2 класс. Адаптированная РП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.-317с.-(Стандарты второго поколения).
Авторской программы по русскому языку. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.
- Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им.И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- Учебно-методического комплекта «Школа России», Русский язык, учебник для второго класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._zpr-rp_russkiy_yazyk_136_chasov.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предмет «Русский язык»
2 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Жданова И.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
город Черняховск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. М: Просвещение, 2009, - 317с.
- авторской программы по русскому языку. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.
- положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;
-учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- учебно-методическим комплектом «Школа России»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Во 2 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели), в том числе 34 часа - учебного модуля «Занимательная грамматика», который способствует развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по русскому языку.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Русский язык, учебник для второго класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой
формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Содержание программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.
Наша речь.
Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Понятие о тексте. Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Словосочетания.
Слова, слова, слова. Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Правописание парных согласных в конце слова.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е, ё, ю, я. Буквы и, й и звуки, которые они обозначают. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных согласных в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Разделительный мягкий знак.
Части речи. Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.
Повторение.
Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе.
Арбуз, берёза, валенки, воробей, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, ребята, Россия, сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель хорошо, экран, язык.
Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» (34 часа)
Что мы знаем о звуках и буквах, Что такое лексика?. Однозначные и многозначные слова, Игротека, Слова-братья, Слова- наоборот, Пословица недаром молвится, И снова пословицы, пословицы, пословицы, …, Играем со словарными словами, Анаграммы, Секреты некоторых букв, Шарады, анаграммы и метаграммы, Еще раз о синонимах и антонимах, Слова, обозначающие предметы, Слова, обозначающие действие предметов, Слова, обозначающие признаки предметов, Текст, тема, главная мысль, Заголовок- всему голова, Работаем с фразеологизмами, И снова пословицы, Ещё раз о фразеологизмах, Русские народные загадки, И вновь словарные слова, Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы, Какие слова русского языка помогают называть качества характера, Повторяем, повторяем…
Содержание курса «Родной русский язык» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Учебный предмет «Родной русский язык» интегрирован в учебный предмет «Русский язык» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного в соответствии с ФГОС НОО.
Важнейшими задачами курса «Родной русский язык» являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
- приобщение к литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Форма промежуточной аттестации по русскому языку – административная контрольная работа (итоговая).
Тематическое планирование
по русскому языку (136 ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Наша речь | 2 | ||
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | Учить рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Научатся работать по учебнику пользуясь условными обозначениями. Работа по индивидуальному маршруту. |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога | 1 | Учить отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению *Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте) Работа по карточке. |
Раздел 2. Текст | 3 | ||
3 | Текст. Признаки текста | 1 | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. *Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. Научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить текст и заголовок; подбирать заголовок к заданному тексту. Работа по памятке. Научатся выделять части текста и обосновывать правильность их выделения; правильность написания непроверяемых слов. |
4 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. Части текста | 1 | |
5 | Обобщение знаний о тексте. Списывание текста. | 1 | Научатся списывать текст проговаривая его по слогам Работа по алгоритму. |
Раздел 3. Предложение Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 9 2 | ||
6 | Что такое предложение? Как из слов составить предложение | 1 | Научатся при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложении. В устной речи передавать главную мысль в предложении используя интонацию. Рработа по карточке. |
7 | Что такое главные члены предложения? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | Научатся находить грамматическую основу предложения и показывать её графически. Научатся обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Работа по шаблону. |
8 | Что такое второстепенные члены предложения? (без деления на виды) | 1 | Научатся выделять в предложении слова, которые поясняют или уточняют главные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. Работа по индивидуальному маршруту. |
9 | Административная контрольная работа (входная) | 1 | Научатся выделять и правильно записывать слова с орфограммами Работа по памятке. |
10 | Анализ контрольной работы. Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | Научатся различать и составлять предложения данного вида; распространять нераспространённые предложения. Работа по карточке. |
11 | «Занимательная грамматика» Что мы знаем о звуках и буквах | 1 | Уточнить представление о звуках и буквах русского языка. Повторить понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух». |
