Открытый урок по русскому языку по теме: "Повелительное наклонение глаголов".
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Бобкова Ольга Александровна

Урок проведён по программе "Школа 21 века" с использованием технологии КСО Дьяченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_uroka.docx100.07 КБ
Файл prilozheniya.docx21.2 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt411.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «А» классе по теме: «Повелительное наклонение глаголов».

                             Разработала: Бобкова О. А.

Цели урока:

  • познакомить учеников со значением, образованием и правописанием глаголов повелительного наклонения;
  • формировать умение образовывать формы повелительного наклонения;
  • совершенствовать умение выделять главное;
  • формировать умение совместной деятельности, ответственности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

  • таблица “Наклонения глагола”;
  • карточки с заданиями;
  • карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля;
  • “Листок учета знаний”.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы, цели урока.

Психологический настрой.

Сегодня на уроке  вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?
(Ответы детей)
– И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

  1. На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
  2. Дать самому себе установку: “Понять и быть тем первым, который увидит ход решения”.

Перед вами шкала вашего настроения, обозначьте цветными карандашами на ней то настроение и чувства, которые вы испытываете в начале нашей работы. В конце урока мы ещё раз вернёмся к нашей шкале.

- Какое событие спортивное приближается в нашей стране?

- Кто является талисманами олимпийских игр?

- Сегодня у нас олимпийский урок, станем настоящими олимпийцами!!!!

Чистописание.

- А сейчас минутка чистописания, которую вам приготовил олимпийский зайка!

   сканирование0010

Словарная работа.

Я задаю вопросы, записываем слова.

 - Как вы думаете, как называют человека, у которого на ногах надеты лыжи? (лыжник)

 - Каким видом спорта занимается лыжник? (лыжные гонки, слалом)

 - Как называют человека, у которого на ногах надеты коньки? (фигурист или хоккеист)

 - Каким видом спорта занимается фигурист? (фигурным катанием)

 - Хоккеист занимается? (хоккеем)

 - У кого в руках клюшка? (у хоккеиста)

 - А винтовка у кого? (у биатлониста)

 - Каким видом спорта занимается биатлонист? (биатлоном)

Всё это называется инвентарь. Повторите «ин-вен-тарь».

Записываем в тетрадях новое словарное слово и делаем транскрипцию. (один у доски)

Слово учителя. Актуализация знаний.

- О какой части речи мы сегодня продолжим разговор, догадайтесь сами.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает- расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё вам назовёт…….глагол.

- Что такое глагол?
- Что вы знаете о глаголе?

Занимайтесь, дети спортом!

Будете здоровы!

К чему призывает нас автор?

Сколько предложений?

Определите предложения по цели высказывания?

Запишите в тетрадь побудительное предложение. В каком наклонении употреблён глагол в этом предложении? Сформулируйте тему урока.

- Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах, помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу.

Наклонения глагола

наклонение

пример

значение

действия

Изъявительное

пишу, писал, буду писать

происходит, происходило, будет происходить

Сослагательное

написал бы, прочитал бы

возможно при каком-либо условии

Повелительное

напишите, пожалуйста

быстро принеси

просьба или приказ выполнить

- Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения)

- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить)

- Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии)

- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить)

- Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.

(сразу объявить оценки за этот этап работы)

2. Запись темы урока в тетрадях.

II. Основной этап

  1. Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах.

Помним о правилах работы в парах.

Будьте доброжелательны.

Слушайте команду учителя.

Говорите и читайте в полголоса.

Слушайте и проверяйте партнёра.

Поблагодарите друг друга за работу.

Самостоятельная работа

Работа с партнером

Задание 1

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. (стр. 25, 26, 27)

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

  1. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
  2. В форме какого лица и числа они употребляются?
  3. Как образуются?

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2

Прочитай  текст, выпиши глаголы повелительного наклонения.

Советы олимпийцев.

Вставай утром и делай зарядку. Обязательно позавтракай и не забудь о водных процедурах. Соблюдай режим дня, правильно питайся. А ещё запишись в спортивную секцию. И тогда ты сделаешь первый шаг на пути к олимпийскому чемпиону.

 (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу глаголы. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)

Задание 3

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру).

Листок учета знаний.

ФИ ученика ___________________________________________

№ заданий

№1

№2

№3

тест

Итоговая 
оценка

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самокон
троль

самокон
троль

взаимокон
троль

самоконт
роль

взаимокон
троль

самокон
троль

учитель

Карточки с ответами.

Задание 2. Вставай, делай, не забудь, соблюдай, питайся, запишись.

Критерии оценок:

6  правильных ответов-“5”;
5-4  правильных ответов- “4”;
3-2  правильных ответов-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Физминутка.

