Урок "Повелительное наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карпова Елена Васильевна

Повторение имеющихся знаний по теме "Глагол".Знакомство с особенностями глаголов повелительного наклонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povelitelnoe_naklonenie_glagola.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повелительное наклонение глаголов».

Цельповторить имеющиеся сведения по теме «Глагол», познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения его грамматическими особенностями.

 Задачи урока:

  • углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;         
  • способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в классном коллективе,

Тип урока: урок изучения новых знаний 

                                                                  Ход урока 

I.Организационный момент.

Зима. На улице холодно. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наша улыбка согрела нас и сплотила. Ведь друг без друга нам не обойтись. Скажите, как мы должны работать? Можем ли мы ошибаться?

II. Проверка домашнего задания:

Вспомним, что было задано на дом?

(Стих. наизусть) – (Дети пишут на подготовленных заранее листах)

Запишем в  тетради число.

Ш. Актуализация знаний по теме «Глагол». 

  1. Устная проверка
  2. Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» 
  1. Глагол –это…
  2. Начальная форма глагола …неопределенная
  3. Начальная форма имеет суффиксы…-ти, -ть,чь.
  4. Суффикс –л-  - показатель …прошедшего  времени.
  5. Глаголы изменяются по …лицам и числам.
  6. Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.
  7. Назовите виды глагола…..совершенный и несовершенный.
  8. Глагол может употребляться в форме каких наклонений?

III. Мотивация. Создание проблемной ситуации.  Лингвистические загадки.

– О каком наклонении идёт речь?

 1) «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».(Изъявителное)

2) «Моё действие возможно  при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои  верные помощники, частицы БЫ или Б».

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

-  Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном.

- Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний?

-Почему?

Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее. (слайд)

Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (Начальная форма)

– Сегодня на уроке мы  поговорим подробнее   про ещё одно наклонение глагола – повелительное.

IVУрок открытия новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.

-Попробуйте назвать тему урока. (Глагол повелительного наклонения)

- Попробуем определить задачи к нашему уроку (слайд):

-  узнать, что выражают  глаголы в повелительном наклонении;

-  определить на какие вопросы отвечают;

- как образуются;

-где используются  в речи.

V. Решение учебных задач.

- Как Вы думаете,«Что обозначают глаголы в повелительном наклонении и почему именно так они называются? (слайд)

-  Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова.(повелевать, велеть, повелитель).

-Обратимся к толковому словарю.

(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. 

(слайд)

Ира, помоги младшей сестре собрать игрушки .
просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Пожелание

Убери свои игрушки!

Команда 

Бабушка, милая, сядь , отдохни.

Берегите книги, они учат нас жизни.

совет

Налево! Стой:  раз, два!

приказ

 Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

-Посмотрите на глаголы в форме повелительного наклонения. Скажите, на какой вопрос они отвечают? (Что делай?   Что делайте? )

(ЕД.число и множ.числа)

Помоги=ПОМОГ+И(основа глагола наст. Времени и + суффикс И)

Стой(Основа гл. в наст..времени+.суффикс Й)= СТО+Й

Сядь (основа глагола буд. времени без суффикса, с нулевым окончанием)

Берегите( основа глагола наст. времени  БЕРЕГИ+окончание  множ.числа ТЕ.)

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Основа наст врем. или буд. врем. при помощи прибавления суффикса или без суффикса в единственном числе;

И прибавления окончания-те во множественном числе;

Таким образом мы можем получить форму глагола повелительного наклонения.

(Открываем учебник, стр.27 читаем правило.)

-ВСЕ

-1УЧЕНИК вслух

-ПОПРОБУЕМ НАИЗУСТЬ все(1-2 чел. Наизусть)

Физкультминутка

- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!

Все согнулись,разогнулись,

потянулись,улыбнулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо, очень тихо сели!

-Продолжаем работать.

2) Первичное закрепление :

 Работа в паре.

Учебник стр.26 упр.1 (Выписать глаголы повелительного наклонения)

Русский язык очень красивый и мы обязаны его знать и правильно разговаривать. Я достала из кладовых нашего языка вот такое слово. ЕХАТЬ. Поставьте этот глагол в форме повелительного наклонения.

Учебник, стр.28, говори правильно.
Фронтальная работа.

- Вернёмся к тексту, к которому обращались в начале урока. Прочитайте  текст, найдите ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в повелительном наклонении во множественном числе.  

                                                                   Книги просят…

   Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.

 - Ребята, скажите, почему я попросила вас употребить глаголы во множественном числе? (это обращение книг к детям «Книги просят…» как к одному из вас, так и ко всем сразу)

К кому обращение? (К нерадивым, неаккуратным  читателям.). Я уверена, что среди вас нет небрежных читателей.

- Каким образом книга поможет вам стать умнее? Что помогли глаголы в повелительном наклонении выразить книге? (просьбу, крик о помощи)

- Ребята, где мы встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?

 Пословицы. Рекламные объявления.

 Инструкции. Рецепты. Памятки к урокам  и др.

Работа в группе

 Даем рекомендации по приготовлению праздничных блюд.

VII. Рефлексия.

- Ребята, мы завершаем наш урок.

- Назовите тему урока, какие задачи мы ставили перед собой? Решили мы поставленные задачи?

- По каким признакам узнаем глагол в повелительном наклонении?

–Где мы видим употребление глаголов в повелительном наклонении?

-Что вы узнали нового про наш язык?

- Я благодарю вас за урок.

VIII. Домашнее задание. (слайд)

Упр. 4 стр.29, правило стр.27-28.

 Задание на выбор:  

А) записать 5 пословиц с глаголами в повелительном наклонении

Б) составить рекламное объявление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола»

Цели урока:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать ...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Повелительное наклонение глаголов".

Урок проведён по программе "Школа 21 века" с использованием технологии КСО Дьяченко....

Повелительное наклонение глагола.

Урок изучения нового материала....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...

Тематический урок русского языка, посвященный Дню Победы. «Никто не забыт и ничто не забыто». Повелительное наклонение глагола. Частицы пусть, пускай

Дети закрепят  понятие наклонение глагола, повелительное наклонение, научатся различать наклонения глагола, с помощью частицыпусть, пускай образовывать форму повелительного наклонения глагол...

Урок русского языка по теме:"Наклонение глагола"

данная разработка подходит для 4 класса начальной школы по программе "начальная школа 21 века", а так же может использоваться в 5 классе....

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.  Цель: создать содержательные и организационные условия для  формирования умения определять наклонение глагола. Выделять изъявительное нак...