. | П:самостоятельное формулирование темы и цели урока; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; Л: проявление активности в общей работе. | Учебная презентация «Лист Достижений» | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: учебный диалог Аналитико-синтетический: звуковой анализ слова хар-ка звука Моделирование: звуко-буквеннй анализ Практический: работа с учебником Фронтальная, парная | 1. Организует работу с языковым материалом. -Сейчас мы проиграем в игру. Вам необходимо назвать все слова, которые начинаются на букву Р. Отвечаем по поднятой руке. -Теперь назовите слова, в который буква Р стоит в середине слова. -Слова, в которых буква Р стоит в конце слова. -Молодцы, как много слов вы знаете. -А мы с вами продолжаем наш поход. -Ребята, посмотрите, где мы с вами находимся? -Правильно, а для того, чтобы узнать, кого мы там встретим, давайте отгадаем загадку. Ползёт наоборот, Задом наперёд. Всё под водой, Хватает он клешнёй. -Проговорим слово рак все вместе. -Определите, сколько слогов в слове? Прохлопайте. -С какого звука начинается это слово? -Назовите первый звук, какой он? -Какую преграду встречает звук? -Закройте ушки и произнесите звук, глухой он или звонкий? -Мягкий или твёрдый? -Возьмите набор для составления схем. -Давайте отметим первый звук. Каким цветом? -Второй звук. Какой он? Каким цветом? -Третий звук. Какой он? Каким цветом? -Повторите характеристику звука [р], в паре со своим соседом. -Скажи, пожалуйста, что рассказал тебе твой сосед? | 1. Называют слова. -Рак, рыбалка, ракета. -Метро, труд, страна. -Трактор, сыр, комар. -На берегу реки. -Рак. -1 слог. -Со звука [р]. -[р], согласный, потому что струя воздуха встречает преграду. -Язык. -Звонкий. -Твёрдый, потому что произносится твёрдо. -Синим. -Гласный, красным. -Согласный, синим. 2. Проговаривают характеристику в парах. -Туристов. -Турист. -2 слога. Ту-рист -Букву И. | П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации П:структурирование знания; К:инициативность в общем поиске нового знания; Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов; | Учебная презентация Набор составления схем | |
2. Организует работу по составлению характеристики звука [р’]. -Ребята, посмотрите, кого мы с вами встретили? -А если он один, то он кто? -Давайте хором проговорим слово турист с ударением. -Сколько слогов в слове турист? -Какая буква находится под ударением? -В каком слоге находится изучаемый нами звук? -Назовите 2 слог. -Назовите первый звук, какой он? -Закройте уши и произнесите первый звук, глухой он или звонкий? -Мягкий или твердый? -Как вы думаете, звук [р’] в схеме будет обозначен также как и звук [р] или по-другому? Каким цветом? -Проговорите характеристику звука в парах. -Скажи, пожалуйста, что рассказал тебе твой сосед? -Какие звуки обозначает буква Р? -Какой вывод мы можем сделать? - Определите местоположение буквы к в нашем алфавите. - Между какими буквами стоит наша буква К? 3. Проговаривает задание. -Немного поиграем. Я буду читать слова. Когда вы услышите мягкий звук [р’], вы хлопаете, твердый звук [р] – топаете. Слова: букварь, нора, мишура, перья, январь, гитара, жара, рис, гора, курица. -Ребята, какой звук смягчает р? | -Туристов. -Турист. -2 слога. Ту-рист. -Буква И. -Во 2 слоге. -рист -[р], Согласный, струя воздуха встречает преграду. -Звонкий. -Мягкий. -Зеленым цветом. 3. Проговаривают характеристику в парах. - Звуки [р], [р’] -Данные звуки, всегда согл., звонкие, но различаются по мягкости- твердости. 4. Показывают букву в алфавите. - Между буквой П и С. 5. Выполняют задание. | П: звуковой анализ, моделирование П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; | «Лист достижений» | ||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: учебный диалог Конструирование: составление слогов Частично-поисковый: выборочное чтение Наглядный: азбука Фронтальная, парная | 1.Организует составление и чтение слогов - Откройте азбуку, на стр. 92 слева найдите рамку. Потренируемся в составлении слогов. -Сейчас в паре попробуйте составить слоги. -Что общего у всех этих слогов? Из чего состоят? -Попробуйте разделить все слоги на 2 группы. Какие? -А сейчас мы разделимся на две команды. Девочки будут читать те слоги, где звук Р мягкий, а мальчики – твердый. -Что указывает на твердость звука? - Почему звук в слоге РИ мягкий? Что указывают на мягкость? - Как еще можно составить слоги? -Ребята, а почему буква р изображена синим цветом, а буквы а, о, у- красным? 2. Подводит к выводу. -Ребята, значит, какой вывод мы можем сделать? 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Если вы все слоги составили верно, и ответили на мои вопросы – закрасьте бинокль. | 1. Составляют и читают слоги в парах. -Состав: звук согл., глух. -С твёрдым согласным звуком и мягким согласным звуком. Девочки: ри Мальчики: ра, ро, ру, ры - После звука идут звуки а, о, у, ы, которые придают звуку твердость. -Звук и, т.к. он всегда указывает на мягкость. -Наоборот: ар, ор, эр, ур, ир, ыр. -Потому что р- согласная буква, а все остальные буквы гласные. 2. Делают вывод. -Слог состоит из согласных и гласных звуков. 3. Отмечают свои успехи. | Л: понимание и выражение в речи цели задания; Р: принятие учебной задачи к исполнению; Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов. | Учебная презентация. Азбука. «Лист достижений» | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Наглядный: презентация Фронтальная, парная | 1.