12 | Как установить связь слов в предложении? Члены предложения. Закрепление | 1 | Научатся устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения; составлять предложения из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Работа по алгоритму. |
13 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» | 1 | Научатся письменно излагать свои мысли. Работа по памятке. |
14 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | Научатся выделять и правильно записывать слова с орфограммами Дополнительное инструктирование. |
15 | «Занимательная грамматика» Что такое лексика? | 1 | Познакомить с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Работа по карточке. |
16 | Работа над ошибками Обобщение по теме «Предложение» | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа по карточке. |
Раздел 4. Слова, слова, слова… Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 12 3 | ||
17 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | Научатся определять лексическое значение слова. Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа по шаблону. |
18 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | Научатся подбирать и определять сколько значений имеет слово. Работа по памятке. |
19 | Что такое прямое и переносное значение слов? Что такое синонимы? | 1 | Научатся определять и использовать прямое и переносное значение слова. Научатся подбирать к словам синонимы и различать оттенки значений синонимов Работа по алгоритму. |
20 | «Занимательная грамматика» Однозначные и многозначные слова | 1 | Познакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений. |
21 | Что такое антонимы? | 1 | Научатся подбирать к словам антонимы. Работа по карточке. |
22 | Развитие речи. Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам. | 1 | Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте. Работа по памятке. |
23 | Обобщение знаний о значении слова. | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Работа по шаблону. |
24 | Что такое родственные слова? Что такое корень слова? | 1 | Научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи Научатся определять в слове корень и распознавать однокоренные слова различать их от синонимов. Работа по индивидуальному маршруту. |
25 | Что такое однокоренные слова? Обобщение. | 1 | |
26 | Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? | 1 | Научатся делить слова на слоги. Научатся правильно ставить ударение в слове и определять ударный слог. Работа по карточке. |
27 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Повторить звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. |
28 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | Научатся переносить слова с одной строки на другую, выделять слова, которые нельзя переносить, отличать деление на слоги и деление слов для переноса. Работа по памятке. |
29 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков | 1 | Научатся писать сочинение по серии сюжетных картинок, опорным словам и вопросам. Работа по памятке. |
30 | «Занимательная грамматика» Слова-братья | 1 | Подбирать синонимы к данным словам, исключать лишнее слово из ряда синонимов. |
31 | Проверочная работа. Упражнения в переносе слов | 1 | Научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно, оформлять свои мысли письменно. Дополнительное инструктирование. |
Раздел 5. Звуки и буквы Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 22 5 | ||
32 | «Занимательная грамматика» Слова - наоборот | 1 | Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста |
33 | Как различить звуки и буквы? Как мы используем алфавит? | 1 | Научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слова. Научатся называть буквы и записывать слова в алфавитном порядке. Работа по индивидуальному маршруту |
34 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | Научатся записывать имена собственные с большой буквы. Работа по памятке. |
35 | Проверочная работа. | 1 | Научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно, оформлять свои мысли письменно Дополнительное инструктирование. |
36 | Как определить гласные звуки? | 1 | Научатся выделять гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. Работа по карточке. |
37 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | Научатся определять безударный гласный звук в слове. Работа по индивидуальному маршруту. |
38 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | Научатся находить в двухсложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Работа по карточке. |
39 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю. Работа по алгоритму. |
40 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю. Работа по памятке. |
41 | «Занимательная грамматика» Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 | Познакомиться с шарадами, анаграммами, метаграммами и научатся их отгадывать. |
42 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины | 1 | Научатся письменно излагать свои мысли. Работа по памятке. |
43 | Контрольный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
44 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из текста |
45 | Работа над ошибками Восстановление деформированного текста | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Научатся выделять предложения из сплошного текста, восстанавливать деформированный текст. Дополнительное инструктирование. |
46 | Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением | 1 | Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю. Работа по карточке. |
47 | Правописание слов с безударными гласными буквами, с непроверяемыми ударением. | 1 | Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю. Работа по шаблону. |
48 | Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов | 1 | Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю. Работа по памятке. |
49 | Диктант «Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением» | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
50 | Работа над ошибками Как определить согласные звуки? Согласный звук [Й] и буква И краткое | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Научатся различать гласные и согласные звуки. Научатся слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й, Е, Ё,Ю,Я. Работа по карточке. |
51 | Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз» | 1 | Научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме, использовать правило переноса слов с удвоенными согласными. Работа по шаблону. |
