Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.
Задачи урока
Дидактические:
1. Построить алгоритм выбора буквы парного по глухости-звонкости согласного в корне слова;
2. Формировать умения правильно писать буквы парных согласных в корне слова, пользуясь алгоритмом.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
2. Развивать наглядно-образное мышление при нахождении ошибок в предложениях;
3. Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.
Воспитательные:
1. Проявлять интерес к учебной деятельности;
2. Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 02.03.21г. Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» Класс: 2 «Б» Урок: 6 Время: 12:35-13:10 Кабинет: 202 | Студент: Кладова Анна Группа: 31 Учитель: Мицкевич А.С. Методист: Солопова Т.В. |
Тема урока «Правописание парных согласных в корне слова»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.
Задачи урока
Дидактические:
- Построить алгоритм выбора буквы парного по глухости-звонкости согласного в корне слова;
- Формировать умения правильно писать буквы парных согласных в корне слова, пользуясь алгоритмом.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
- Развивать наглядно-образное мышление при нахождении ошибок в предложениях;
- Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.
Воспитательные:
- Проявлять интерес к учебной деятельности;
- Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа, психологический настрой Наглядный: показ Фронтальная | 1. Приветствует. -Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по русскому языку. 2. Проверяет готовность к уроку. -А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского писателя А.И.Куприна, прочитайте, пожалуйста, его на слайде: - Как вы понимаете эту фразу? -Правильно, если мы с вами будем знать русский язык и обладать достаточным лексический запасом, тогда мы сможем строить красивые, точные и ясные фразы. - Пожелайте друг другу успехов. 3. Желает успешной работы. - Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке. | 1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу. 2. Читают высказывание. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок и вместителен» 3. Высказывают своё мнение. -Нужно учить русский язык, для того чтобы мы смогли употреблять правила, имели огромный словарный запас. 4. Желают друг другу успехов и настраиваются на работу. | Р: личностное включение в учебную деятельность Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Слайд Высказывание А.И. Куприна Слайд | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Практический: каллиграфические упражнения, имитативный, чистично-поисковый, Создание проблемной ситуации Наглядный: презентация Фронтальная, самостоятельная | 1. Организация работы. -Откройте свои тетради, запишите число и классная работа, сегодня второе марта. 2. Проводит минутку чистописания. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и разделите у себя в тетради эти буквы на 2 группы. 3. Языковой анализ. -Какие звуки они обозначают? -И так, какие группы у вас получились? -Назовите звонкие согласные. -Докажите, что они звонкие. -Назовите теперь только глухие согласные и докажите. -Хорошо, молодцы. Ребята, а что вы заметили в этом задании? -Какая буква у вас получилась лишней? -Ребята, а что вы знаете об этой букве? 4. Организует словарную работу. -Мы с вами сегодня познакомимся с новым словарным словом на букву я, но для того, чтобы узнать, что это за слово вам нужно сначала отгадать ребус, который представлен на экране. -Какое слово у вас получилось? -Хорошо, запишите, пожалуйста, его себе в тетрадь. | 1. Подготавливают тетради к работе. 2. Отвечают на вопросы. б п в ф г к д т я ж ш з с 3. Записывают и разделяют буквы на группы. -Парные согласные. -Пары согласных по звонкости-глухости. -Б, в, г, д, ж, з. -Звонкие произносятся с голосом и шумом. -П, ф, к, т, ш,с. Глухие произносятся только с шумом. -Есть лишняя буква. -Буква я. -Гласная буква, последняя в алфавите, обозначает два звука в начале слова, после согласных и после ь и ъ. 4. Отгадывают ребус. -Ягода. 5. Знакомятся с новым словарным словом. |
П: Выделение известной информации и структурирование знаний; П: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов | Учебная тетрадь. Слайд Ребус Слайд | |