Организует работу со словами. -Что мы можем составить из слогов? -Верно, мы будем учиться читать слова, с изученными слогами. -На этом наше путешествие не заканчивается. В лесу можно встретить много животных, но некоторые из них спрятались, давайте их попробуем найти. У вас на столах лежат карточки со словами, в которых допущены пропуски, ваша задача записать нужный слог. Работать будете в паре. А поможет вам в этом паспорт животных, представленный на экране. -Давайте проверим, прочитайте, пожалуйста, каких животных вам удалось восстановить. 2. Подводит к выводу. -Ребята, какой вывод мы можем сделать после выполненного задания? -Хорошо, молодцы! 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Если вы все слова составили верно, тогда закрасьте палатку. | 1. Отвечают на вопросы. -Слова. 2. Слушают задание. 3. Выполняют задание в парах. Эталон: - ЗебРА, носоРОг, жиРАф, кРОкодил, мАРтышка. 2. Делают вывод. -Слова состоят из слогов. 3. Отмечают свои успехи. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений | Учебная презентация. «Лист достижений» | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: учебный диалог Наглядный: азбука Практический: жужжащее и по ролям чтение Фронтальная, самостоятельная | 1. Организует чтение предложений. -А что мы можем составить из слов? -Откройте азбуку на стр. 92, найдите текст. Сколько в нем предложений? -Сколько слов в 1 предложении? -Во 2? -В 3? -Обратите внимание, какие знаки препинания стоят в конце предложений. -С какой буквой начинаются слова в начале предложения? -Как нужно читать предложения, в которых стоят вопросительный знак? Хорошо, а как читать предложения с восклицательным знаком? -Ребята, что вы заметили в этом тексте? -Назовите, какие герои присутствуют в тексте. -Сейчас самостоятельно, в полголоса прочитайте текст. Будьте внимательны, некоторые слова заменили картинками. -Сейчас я предлагаю вам почитать по ролям. Кто будет читать за автора? Кто за Риту? А кто за Рому? -Хорошо, а остальные внимательно слушают и следят пальчиком по тексту. -Ребята, как вы думаете, справились ли чтицы со своими ролями? Смогли ли они передать мысль автора? -Прочитайте предложение, которое состоит из 4 слов. -Найдите и прочитайте все слова с буквой С. 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. - Кто считает, что правильно ответил на все мои вопросы, закрасьте посуду. | 1. Отвечают на вопросы. -Предложения. -Восемь. -4. -3. -2. -Точки, вопросительный и восклицательный знаки. -С заглавной. -В этом тексте есть прямая речь. -Рита и Рома. 2. Читают текст. -Рома искал в лесу грибы. -Рома, грибы, смотрит, норка, крот и т.д. 3. Отмечают свои успехи. | П: обобщение и структурирование знаний в речи Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; | Учебная презентация Азбука «Лист достижений» | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа, анализ работы Наглядный: презентация, «Лист достижения» Фронтальная | 1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями. -Наше путешествие подходит к концу. -Вспомните, какова тема урока? -Какие цели мы ставили на урок? -Дайте характеристику звукам [р], [р’] 2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Как вы считаете, мы достигли целей урока? -Посчитайте, сколько принадлежностей для похода получилось? Кто заработал 8 предметов? Молодцы, можно сказать, что вы усвоили тему на отлично. Кто получил 7-6 предметов? Хорошо. Не все получилось, но вы близки к достижению цели. У кого 5 и менее предметов? Не расстраивайтесь, вам нужно еще немного потренировать и у вас все получится. -Ребята, полезно ли вам было наш поход? -Что нового вы узнали? -Спасибо за урок! До свидания! | - Звуки [р], [р’] -Узнаем, характеристику звуков [р], [р’]. Научимся давать характеристику новым звукам Р. [р]: согл., звонкий, твёрдый. [р’]: согл., звонкий, мягкий. - Из полуовала. Оценивают свою деятельность.
| Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения К: умение полно и точно выражать своё мнение | Учебная презентация «Лист достижений» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний над изобразительными возможностями языка, как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...
Технологическая карта урока русского языка "Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цель урока: закрепление у обучающихся умения правописания буквосочетаний ЖИ – ШИ, умения корректировать способы действия в соответствии с алгоритмом.Планируемые результатыПредметныеОбучающие нау...
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква х»
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква х»...
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква ц»
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква ц»...
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Заглавная буква Ю»
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Заглавная буква Ю»...
Технологическая карта урока русского языка по теме Звуки Г, г. Буква Г, г.
Тема урока: Звуки Г, г. Буква Г, г.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Звуко-буквенная форма и её значение" - 4 класс (УМК "Перспектива")
Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: обобщение и систематизация знаний о понятиях «звуко-буквенная форма», «лексическое значение»;закрепление умения ...