Повелительное наклонение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Забазнова Татьяна В.

Конспект урока в 4 классе по теме: "Повелитеньное наклонение глагола".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_26.01.2022_g.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Антоновская основная общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области

(МБОУ Антоновская ООШ)

347328,Российская Федерация,  Ростовская область, Цимлянский район,  хутор Антонов, улица Центральная 18.

Технологическая карта урока

 русского языка

для учащихся 4 класса

Забазнова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема урока

Повелительное наклонение глагола.

Дата проведения

26.01.2022 г.

Цель деятельности учителя

Повторить имеющиеся сведения по теме «Глагол», познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения его грамматическими особенностями.

Задачи:

  • углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;         
  • способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в паре ;
  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в                 классном коллективе.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Регулятивные УУД:

 - формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве  с учителем, одноклассниками;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД:

 - учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 - выполнять  логические операции.

Коммуникативные УУД:

 - содействовать развитию умений  слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге;

 - планировать свои действия в учебном сотрудничестве;

Личностные УУД:

 - содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (Какое значение и смысл имеет для меня учение?)

Образовательные технологии

Здоровьесберегательная , соревновательная

 Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

ТСО и наглядность

Компьютер,  презентация, индивидуальные карточки, наглядные пособия.  

Место проведение

Класс.

Организационная структура урока

Этапы

Обучающие и развивающие компоненты, задания и  упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу

Сейчас на улице Зима и очень холодно. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наша улыбка согрела нас и сплотила. Ведь друг без друга нам не обойтись. Скажите, как мы должны работать?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование

Коммуникативные:

умение вести диалог, слушать собеседника

II. Проверка домашнего задания. Беседа о глаголе и его морфологических признаках.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.

Вспомним, что было задано на дом?

-А теперь поменяйтесь тетрадями, откройте учебники, возьмите простые карандаши и исправьте, если есть, ошибки.

Вспомните, какая часть речи так говорит о себе:

 – Люблю действовать. Не люблю предлоги и известную всем частицу. А всем ребятам желает, чтобы русский   на "пятерку" знали на письме и в разговоре ее употребляли.

-  Сегодня мы с вами  продолжим  исследовать глагол как часть речи.  Вы уже  многое знаете о морфологических признаках глагола.  Давайте вспомним.

Оформляют тетради

-Стих наизусть. Стр.22 упр.3

( Записывают стих по памяти)

Исправляют ошибки .

-Глагол

Фронтальная

Познавательные: формируем умение извлекать информацию,

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Ш. Актуализация знаний по теме «Глагол».

  1. Проведём блиц-опрос по теории «Закончи фразу» 
  1. Глагол –это…
  2. Начальная форма глагола …
  3. Начальная форма имеет суффиксы…-
  4. Суффикс –л-  - показатель … времени.
  5. Глаголы изменяются по …
  6. Изменение глаголов по лицам и числам называется …
  7. Назовите виды глагола…..
  8. Глагол может употребляться в форме каких наклонений?

 (Отвечают на вопросы)

-Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?чтосделать?

-Неопределенная

- -ти, -ть,чь.

-Прошедшего 

-Лицам и числам.

-Спряжением.

-Совершенный и несовершенный.

- Изьявительное, условное, повелительное.

Групповая

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог.

IV. Работа над новым материалом

V. Работа по учебнику.

Заключительная беседа по вопросам

-Сегодня мы продолжим путешествие по нашим городам! В каких городах мы уже были? Под каким девизом там живут?    

- А сегодня мы познакомимся с жителями 3-го города, и узнаем, как он называется.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета со стихотворением, возьмите их.

- Сейчас для вас такое задание. Будем работать в парах.

- Найдите и подчеркните в этом стихотворении 5 глаголов. Чья пара справится, поднимаете руку.

-Прочтите какие глаголы подчеркнули.

- Как вы думаете, что обозначают эти глаголы?

 - К какому наклонению мы их отнесём?

А в третьем живут одни командиры. Они уверены в себе и в своих силах, любят приказывать и подчинять, поучать и давать советы.

 - Так что же обозначают глаголы  в форме повелительного наклонения? Обобщите.

- Подумайте,  какая тема нашего урока?

-Правильно, тема урока : «Повелительное наклонение глагола». Запишите её в тетрадь.

- Какие задачи мы с вами поставим перед уроком? Что мы хотим узнать на уроке?

С условным и изъявительным наклонением мы уже познакомились на прошлом уроке, а сегодня с повелительным наклонением, поэтому их можно назвать друзьями, а друзьям принято дарить подарки. Прикрепим к каждому домику подходящие карточки: каждому наклонению только свои глаголы, не перепутайте  

Из.- устали, угощает, смотрит

Усл.- разлепил бы, рассчитали бы, успел бы

Повел.- потерпи, не забудьте, узнай

- А теперь образуем от глаголов  повелительное наклонение.

Убер, сниму

-Подумайте,  как  образуется  форма повелительного        наклонения.

Физкультминутка:

Мы немного отдохнем

 И глаголы назовём.

Я  буду называть глагол,

А вы показывать действие, которое называет глагол.