III. Заключительный этап.

1. Контроль степени усвоения темы. Учащимся предлагается выполнить тест.

Выполните тест:

1. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал; 
г) сделал бы.

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:

а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.

6. Укажите глагол в повелительном наклонении:

Не смейте(1)  забывать(2)  учителей,

Ведь лучшее всё в нас – от их усилий:

Учителями славится (3) Россия.

а) 1;
б) 2;
в) 3.

2. Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру.

Ключ к тексту:

  1. а
  2. в
  3. в
  4. в
  5. б
  6. а

3. Подведение итогов.

Что нового мы узнали о повелительном наклонении глагола? В форме какого лица и числа они употребляются? От основы какого времени они образуются?

Домашнее задание: составить призыв заниматься спортом, используя глаголы в повелительном наклонении.

Рефлексия.

Перед вами листы с предложениями, которые нужно закончить. Внимательно прочитайте их и допишите.

Урок:

-привлёк меня тем, что…..

-показался интересным….

-заставил задуматься….

-навёл меня на размышления…

А  теперь вернёмся к шкале настроений, отметьте сейчас цветными карандашами то настроение, которое испытываете в конце нашей работы.

У кого изменилось? Почему?   (ответы детей)

 Листки учета знаний вложите в тетради, туда же вложите листы с законченными предложениями. Я проверю ваши работы и выставлю итоговою оценку. Давайте поблагодарим друг друга за работу.

Урок окончен, можете отдыхать.

Наши гости желают вам стать настоящими олимпийцами!



Предварительный просмотр:

Правила работы в парах.

  1. Будьте доброжелательны.
  2. Слушайте команду учителя.
  3. Говорите и читайте в полголоса.
  4. Слушайте и проверяйте партнёра.
  5. Поблагодарите друг друга за работу.

Самостоятельная работа

Работа с партнером

Задание 1

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. (стр. 25, 26, 27)

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

  1. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
  2. В форме какого лица и числа они употребляются?
  3. Как образуются?

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2

Прочитай  текст, выпиши глаголы повелительного наклонения.

Советы олимпийцев.

Вставай утром и делай зарядку. Обязательно позавтракай и не забудь о водных процедурах. Соблюдай режим дня, правильно питайся. А ещё запишись в спортивную секцию. И тогда ты сделаешь первый шаг на пути к олимпийскому чемпиону.

 (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу глаголы. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)

Задание 3

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру).

Листок учета знаний.

ФИ ученика ___________________________________________

№ заданий

№1

№2

№3

тест

Итоговая 
оценка

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

самокон
троль

самокон
троль

взаимокон
троль

самоконт
роль

взаимокон
троль

самокон
троль

учитель

Карточки с ответами.

Задание 2. Вставай, делай, не забудь, соблюдай, питайся, запишись.

Критерии оценок:

6  правильных ответов-“5”;
5-4  правильных ответов- “4”;
3-2  правильных ответов-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Ключ к тексту:

  1. а
  2. в
  3. в
  4. в
  5. б
  6. а

Выполните тест:

1. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал; 
г) сделал бы.

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:

а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.

6. Укажите глагол в повелительном наклонении:

Не смейте(1)  забывать(2)  учителей,

Ведь лучшее всё в нас – от их усилий:

Учителями славится (3) Россия.

а) 1;
б) 2;
в) 3.

Урок:

-привлёк меня тем, что…..

-показался интересным….

-заставил задуматься….

-навёл меня на размышления…

Урок:

-привлёк меня тем, что…..

-показался интересным….

-заставил задуматься….

-навёл меня на размышления…

Урок:

-привлёк меня тем, что…..

-показался интересным….

-заставил задуматься….

-навёл меня на размышления…

Моё настроение!

Чувствую себя отлично, готов к работе! (красным карандашом)

Чувствую себя хорошо, настраиваюсь на рабочий лад! (зелёным карандашом)

Чувствую себя неуютно, не готов приступить к работе!  (синим карандашом)

______________________________________

Хорошо усвоил тему, чувствую на отлично! (красным карандашом)

Не совсем усвоил тему, есть над чем поработать! (зелёным карандашом)

Плохо усвоил тему, чувствую себя неуютно! (синим карандашом)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс

Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...

Открытый урок по русскому языку для 4 класса "Повторение. Глагол"

Открытый урок по русскому языку для 4 класса...

Открытый урок по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола"

ТемаНеопределенная форма глаголаЦельПознакомить с новым понятием «Начальная форма глагола»ЗадачиОбразовательные:1.     расширять представления детей о глаголе как части речи, его г...

Открытый урок по русскому языку 3 класс. "Закрепление о глаголе"

Тема открытого урока «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний...