Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по обучению грамоте
на тему:
Звук [а]. Буква А, а
Составила: учитель начальных классов
Васильева Лилия Александровна
Санкт-Петербург 2020г
Конспект урока по обучению грамоте на тему: Звук [а]. Буква А, а
УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристики звука [а]; правильно писать буквы А, а; разгадывать кроссворды, ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группах.
Задачи: учиться распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а]; правильно писать буквы А, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и не слышно,
И скорей начнем урок.
- Эмоционально-волевая регуляция
(Все встают в круг, по очереди обращаются за помощью к друг другу. Например: «Мне трудно завязать шнурки на ботинках». Те, кто желает помочь, отзываются словами: «Я с удовольствием тебе помогу!»)
- Развитие речевого аппарата
- Артикуляционная разминка
(Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая во рту воздух)
- Дыхательная гимнастика
(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)
- Работа над дикцией
- Повторите за мной.
Анна, аист, апельсин,
Ася, Вася, мандарин,
Азбука, аквамарин,
Атом, арфа, аспирин.
Аквамарин – драгоценный камень зеленовато-голубого цвета. (Показываю положение губ при произнесении звука [а].)
- Мотивационно-целевой этап
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а)
- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа)
- Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а])
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [а], научиться писать соответствующие буквы.)
- Работа по теме урока
- Работа по «Азбуке» (с. 68)
- Рассмотрите рисунок на желтом фоне в правом верхнем углу страницы. Этот рисунок волшебный, потому что поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой.
- Назовите птицу. (Аист.) (Слайд)
- Произнесите слово по слогам.
- Произнесите первый слог.
- Что вы заметили? (Этот звук гласный.) (Слайд)
- Докажите. (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
- Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.
Один из звуков этого слова мы сегодня заметим специальным знаком – буквой. Эта буква так и называется: а.
(Демонстрация буквы А на интерактивной доске)
- Прочитайте букву. Произнесите все слово.
- Разгадайте ребус. (Акула.) (Слайд)
При необходимости объясняю принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)
- В каком месте слова находится звук [а]?
- Разделите слово на слоги.
- Произнесите слово с ударением.
- Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
- Как определить ударный гласный звук?
- Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 2-6)
- Чем эта тетрадь отличается от предыдущей тетради?
(Обращаю внимание детей на особенности условных знаков.)
- Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)
- Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нем изображен? (Пчела.)
- Кто такая пчела? (Насекомое.)
- Какую пользу приносит пчела? (Даёт мёд.)
- О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?
(Объяснение сопровождаю на доске.)
- Обведи дорогу пчелы к цветам.
- Рассмотрите рисунок на с.5
- Помогите доплыть кораблику до берега.
(Показываю на доске.)
- На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
- Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
- Откройте прописи на с. 6.
- Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.) (Слайд)
- Что обозначает звуковая схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист)
- Разгадайте следующее слово. (Астра.)
- Составьте звуковую схему слова астра.
- Почему буква а написана красным светом? (Потому что она обозначает гласный звук.)
- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.
(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)
- Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента стоит начинать написание буквы? Обведи образец.
(Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Указываю индивидуальную помощь.)
- Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке снизу?
- Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа)
- Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме уроков
- Работа по «Азбуке» (с. 68)
(Читаю стихотворение.)
- Кого лечит Айболит? (Всех животных.)
- Кто пришёл к Айболиту? (Лиса.)
(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения по схеме.
- Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 7)
- Что нарисовано в левом углу страницы? (Ананас.) (Слайд)
- Составь звуковую схему слова ананас.
- Раскрасьте ананас.
- Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента следует начать писать заглавную букву А?
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
- Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?
- Напишите первые буквы этих слов.
(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)
- Рефлексивно-оценочный этап.
- Назовите слова, которые начинаются на букву а.
- Разгадайте кроссворд. (Приложение)
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд)
- Кому нужна помощь учителя?
- Подведение итогов
- Чем полезен был сегодняшний урок?
- Чему вы научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....