Урок русского языка в 4 классе в системе СДО
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гречишникова Елена Васильевна

Урок разработан  и проведён в системе способа диалектического обучения. Начало урока помогает мпособствует эмоцианально-психологическому настрою детей на дальнейшую работу.

При планировании урока учитывала индивидуальные особенности каждого учащегося в нем. Класс малокомплектный с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению.

 Процесс познания начинается с мотивации, побуждая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, подбирая задания,   используя различные приёмы активизации учеников. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности: индивидуальный труд, малая кооперация. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass_grechishnikova.docx393.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Гречишникова Елена Васильевна

Класс: 4

Тема: Состав слова. Значимые части слова (повторение)

Тип урока: повторение и обобщение знаний;

Цели:

I. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий: предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое, фразеологизмы, состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова, орфограммы.

1.2 Развитие познавательных УУД: подведение под понятие, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественны), выявление критериев для сравнения, сериация и классификация объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, осознанное и произвольное построение логической цепи речевого высказывания в устной форме; регулятивных: контроль и сличение способов действия, самооценка учебных достижений;коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении результатов индивидуального труда.

1.3 Развитие специальных (предметных) умений: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.

выделять грамматическую основу предложения, определять вид предложений по существенным признакам (различным основаниям деления), применять правила написания орфограмм.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – единичное, первичное – вторичное, причина – следствие.

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО).

Заявка на оценку:

«5» — 24и  > б.

«4» — 18-23 б.

«3» — 13-17 б.

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

время

Деятельность учащихся

I. Орг.момент

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала)

    Все готовы? Все в порядке?

Начинаем наш урок

Ручки книжки и тетрадки

           Положи на уголок.

- Запишите дату, «Классная работа».

1 мин

Делают соответствующие записи.

1.2.

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора):

«5» — 24и  > б.

«4» — 18-23 б.

«3» — 13-17 б.

– Поставьте перед собой цель получить какую-то определённую оценку и зафиксируйте её напротив даты на полях. В конце урока посмотрим, кому удалось достичь цели.

– Баллы, полученные  за выполнение письменных заданий и устную работу, тоже будете проставлять в тетради на полях. Критерии оценки учебного труда вы видите на слайде:

  • Вопрос-понятие – 1 балл.
  • Вопрос-суждение – 2 балла.
  • Ответ на вопрос-понятие – 1–2 балла.
  • Ответ на вопрос-суждение – 1–2 балла.
  • Сравнение 1–3 балла.
  • Умозаключение – 3 балла.
  • Возражение – 1–3 балла.
  • Дополнение – 1–2 балла.
  • Выступление от группы – 1–-2 балла.
  • Поощрительные баллы (активность, осанка, оригинальность ответов, скорость выполнения заданий) – 1 балл.

– Желаю всем удачи!

0,5 мин

Знакомятся с границами оценок, выраженными баллами, определяют желаемую оценку и записывают её на полях напротив даты.

1.3.

Минутка чистописания:

ПппПрп   Пап   Пип

праздник    погода   после

Пушкин Поленов

1 мин

1 б

-Дети прописывают каллиграфически

II. Работа по теме урока

2.1. Введение в тему урока

На  слайде записаны слова:

Приставка, корень,суффикс,предлог,окончание

- Найдите   лишнее слово.

- Назовите родовой признак.

- Назовите видовые признаки.

1 б

0,5 б за каждый признак

Максимально

1балл

- Слово «предлог» будет лишним. Так как все слова являются значимыми частями слова.

Предлог-служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

2.2.Работа по теме урока

- Что общего у слов, которые остались?

- Обобщите слова до ближайшего родового понятия.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-Да вы правы. Но мы введём новое понятие «ЗНАЧИМЫЕ». Как вы понимаете смысл этого слова?

- Тогда попробуйте предположить, какой будет цель этого урока.

-– Есть другие версии цели урока?

– Все, кто озвучил свои версии на данном этапе урока, не забудьте поставить по 1 баллу на полях тетради,задайте вопрос – понятие к теме урока.

– Перечислите понятия, которые фигурируют в теме урока.

– Какое понятие является главным в теме?

– Сформулируйте вопросы-понятия.

0,5 б

1  б

 за верное

определение

За каждую версию –

1 мин

По 0,5 б за каждый верный ответ

За каждую версию -

1 балл

Части слова

Приставка- значимая часть слова, служит для образования новых слов.

Суффикс -значимая часть слова, служит для образования новых слов.

Окончание– изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Корень- главная часть слова, в которой заключено лексическое значение

«Состав слова. Части слова»

Цель урока-вспомнить, из каких значимых частей состоят слова; Цель урока- вспомнить,какую роль играет в слове каждая из этих частей,  разбирать слова по составу.

состав,  части слова

-Что называется значимыми частями слова?

– Что понимается под формулировкой «служит для образования новых слов»?
– Что является главной значимой частью   слова?

- Что представляет собой основа слова…?

2.3.

Актуализация знаний:

1)Вставьте пропущенные слова  и запишите фразеологизмы.

  • выйти сухим из...;
  • выносить сор из...;
  • сапожник без...;
  • биться как рыба об...

-Найдите однокоренные слова, которые  встретились в этих фразеологизмах?

- Как образовалось слово сапожник?

-Какая ещё часть слова служит для образования новых слов?

2)Работа в паре:

Игра «Третий лишний»

Найди в каждой группе слов –лишнее

слово. Докажи. Спишите однокоренные слова. Выделите корень.

   Лес, леска, лесной.

   Лиса, лист, лисёнок.

   Водитель, водичка, вода.

3) Индивидуальный труд.

4)Фронтальная  работа (учебник, с.51 упр. 78)

-Прочитайте задание.

-Как распознать однокоренные слова?

-Можно ли, назвать однокоренными слова гора и гореть?

5) Индивидуальный труд (по рядам):

первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, -верх-;

второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -чист-, -пять-.Самопроверка и самооценка инд.труда

-Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах?

-Назовите в каждой группе проверочное слово.

2 мин.

За каждую версию -  1 балл

Максимально

4 балла за инд.труд

(для самооценки после проверки

0,5б

0,5 б

0,5 б

По 0,5 балла за каждое верное устное доказательство

Максимально

1,5 балла

За каждую версию -  1 балл

Максимально

2 балла за инд.труд

За каждое устное док-во

-  0,5 б

Максимально

1 балл

По 0,5 б. за каждое слово, верно распределённое в группы;

По 1 баллу за каждый вид орфограммы

Максимально

3 балла

Максимально

2 балла

Сапожник – без  сапог

С помощью суффикса -ник.

Приставка

Фиксируют набранное количество баллов за индивидуальный труд и устные ответы.

Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.

Нет, у них разное лексическое значение.

-ночь-, -верх-(6 слов)- 3б

-свет-, -грусть(6 слов)- 3б

-чист-, -пять-. (9 слов)- 4,5 б

Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.

III.  Физминутка

IV.Обобщение темы урока

1. Фронтальная работа

- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба.

Назовите одним словом сочетание:

Небольшая, мелкая рыба …

Рыбная ловля …

Человек, занимающийся рыбной ловлей…

 Ловить рыбу …

У доски: морфемный разбор, с объяснением.

По 0,5 б. за каждое слово

Максимально

2 балла

По 0,5 б за каждый верный разбор

Максимально

2балла

1) Дети используют Памятки.

2)Дети записывают слова в тетради, поочерёдно работают у доски.

(рыбка, рыбешка).

(рыбалка).

(рыбак).

(рыбачить).

2. Индивидуальный труд

-Закончи предложения.

1)  Изменяемая        часть      слова        называется……
2) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов …
3) Часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов - ……
4) …,   ,,,,,    ….,- значимые части слова.
5)Части      слова      с    помощью          которых             образуются   новые   слова,   называются …..

По 0,5 б. за каждое слово

Максимально

2,5 балла

Дети поднимают карточки

V.Подведение итогов урока

– Сосчитайте, сколько баллов вы набрали на уроке за индивидуальный труд и устные ответы.

– Соотнесите общее количество баллов с заявкой на оценку и определите, какую оценку вы заработали.

– Зафиксируйте общее количество баллов и оценку на полях тетради.

– Сравните, какую оценку вы планировали в начале урока, и полученную оценку. Поднимите руки те, кто получил запланированную оценку. Молодцы!

– Поднимите руки те, кто получил оценку выше запланированной. Почему вам удалось достичь более высокой оценки?

– Поднимите руки те, кто получил оценку ниже запланированной. Почему вам не удалось получить более высокую оценку?

– Тетради сдайте. Проверю, как вы выполнили задания и насколько объективно их оценили. Только потом будет выставлена окончательная оценка за работу на уроке.

Подсчёт общего количества баллов, самооценка (предварительная).

Варианты рассуждений учеников:

– Более высокой оценки удалось достичь тем, кто правильно выполнял задания и активно отвечал устно.

– Мне не удалось получить более высокую оценку, потому что были ошибки при выполнении заданий.

VI.Рефлексия.

Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах

- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение.

VII.Домашнее задание:

1) Выучить определения частей слова (с. 52);

2)Сформулировать к определениям  2 вопроса-суждения, записать их в тетрадь, ответы подготовить устно в виде умозаключений.

3)упр. 81 (с. 53).

– Урококончен.

Записываютдомашнеезадание

        Примечание: Приложения помещены на следующих страницах.

Приложение

Заявка на оценку:

«5» — 24 и  > б.

«4» — 18-23 б.        

«3» — 13-17 б.

  • Вопрос-понятие – 1 балл.
  • Вопрос-суждение – 2 балла.
  • Ответ на вопрос-понятие – 1–2 балла.
  • Ответ на вопрос-суждение – 1–2 балла.
  • Сравнение 1–3 балла.
  • Умозаключение – 3 балла.
  • Возражение – 1–3 балла.
  • Дополнение – 1–2 балла.
  • Выступление от группы – 1–-2 балла.
  • Поощрительные баллы (активность, осанка, оригинальность ответов, скорость выполнения заданий) – 1 балл.

Кластер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»

Цель проекта.   Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество  обучения по предмету....

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Раз...