Прыгать, бегать и скакать,

Гладить, красить и молчать,

Крутиться, вертеться,

Улыбаться, смотреть,

Ходить и подмигивать, шагать

Летать, умываться,

Кушать, решать….

Будем урок мы продолжать.

-Изъявительное-«Было! Есть! Будет!»;    -Условное-«Если бы да кабы!»

. (Ученик читает нам его выразительно, а мы его внимательно слушаем)

Мне сегодня девять лет,

А покоя нет и нет –

Слышу с самого утра:

 - Хватит спать! Вставать пора!

 - Не гуляй один в лесу!

 - Не копай при всех в носу!

 - Не дразни чужих собак!

 - Не показывай кулак!

 - В дом вошёл – сними пальто! –

Сделай ЭТО! Сделай ТО!

 - Зубы чистить не ленись!

 - Одевайся! Застегнись!

 - Прекрати возню с котом

И не смейся с полным ртом!

 - Убери! Сними! Надень!..

Учат, жучат целый день…

Хуже наказания

Эти указания!

                        (С.Михалков)

( Каждая пара по очереди читает свой вариант).

-Эти глаголы обозначают совет, просьбу или приказ.

-К повелительному.

-Повелительное наклонение.

-Узнать, что выражают  глаголы в повелительном наклонении;как образуются; где используются  в речи.

(Учащиеся прикрепляют карточки)

-Форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса –и-  .

Выполняют физминутку.

Групповая

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (ставить цель);

-Русский язык очень красив и мы обязаны его знать и правильно говорить. Я достала из кладовых нашего языка вот такое слово. ЕХАТЬ. Поставьте этот глагол в форме повелительного наклонения.

- Заглянем  в рубрику «Говори правильно» на странице 28.

 - Ребята, а как вы думаете, может ли глагол, в форме повелительного наклонения, изменяться по числам?

- Прочтём правило на странице 28.

( Варианты учащихся)

(Ученик читает вслух).

(Варианты детей)


Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из текстов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные

Умение работать в парах

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

VI. Работа с пословицами (работа в парах).

-Ребята, возьмите карточки синего цвета , которые лежат у вас на партах,  самостоятельно прочтите пословицы их и выпишите себе в тетради глаголы в форме повелительного наклонения.

1-я группа:

ХРАНИ СЕБЯ ОТ БЕД, ПОКА ИХ НЕТ.

НЕ БРОСАЙ КАМЕНЬ В ЧУЖОЙ ОГОРОД.

ДЕРЖИСЬ ДРУГА СТАРОГО, А ДОМА НОВОГО.

2-я группа:

ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ – НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.

САМ ПОГИБАЙ, А ДРУГА ВЫРУЧАЙ.

УЧИ ПОКАЗОМ, А НЕ РАССКАЗОМ.

3-я группа:

ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ.

НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ – ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.

НЕ МУЧАЙ МУХУ: И ЕЙ БОЛЬНО.

  -А теперь один  из пары прочтёт глаголы, которые выписали.

- Перед вами задание, вы должны вставить пропущенные глаголы в пословицы. Прочтём и подумаем:

1. Родина мать - ….за неё постоять.  (умей)

2.За правое дело - …смело. (стой/сражайся)

3. …для людей – поживут и люди для тебя.(Поживи)

- Как вы все понимаете эти пословицы? Одну пословицу  запишите себе в тетрадь.

Ученики работают с пословицами.

Познавательные:

логические:

построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия, результата;

VII. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа  (выполнить тест)

1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.

а) Отдохните;
б) отдохнёте;
в) думал бы;
2. Укажите глагол в условном  наклонении:

а) Улыбается;
б) собрался бы;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:

а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.

Взаимопроверка тестов.

- Ребята, давайте посмотрим отрывок из мультфильма

Выполняют самостоятельно тест.

Просматривают отрывок из мультфильма.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, мы завершаем наш урок.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Я благодарю вас за урок.

Ответы учашихся.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

IX. Домашнее задание.

Упр. 4 стр.29, правило стр.27-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола»

Цели урока:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать ...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Повелительное наклонение глаголов".

Урок проведён по программе "Школа 21 века" с использованием технологии КСО Дьяченко....

Повелительное наклонение глагола.

Урок изучения нового материала....

Тематический урок русского языка, посвященный Дню Победы. «Никто не забыт и ничто не забыто». Повелительное наклонение глагола. Частицы пусть, пускай

Дети закрепят  понятие наклонение глагола, повелительное наклонение, научатся различать наклонения глагола, с помощью частицыпусть, пускай образовывать форму повелительного наклонения глагол...

Повелительное наклонение глагола

Тема:  Повелительное наклонение глагола.    Цель: создать содержательные и организационные условия для  формирования умения определять повелительное наклонение глагола. ...

Урок по русскому языку "Повелительное наклонение глагола"

Цель: познакомиться с глаголами повелительного наклонения.Задачи:Образовательные:- познакомить со значением, образованием глаголов повелительного наклонения;-формировать умение образовывать формы...

Урок "Повелительное наклонение глагола"

Повторение имеющихся знаний по теме "Глагол".Знакомство с особенностями глаголов повелительного наклонения....