52 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам | 1 | Научатся письменно излагать свои мысли. Работа по памятке. |
53 | «Занимательная грамматика» Играем со словарными словами | 1 | Играть со словарными словами |
54 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Твёрдые, мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | Научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными. Работа по индивидуальному маршруту. |
55 | Административная контрольная работа(промежуточная) | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Работа по карточке. |
56 | Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо". | 1 | Научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме используя мягкий знак. Работа по шаблону. |
57 | Изложение по коллективно составленному плану. | 1 | Научатся составлять план и писать изложение по плану. Работа по памятке. |
58 | «Занимательная грамматика» Анаграммы | 1 | Разгадывать анаграммы |
Раздел 6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 15 4 | ||
59 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ | 1 | Научатся определять орфограмму в слове и обосновывать её написание. Работа по карточке. |
60 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ | 1 | |
61 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова |
62 | Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ | 1 | Научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные, применять правила правописания. Работа по шаблону. |
63 | Проверочный диктант «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
64 | «Занимательная грамматика» Секреты некоторых букв | 1 | Познакомить с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. |
65 | Работа над ошибками. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки, подбирать слова с заданной орфограммой. Работа по индивидуальному маршруту. |
66 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. | 1 | Научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки, подбирать слова с заданной орфограммой. Работа по карточке. |
67 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | Научатся проверять парные согласные в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Работа по шаблону. |
68 | «Занимательная грамматика» И снова пословицы | 1 | Научатся пользоваться словарями, находить полезную информацию в словарях. Играть с пословицами |
69 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | Научатся проверять парные согласные в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов. Работа по памятке. |
70 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте, находить изученные орфограммы. Работа по алгоритму. |
71 | Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова. | 1 | Научатся проверять парные согласные путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов. Работа по индивидуальному маршруту. |
72 | «Занимательная грамматика» Русские народные загадки | 1 | Разгадывать русские народные загадки |
73 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами | 1 | Научатся проверять парные согласные путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов. Работа по карточке. |
74 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. | 1 | Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте, находить изученные орфограммы. Работа по шаблону. |
75 | Проверочный диктант «Слова с парными глухими и звонкими согласными» | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
76 | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Научатся сопоставлять произношение и написание слов с мягким знаком, определять место орфограммы в слове. Работа по карточке. |
77 | Контрольное списывание | 1 | Научатся безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием, проверять собственный текст, находить и исправлять ошибки. Работа по индивидуальному маршруту. |
Раздел 7. Части речи Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 40 6 | ||
78 | Что такое части речи? | 1 | Научатся использовать специальную терминологию для определения слов. Работа по карточке. |
79 | Что такое имя существительное? | 1 | Научатся выделять слова-предметы и использовать терминологию для их определения. Работа по шаблону. |
80 | Роль имен существительных в нашей речи | 1 | Научатся находить имена существительные в предложениях. Работа по памятке. |
81 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Повторить правила написания: Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов |
82 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | Научатся находить имена существительные в тексте и правильно ставить к ним вопрос. Работа по алгоритму. |
83 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 1 | Научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Работа по алгоритму. |
84 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. | 1 | Научатся находить имена существительные в тексте и правильно ставить к ним вопрос. Работа по индивидуальному маршруту. |
85 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных ( фамилии, имена, отчества людей) | 1 | Научатся различать имена существительные собственные и нарицательные и правильно их записывать. Работа по карточке. |
86 | Заглавная буква в именах отчествах, фамилиях людей, в написании кличек животных, географических названиях | 1 | Научатся различать имена существительные собственные и нарицательные и правильно их записывать. Работа по шаблону. |
87 | «Занимательная грамматика» Слова, обозначающие предметы | 1 | Познакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. |
88 | Обучающее изложение | 1 | Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте. Работа по памятке. |
89 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | Научатся определять грамматический признак имени существительного –число. Работа по алгоритму. |
90 | «Занимательная грамматика» Слова, обозначающие действие предметов | 1 | Познакомиться с глаголом как частью речи. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Выполнение тренировочных упражнений. |
91 | Обобщение знаний об имени существительном | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по индивидуальному маршруту. |
92 | Диктант «Имя существительное» | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
93 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа по карточке. |
94 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте. Работа по памятке. |
