Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умения различать и определять наклонение глагола;
- содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления,
- способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности, взаимоуважения, интереса к предмету, любознательности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (урок-сказка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povelitelnoe_naklonenie_glagola.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по русскому языку в 4 классе по теме
«Повелительное наклонение глагола»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умения различать и определять наклонение глагола;
- содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления,
- способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности, взаимоуважения, интереса к предмету, любознательности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (урок-сказка)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Беседа о глаголе и его морфологических признаках.
а) загадка
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, пишет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться-
Растолкует все … Кто? (Глагол!)
б) беседа
- Сегодня мы с вами продолжим исследовать глагол как часть речи. Вы уже многое знаете о морфологических признаках глагола. Давайте вспомним.
- Что такое глагол?
- Что вы знаете о глаголе?
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола. В этом нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, сказка.
- СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Работа со схемой «Наклонение глагола»
В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол и было у него 3 сына.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..
- Как звали 1 сына короля Глагола? Почему? Запишите глаголы этой формы
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
То возьми! Подай того!
- Как звали 2 сына короля Глагола? Почему? Запишите глаголы этой формы
Меньший брат Иваном звался.
Он во все дела совался.
То зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
- Как звали 3 сына короля Глагола? Почему? Запишите глаголы этой формы
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Город, которым правил младший брат, назывался …
Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”
Однажды Глагол решил посмотреть, как сыновья правят своими городами. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем Глаголом по улицам города Изъявительное наклонение.
1. Работа с сигнальными карточками
У входа в город Изъявительное наклонение стоит светофор, который пропускает жителей. Но светофор этот необычный – в нем только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2.
Гуляем по городу, стоим на остановке, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, уезжает пустой, грохочет грузовик, лентой бегут машины, мы выполняем правила движения.
Молодцы, ребята. Некоторые правила города мы усвоили.
Нас встречают жители города. Их интересует, что мы знаем о глаголах изъявительного наклонения?
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.
Довольные ответом, жители предлагают определить: где глаголы - жители этого города, а где соседнего – Повелительного наклонения.
Попляшете - попляшите, отыщете – отыщите, напишите – напишете, вычеркните – вычеркнете, выберете – выберите, выждите – выждете, жаждите – жаждете, скажите – скажете.
IV. Формулирование темы и целей урока
V. Изучение нового материала
1. Работа в парах: 1 столбик – выписать глаголы изъявительного наклонения, 2 столбик – повелительного наклонения
Незаметно для себя мы попали в город Повелительного наклонения. Скажу вам, город этот удивительный. Здесь царит полный порядок. Почему?
- Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить.
2.Чтение и анализ стихотворения «Размышление в день рождения»
Стр.13 упр.1
-Выписать глаголы, которые выражают совет, просьбу, приказ.
3. Работа над правилом образования формы повелительного наклонения
Образуются они от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса –и- или без суффикса.
Образуйте от глаголов форму повелительного наклонения единственного числа – форму множественного числа.
Отмерить
Отрезать
Спешить
Добавить
Основной орфограммой является написание на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих мягкого знака. Причем он сохраняется перед ся и те.
4.Выполнение упр.3 ( у доски с объяснением)
-Образуй форму повелительного наклонения глагола. Запиши.
5. Говори правильно!
Ехать – поезжай, поезжайте
VI. Физ. минутка Игра «Решето» (указать наклонение глагола)
Чтобы не мешать размеренной жизни города Повелительного наклонения, Глагол поспешил удалиться, а вместе с ним и мы отправились в город Условного наклонения. Жители этого города всегда ходят парами. Почему? Как пишется частица бы с глаголами?
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
Глагол был встревожен. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Оказывается, жители этого города смогут завершить свои дела только при определённых условиях.
Король Глагол был волшебником и предложил каждой группе туристов записать своё желание в одно единственное предложение:
1гр: Если бы я был волшебником, то…
2гр. Если бы я был директором школы, то….
3 гр. Если бы я стал президентом, то…
Зачитайте предложения. Выделите глаголы условного наклонения. Как вы их написали?
Царь Глагол остался доволен путешествием и хочет знать, сумеете ли определить жителей городов его государства. А для этого необходимо выполнить задания.
VI. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Сказка : Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый.
Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.
а) Самостоятельная работа
- Определите кому принадлежат слова. Докажите свой выбор
Епифан: Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!..
Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван: Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..
-Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего?
- Почему?
-А почему не понравились Епифан и Тимоня?
А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, условным, повелительным.
б) работа в группе (Распределить глаголы по наклонениям)
Изъявительное | Повелительное | Условное |
смотрит | подарите | выучил бы |
читаю | сиди | написала бы |
рисовал | читайте | получил бы |
приехали | убери | поехал бы |
идёт | не кричи | играла бы |
поют | сделай | сказала б |
подарила | выучи | отдыхал бы |
сидит | посмотрите | приехали бы |
играет | не трогай | отнёс бы |
в) игра-сценка «Три брата» (Составление форм глаголов 3-х наклонений)
г) работа в парах (выписать глагол и указать наклонение)
д) самостоятельная работа (выполнить тест)
1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.
а) Отдохните;
б) отдохнёте;
в) думал бы;
2. Укажите глагол в условном наклонении:
а) Улыбается;
б) собрался бы;
в) отправься.
3. Укажите глагол в повелительном наклонении:
а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.
4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :
а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.
5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:
а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.
Взаимопроверка тестов.
VII. Итог урока
- Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
- При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
- В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
- Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?
VIII. Д/з стр.15 упр. 4, выучить правила
Рефлексия
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"
Урок для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы" по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....
Открытый урок по русскому языку по теме: "Повелительное наклонение глаголов".
Урок проведён по программе "Школа 21 века" с использованием технологии КСО Дьяченко....
урок русского языка 4 класс Повелительное наклонение глагола
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (урок-сказка). УМК "Начальная школа 21 века" . Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...
Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:· Предметные: знать: ка...
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам"
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, и...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...