Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова – УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Чередование согласных в корне слова»
Цель: создать условия для усвоения новых знаний.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи урока: обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова, развивать умения находить группу однокоренных слов и доказать правильность своего решения по алгоритму, обогащать словарный запас учащихся.
Методы обучения: продуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах.
Средства обучения: видеопроектор, презентация
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. | Настрой учащихся на плодотворную работу в стихотворной форме | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2.Актуализация знаний. | Практическое задание. Найти однокоренные слова и выделить в них корень. - Молодцы, вы научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень. | Находят слова( лес, лесная, лесник, лесок) по алгоритму: хотя все слова имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне. Вывод: данные слова - однокоренные | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Создание проблемной ситуации. | Продолжить работу над однокоренными словами. Выписать из текста однокоренные слова и обозначить корень. -Все справились с заданием? -Что мы имеем? -Получились разные ответы, как вы искали слова? -В чем возникли затруднения? -Что мы получили в результате выполнения задания? -Встречалась ли раньше такая задача? -Во время выполнения пользовались алгоритмом? | Выписывают из текста однокоренные слова и выделяют корень . - Да. -В 1 гр.: 2 слова с корнем –свет-; Во 2 гр.: 3 слова с корнем –све-. -По алгоритму. -Слово СВЕЧА относится к группе однокоренных слов или нет? -Получили разное количество слов и разный корень. -Разное количество слов –да, разный корень – нет. -Да, но не смогли правильно выделить количество слов и корень. | Регулятивные: целеполагание, планирование; Познавательные: постановка вопросов, формирование проблемы, выдвижение гипотез; Коммуникативные: инициативное сотрудничество; |
4.Постановка выхода из проблемной ситуации. | -В чем же мы сегодня должны разобраться? Сформулируйте цель нашей работы. -Как мы будем это делать? -Докажите, что слова СВЕТИЛЬНИК, СВЕТЛО однокоренные. -Докажите, что слова СВЕТИЛЬНИК, СВЕТЛО,СВЕЧУ однокоренные. -Посмотрите на корень - све-, понимаем ли мы к какому предмету относится данный корень? -Какие слова спрятались? Они однокоренные? -Прочитайте слова, которые написаны.какие слова здесь «чужие»? -Значит, по этой части слова можем понять смысл? -Что это значит? -Но если это родственные слова, значит, какой будет корень? -Вам понятно, о чем речь? -Какая задача сейчас у нас? -Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать букву в корне слова СВЕЧУ и поставить обычную для корня. Сделаем корень одинаковым. -Прочитайте предложение. Что можно сказать о слове? -Что нам помогло понять значение этих слов? -Сколько однокоренных слов в тексте? -Какие корни? -какие гипотезы были не верные? -Почему допустили ошибки? -Как пришли к верному решению? -Что нового узнали? -Сформулируйте тему урока. -Какие буквы чередуются? ФИЗМИНУТКА | -Сколько встретилось в тексте однокоренных слов, какой у них корень, что особенного в выделении корней этих слов(-свет-, -свеч-). -Будем использовать алгоритм, проверять правильность и ошибочность каждой гипотезы. - Хотя слова имеют разное значение, но они имеют общий смысл, который заключается в корне -Опираясь на знания дети доказывают, что в словах корень -све-. На доске карточки со словами, часть слова закрыта: све(тлеть),све(жесть),све(чечка), све(рло), све(тлица),све(кольный). Слова: свежесть, сверло, свекольный. -Не выполняется пункт алгоритма, корень - све - не удерживает значение слова. -Значит корень не – све-. -свет-, -свет-, -све-. -Частичка общего значения ясна,а последняя буква разная. -Понять могут ли корни однокоренных слов отличаться последней буквой. «А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свеТу» -Произносится непривычно, неудобно. -Ч заменили на Т. Значит в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова. -Три. -свет-, -свеч-. -Корня два. -Не знали, что последние буквы в корне могут меняться. -Пользовались известным алгоритмом, проводили эксперимент. -В однокоренных словах согласные могут чередоваться. -Чередование согласных в корне слова. -Т-Ч. | Регулятивные:целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: формулирование познавательной цели, формулирование проблемы; |
5.Первичное закрепление | -Проведем наблюдение над другой группой слов: ПЛАКСА, ПЛАЧ. | Работа в парах. Учащиеся делают вывод, что чередоваться могут и другие согласные. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Организация деятельности по применению новых знаний. | Самостоятельная работа учащихся.Осуществляют проверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено; Личностные: самоопределение; |
7.Рефлексия деятельности | -Что нового узнали на уроке? -Над какой темой работали? -Поднимите смайлики , как вы оцениваете свою работу. | -Узнали, что корни в однокоренных словах могут различаться последней буквой. -Чередование согласных в однокоренных словах. Оценивание своей работы | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование; Познавательные: рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме "Знакомство с буквами Пп". Программа "Начальная школа 21 века" ФГОС НОО
Технологическая карта с мультимедийным приложением....
Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"
Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...
Технологическая карта урока " Правописание парных согласных в корне слова", 2 класс. "Школа России
Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Технологическая карта урока "Проверка парных согласных в корне слова"
Усвоение детьми новых знаний о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и способах их проверки...
Технологическая карта урока русского языка "Согласные звуки" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания...
Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согл...
Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова", 2 класс"
Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...