Урок русского языка в 4 классе в системе СДО
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок разработан и проведён в системе способа диалектического обучения. Начало урока помогает мпособствует эмоцианально-психологическому настрою детей на дальнейшую работу.
При планировании урока учитывала индивидуальные особенности каждого учащегося в нем. Класс малокомплектный с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению.
Процесс познания начинается с мотивации, побуждая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, подбирая задания, используя различные приёмы активизации учеников. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности: индивидуальный труд, малая кооперация. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass_grechishnikova.docx | 393.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Гречишникова Елена Васильевна
Класс: 4
Тема: Состав слова. Значимые части слова (повторение)
Тип урока: повторение и обобщение знаний;
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое, фразеологизмы, состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова, орфограммы.
1.2 Развитие познавательных УУД: подведение под понятие, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественны), выявление критериев для сравнения, сериация и классификация объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, осознанное и произвольное построение логической цепи речевого высказывания в устной форме; регулятивных: контроль и сличение способов действия, самооценка учебных достижений;коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении результатов индивидуального труда.
1.3 Развитие специальных (предметных) умений: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
выделять грамматическую основу предложения, определять вид предложений по существенным признакам (различным основаниям деления), применять правила написания орфограмм.
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – единичное, первичное – вторичное, причина – следствие.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО).
Заявка на оценку:
«5» — 24и > б.
«4» — 18-23 б.
«3» — 13-17 б.
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы время | Деятельность учащихся |
I. Орг.момент | |||
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала) Все готовы? Все в порядке? Начинаем наш урок Ручки книжки и тетрадки Положи на уголок. - Запишите дату, «Классная работа». | 1 мин | Делают соответствующие записи. |
1.2. | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» — 24и > б. «4» — 18-23 б. «3» — 13-17 б. – Поставьте перед собой цель получить какую-то определённую оценку и зафиксируйте её напротив даты на полях. В конце урока посмотрим, кому удалось достичь цели. – Баллы, полученные за выполнение письменных заданий и устную работу, тоже будете проставлять в тетради на полях. Критерии оценки учебного труда вы видите на слайде:
– Желаю всем удачи! | 0,5 мин | Знакомятся с границами оценок, выраженными баллами, определяют желаемую оценку и записывают её на полях напротив даты. |
1.3. | Минутка чистописания: ПппПрп Пап Пип праздник погода после Пушкин Поленов | 1 мин 1 б | -Дети прописывают каллиграфически |
II. Работа по теме урока | |||
2.1. Введение в тему урока | На слайде записаны слова: Приставка, корень,суффикс,предлог,окончание - Найдите лишнее слово. - Назовите родовой признак. - Назовите видовые признаки. | 1 б 0,5 б за каждый признак Максимально 1балл | - Слово «предлог» будет лишним. Так как все слова являются значимыми частями слова. Предлог-служебная часть речи, служит для связи слов в предложении. |
2.2.Работа по теме урока | - Что общего у слов, которые остались? - Обобщите слова до ближайшего родового понятия. - Попробуйте сформулировать тему урока. -Да вы правы. Но мы введём новое понятие «ЗНАЧИМЫЕ». Как вы понимаете смысл этого слова? - Тогда попробуйте предположить, какой будет цель этого урока. -– Есть другие версии цели урока? – Все, кто озвучил свои версии на данном этапе урока, не забудьте поставить по 1 баллу на полях тетради,задайте вопрос – понятие к теме урока. – Перечислите понятия, которые фигурируют в теме урока. – Какое понятие является главным в теме? – Сформулируйте вопросы-понятия. | 0,5 б 1 б за верное определение За каждую версию –1б 1 мин По 0,5 б за каждый верный ответ За каждую версию - 1 балл | Части слова Приставка- значимая часть слова, служит для образования новых слов. Суффикс -значимая часть слова, служит для образования новых слов. Окончание– изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Корень- главная часть слова, в которой заключено лексическое значение «Состав слова. Части слова» Цель урока-вспомнить, из каких значимых частей состоят слова; Цель урока- вспомнить,какую роль играет в слове каждая из этих частей, разбирать слова по составу. состав, части слова -Что называется значимыми частями слова? – Что понимается под формулировкой «служит для образования новых слов»? - Что представляет собой основа слова…? |
2.3. | Актуализация знаний: 1)Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.
-Найдите однокоренные слова, которые встретились в этих фразеологизмах? - Как образовалось слово сапожник? -Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? 2)Работа в паре: Игра «Третий лишний» Найди в каждой группе слов –лишнее слово. Докажи. Спишите однокоренные слова. Выделите корень. Лес, леска, лесной. Лиса, лист, лисёнок. Водитель, водичка, вода. 3) Индивидуальный труд. 4)Фронтальная работа (учебник, с.51 упр. 78) -Прочитайте задание. -Как распознать однокоренные слова? -Можно ли, назвать однокоренными слова гора и гореть? 5) Индивидуальный труд (по рядам): первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, -верх-; второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -чист-, -пять-.Самопроверка и самооценка инд.труда -Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? -Назовите в каждой группе проверочное слово. | 2 мин. За каждую версию - 1 балл Максимально 4 балла за инд.труд (для самооценки после проверки 0,5б 0,5 б 0,5 б По 0,5 балла за каждое верное устное доказательство Максимально 1,5 балла За каждую версию - 1 балл Максимально 2 балла за инд.труд За каждое устное док-во - 0,5 б Максимально 1 балл По 0,5 б. за каждое слово, верно распределённое в группы; По 1 баллу за каждый вид орфограммы Максимально 3 балла Максимально 2 балла | Сапожник – без сапог С помощью суффикса -ник. Приставка Фиксируют набранное количество баллов за индивидуальный труд и устные ответы. Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть. Нет, у них разное лексическое значение. -ночь-, -верх-(6 слов)- 3б -свет-, -грусть(6 слов)- 3б -чист-, -пять-. (9 слов)- 4,5 б Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные. |
III. Физминутка | |||
IV.Обобщение темы урока | |||
1. Фронтальная работа - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. Назовите одним словом сочетание: Небольшая, мелкая рыба … Рыбная ловля … Человек, занимающийся рыбной ловлей… Ловить рыбу … У доски: морфемный разбор, с объяснением. | По 0,5 б. за каждое слово Максимально 2 балла По 0,5 б за каждый верный разбор Максимально 2балла | 1) Дети используют Памятки. 2)Дети записывают слова в тетради, поочерёдно работают у доски. (рыбка, рыбешка). (рыбалка). (рыбак). (рыбачить). | |
2. Индивидуальный труд -Закончи предложения. 1) Изменяемая часть слова называется…… | По 0,5 б. за каждое слово Максимально 2,5 балла | Дети поднимают карточки | |
V.Подведение итогов урока | |||
– Сосчитайте, сколько баллов вы набрали на уроке за индивидуальный труд и устные ответы. – Соотнесите общее количество баллов с заявкой на оценку и определите, какую оценку вы заработали. – Зафиксируйте общее количество баллов и оценку на полях тетради. – Сравните, какую оценку вы планировали в начале урока, и полученную оценку. Поднимите руки те, кто получил запланированную оценку. Молодцы! – Поднимите руки те, кто получил оценку выше запланированной. Почему вам удалось достичь более высокой оценки? – Поднимите руки те, кто получил оценку ниже запланированной. Почему вам не удалось получить более высокую оценку? – Тетради сдайте. Проверю, как вы выполнили задания и насколько объективно их оценили. Только потом будет выставлена окончательная оценка за работу на уроке. | Подсчёт общего количества баллов, самооценка (предварительная). Варианты рассуждений учеников: – Более высокой оценки удалось достичь тем, кто правильно выполнял задания и активно отвечал устно. – Мне не удалось получить более высокую оценку, потому что были ошибки при выполнении заданий. | ||
VI.Рефлексия. | Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах - нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием - нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы. - Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение. | ||
VII.Домашнее задание: | |||
1) Выучить определения частей слова (с. 52); 2)Сформулировать к определениям 2 вопроса-суждения, записать их в тетрадь, ответы подготовить устно в виде умозаключений. 3)упр. 81 (с. 53). – Урококончен. | Записываютдомашнеезадание |
Примечание: Приложения помещены на следующих страницах.
Приложение
Заявка на оценку:
«5» — 24 и > б.
«4» — 18-23 б.
«3» — 13-17 б.
- Вопрос-понятие – 1 балл.
- Вопрос-суждение – 2 балла.
- Ответ на вопрос-понятие – 1–2 балла.
- Ответ на вопрос-суждение – 1–2 балла.
- Сравнение 1–3 балла.
- Умозаключение – 3 балла.
- Возражение – 1–3 балла.
- Дополнение – 1–2 балла.
- Выступление от группы – 1–-2 балла.
- Поощрительные баллы (активность, осанка, оригинальность ответов, скорость выполнения заданий) – 1 балл.
Кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий
Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у младших школьников....
Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»
Цель проекта. Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество обучения по предмету....
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Раз...