-Ребята, поставьте ударение в этом слове. -В какой части слова находится безударная гласная? -Подберите и запишите родственные слова к слову ягода, какие слова у вас получились? -Значит, какой корень у этого слова? -Для того чтобы узнать лексическое значение слова ягода, куда мы должны обратиться? -На экране представлено определение, прочитайте, пожалуйста. 5. Выдвигает проблему. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте слова. -Ребята, как вы думаете, какое слово лишнее? -Ребята, как вы думаете, почему вы не можете выполнить это задание? -Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла. – Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? - Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? - Какое же слово оказалось лишним? - Давайте произнесём слово- травка. - Какой звук слышим в середине слова? - Какой буквой будем его обозначать? -Ребята, а как вы думаете, почему, тогда пишется в слове буква в? | -Ударение падает на первый слог. -В корне слова. -Ягодка, ягодные, ягодник и т.д. -Ягод. -К словарю Ожегова. -Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников и травянистых растений. -Гора, леса, травка, поля. 6. Высказывают своё мнение. -Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный -[ф] -В. | Л: проявление активности в общей работе; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; | Слайд Слайд Слайд | ||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, разъяснение Исследовательский: создание алгоритма Наглядный: презентация Фронтальная | 1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы) -Ребята, а вы уже догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить? -Правильно, тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. -Какую цель мы можем поставить? -Давайте составим план урока. 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. 1. Повторить парные согласные. 2. Узнать правило написания парных согласных в корне слова. 3. Научиться применять правило на практике. 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет поставить тот знак, который соответствует успешности выполненного задания. Давайте договоримся с критериями: «3 балла»- справился с заданием; «2 балла»- на половину справился с заданием; «1 балл»- не справился с заданием. В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке. -Вы можете уже оценить минутку чистописания, словарную работу. | 1.Формулируют тему и цели урока. -О парных согласных. -Правописание парных согласных в корне слова. -Узнать правила написания парных согласных в корне слова. 2. Составляют план урока. 2. Знакомятся с «Листом достижений» 3. Отмечают свои успехи. | П:самостоятельное формулирование темы и цели урока; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план Л: проявление активности в общей работе; | Слайд Планирование урока. «Лист Достижений» Слайд | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа Наглядный: презентация, стихотворение Объяснительно-иллюстративный Практический: работа с учебником Фронтальная, парная | 1. Подводит учащихся к выводу. 2. Организует наблюдение над языковым материалом. -Ребята, в чём наше затруднение? -Какая орфограмма в слове травка? -Ребята, давайте попробуем подобрать к слову травка однокоренные слова. -Ребята, как вы думаете, какие из названных вами слов будут являться проверочными словами? -Почему? -А почему мы чётко слышим согласный звук? 3. Подводит к выводу. - Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? 4. Организует подтверждение вывода учащихся правилом в учебнике. -Хорошо, откройте учебники на странице 55. Что вы видите? -Сейчас я включу аудиозапись, вы внимательно её слушаете, и следит за текстом. -Ребята, значит, правильно мы с вами сделали вывод? 5. Контролирует проговаривание правила. -Хорошо, а для того, чтобы вы запомнили правило написания парного согласного в корне слова, я вам предлагаю запомнить стишок, он представлен на слайде: | 1. Отвечают на вопросы. -Мы не знаем, почему в слове травка пишется буква В. -Парный согласный в корне. -Травки, трава. -Трава. -Потому что чётко слышим согласный звук. -За ним следует гласный звук. 2. Формулируют вывод. -Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный. 3. Слушают аудиозапись. -Профессора самоваров. -Да. 4. Запоминают стихотворение и проговаривают его в парах. | П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации П:структурирование знания; К:инициативность в общем поиске нового знания; Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов; | Слайд Слайд Учебник стр. 55 | |
Парные согласные- Самые опасные! В корне ты их проверяй- Рядом гласный подставляй! -Прочитайте его внимательно про себя и постарайтесь запомнить, а затем попробуйте рассказать своему соседу по парте. 6. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с этим заданием. -Кто может попробовать рассказать по памяти стихотворение всему классу. -Хорошо, когда вы будете выполнять задание, обязательно помните об этом стихотворении. -А сейчас я предлагаю вам составить алгоритм написания и проверки парных согласных в корне. 7. Организует составление алгоритма. 1.Внимательно прочитать слово. 2. Убедиться, что парный согласный в корне слова. 3. Подобрать однокоренное слово так, чтобы за ним следовал гласный звук. 4. Определить какую букву писать. 5. Написать слово и выделить орфограмму. 8. Проводит динамическая паузка. | 3. Оценивают свою работу. 4. Составляют алгоритм. 5. Выполняют динамическую паузу. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Стихотворение «Лист достижений» Алгоритм работы | ||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа, языковой анализ Частично-поисковый Наглядный: презнтация Фронтальная, парная | 1. Организует работу в парах. -Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах, у вас на партах лежат задания, прочитайте, пожалуйста, что нужно выполнить? Задание: Лу… Ко.. Гри… 2. Выдвигает проблему. -И так, ребята, что у вас получилось? -Почему вы не смогли вставить пропущенные буквы, вы же действовали по алгоритму? 3. Знакомит с новым понятием. -Правильно, ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имею разное значение. Кто-нибудь знает, как называются такие слова? -Такие слова называются- омофоны. -Ребята, как вы думаете, какого пункта алгоритма не хватает теперь? -Правильно. На экране представлены предложения, а сейчас вы сможете, опираясь на них, вставить в слова пропущенные буквы? Предложения: 1. В огороде вырос лу... 2. Наш ко… любит играть с клубком ниток. 3. В лесу мы нашли неизвестный гри… -Ребята, проверьте, пожалуйста, свои работы, на экране представлен эталон. | 1. Знакомятся с новым заданием. 2. Отвечают на вопросы. -Вставить пропущенные буквы и подобрать однокоренные слова. 3. Высказывают своё мнение. -Потому что мы не знаем, какое слово должно получиться, его лексическое значение. 4. Знакомятся с новым понятием. 5. Дополняют алгоритм работы: Определить лексическое значение слова. -Да. 6. Выполняют задание. Эталон: 1. В огороде вырос лук. 2. Наш кот любит играть с клубком ниток. 3. В лесу мы нашли неизвестный гриб. | Л: понимание и выражение в речи цели задания; Р: принятие учебной задачи к исполнению; Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов. | Слайд Раздаточный материал Слайд Алгоритм работы Слайд Раздаточный материал | |
4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Оцените, пожалуйста, свою работу в «Листе достижений» 5. Подводит к выводу. -Ребята, какой мы вывод можем сделать, после этого задания? | -В русском языке есть слова омофоны, чтобы определить, какую букву вставить, нужно сначала узнать лексическое значение этих слов. | Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений | «Лист достижений» | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: беседа Практический: выполняют задание Наглядный: презентация, учебник Фронтальная, самостоятельная | 1. Обеспечивает самостоятельную работу. -Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно, откройте учебники на странице 55, упражнение номер 72. -Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? -Ребята, это задание вы будете выполнять по вариантам, первый вариант выполняет и записывает первый столбик, второй вариант- второй столбик. -На работу вам даётся 2 минуты, можете приступать к заданию. 2. Обеспечивают проверку задания. 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Ребята, обменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и сверьте задание с эталоном. -Обратно поменяйтесь тетрадями, и посмотрите, как вы выполнили задание. Оцените свою работу в «Листе достижений». 4. Подводит к выводу. -Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок? Какой вывод вы можете сделать? -Кто совершил одну или две ошибок? | 1.Слушают задание. -Определить, какие буквы пропущены, подобрать и записать проверочные слова и вставить пропущенные буквы. 2. Выполняют задание. 3. Оценивают свою работу в «Листе достижений» -Мы хорошо усвоили новую тему и правило написание парных согласных в корне. -Мы ещё не совсем разобрались с правилом, нам нужно его ещё повторить. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений | Учебник стр. 55, № 72 Учебная тетрадь. Слайд «Лист достижений» Слайд | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа, формулирование вывода, языковой анализ Наглядный: презентация Практический: нахождение и исправление ошибок в предложениях Фронтальная, групповая | 1. Проводит работу с изученным материалом. -Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. -Но для начала давайте вспомним правила работы в группах. В группе главный будет тот, у кого первая буква имени идёт раньше по алфавиту. -У каждой группы лежат задания, прочитайте, пожалуйста, что нужно сделать? 2. Организует работу в группах. -Правильно, на работу вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания. Задание: 1. Снек укутал деревья. 2. Дуп в мохнатой шабке. 3. Ель спряталась в сугроп. 4. Не страшен деревьям холот и мороз. 5. В лесу замёрз и покрылся льдом пру… 3. Обеспечивают проверку задания. -Ребята, время вышло, главные группы, возьмите себе листочки с заданиями и сверьте его с эталоном, который представлен на экране. 4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Оцените свою работу в «Листе достижений» 5. Подводит к выводу. -Ребята, а для чего вы выполняли это задание? 6. Объясняет домашнее задание. -Ребята, на экране представлено домашнее задание, запишите: рабочая тетрадь стр. 20-21, задания № 137, 138. | 1. Делятся на четвёрки. 2. Проговаривают правила работы в группах. 3. Знакомятся с заданием. -Найти и исправить ошибки, сверху подписать проверочные слова. 4. Выполняют задание в группах. Эталон: 1.Снег укутал деревья. 2. Дуб в мохнатой шапке. 3. Ель спряталась в сугроб. 4. Не страшен деревьям холод и мороз. 5. В лесу замёрз и покрылся льдом пруд. 5. Проверяют свою работу. 6. Оценивают свою работу. 7. Делают выводы. -Мы должны уметь находить ошибки, для того чтобы в дальнейшем их не совершать. 8. Знакомятся с домашнем заданием. | П: обобщение и структурирование знаний в речи Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; | Слайд Раздаточный материал Слайд «Лист достижений» Рабочая тетрадь стр. 20-21, задания № 137, 138. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа, анализ работы Наглядный: презентация, «Лист достижения» Фронтальная | 1.Обеспечивает подведение итогов. -Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня с вами проходили? -Какую цель мы сегодня с вами ставили?
-Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? -Все ли пункты плана мы реализовали? 2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке. -А сейчас пришло время подсчитать ваши баллы, поднимите руку те, у кого получилось от 18 до 14 баллов. -Значит, вы отлично поработали и хорошо усвоили новый материал. -Поднимите руку те, у кого получилось от 13 до 10 баллов. -Вы также хорошо поработали на уроке, но нужно немного постараться, чтобы на следующем уроке. -Поднимите руку те, у кого получилось 9 баллов и менее. -Вам нужно на следующих уроках быть внимательнее и стараться больше запомнить и усвоить. 3. Прощается с учащимися. -Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие.
| 1.Вспоминают тему урока. 2.Определяют, достигнут ли план урока. -Правописание парных согласных в корне слова. -Узнать правила написания парных согласных в корне слова. -Да. -Да. 3. Анализируют свою деятельность. 4. Прощаются с учителем. | Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения К: умение полно и точно выражать своё мнение | Слайд «Лист достижений» Слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс
Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне. ...
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.
Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...
Технологическая карта урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Парные звонкие и глухие согласные"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: закрепление знаний учащихся об орфограмме «Парные звонкие и глухие согласные» в...
Технологическая карта урока русского языка "Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цель урока: закрепление у обучающихся умения правописания буквосочетаний ЖИ – ШИ, умения корректировать способы действия в соответствии с алгоритмом.Планируемые результатыПредметныеОбучающие нау...
Технологическая карта урока русского языка "Парные согласные звуки [г], [г’], [к], [к’]" (1 класс)
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о парных согласных звуках [г], [г’], [к], [к’]Задачи урока: Дидактические:1 Сформировать умение различ...