95 | «Занимательная грамматика» Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | . Познакомиться с именем прилагательным как частью речи. Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету. Работа по составлению самоинструкции |
96 | Что такое глагол? (Общее представление) | 1 | Научатся выделять глаголы из речи. Работа по шаблону. |
97 | Упражнения в распознавании глаголов. | 1 | Научатся выделять глаголы из речи, выявлять слова, которые обозначают действия предмета. Работа по алгоритму. |
98 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Повторять распознавание частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбирать синонимы |
99 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | Научатся употреблять глаголы в определённом числе, соблюдать орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работа по карточке. |
100 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | Научатся правильно писать частицу не с глаголами. Работа по индивидуальному маршруту. |
101 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по шаблону. |
102 | Обобщение знаний о глаголе. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | Научатся восстанавливать текст. Работа по алгоритму. |
103 | Что такое текст –повествование? | 1 | Научатся распознавать текст-повествование по его отличительным признакам. Работа по алгоритму. |
104 | Диктант «Глагол» | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Дополнительное инструктирование. |
105 | Работа над ошибками. Составление текста-повествования на предложенную тему | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа по индивидуальному маршруту. |
106 | Что такое имя прилагательное? | 1 | Научатся распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работа по карточке. |
107 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | Научатся правильно определять грамматические признаки имени прилагательного, через связь с именем существительным. Работа по шаблону. |
108 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | 1 | Научатся использовать имена прилагательные для более точного описания предметов. Работа по алгоритму. |
109 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов | 1 | Научатся различать имена прилагательные среди однокоренных слов. Работа по карточке. |
110 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 1 | Научатся определять число имён прилагательных и изменять их по числам. Работа по алгоритму. |
111 | Проверочная работа. | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, подбирать примеры на изученную орфограмму. Дополнительное инструктирование. |
112 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по индивидуальному маршруту. |
113 | Что такое текст-описание? | 1 | Научатся определять текст-описание по его признакам, составлять текст на основе личных наблюдений. Работа по карточке. |
114 | Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описания. | 1 | Научатся определять текст-описание по его признакам, составлять текст на основе личных наблюдений. Работа по шаблону. |
115 | Что такое местоимение? | 1 | Научатся определять местоимения как часть речи, правильно употреблять их вместо имени. Работа по карточке. |
116 | Что такое текст-рассуждение? | 1 | Научатся определять текст-рассуждение по его признакам. Работа по алгоритму. |
117 | Проверочная работа. | 1 | Научатся применять изученные правила правописания. Работа по индивидуальному маршруту. |
118 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Повторить понятия: текст, тема и основной мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы |
119 | Общее понятие о предлоге | 1 | Научатся осознавать предлог как часть речи, употреблять его с именами существительными или местоимениями. Работа по шаблону. |
120 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | Научатся писать предлоги отдельно от других слов. Работа по алгоритму. |
121 | Правописание предлогов в именами существительными | 1 | Научатся писать предлоги отдельно от других слов. Работа по карточке. |
122 | Административная контрольная работа(итоговая) | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
123 | Работа над ошибками. Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки, восстанавливать деформированный текст. Работа по памятке. |
Раздел 8. Повторение Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 7 6 | ||
124 | Повторение по теме «Текст», «Предложение» | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по карточке. |
125 | Повторение по теме «Слово и его значение», «Части речи» | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по карточке. |
126 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Повторить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки |
127 | «Занимательная грамматика» И вновь словарные слова | 1 | Работа с непроверяемыми гласными. Проверочные слова. Пересказ текста. Играть со словарными словами |
128 | «Занимательная грамматика» Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | Упражняться в различении частей речи, применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Учатся изменять форму слова. |
129 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Работа по шаблону. |
130 | «Занимательная грамматика» Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 | Познакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека |
131 | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 | Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по индивидуальному маршруту. |
132 | Итоговый повторение | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
133 | «Занимательная грамматика» Повторяем… | 1 | Разгадывать русские народные загадки |
134 | Работа над ошибками Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 1 | Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа с словарём. Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму Выполнить звукобуквенный разбор. |
135 | «Занимательная грамматика» Повторяем, повторяем… | 1 | Решить головоломки |
136 | Итоговый повторение | 1 | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними. Дополнительное инструктирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...
1 класс. Адаптированная РП по русскому языку
РП по русскому языку к УМК "Школа России" с модулем "Занимательная грамматика"...
3 класс. Адаптированная рабочая программа. Русский язык (родной).
Адаптированная рабочая программа...
3 класс. Адаптированная рабочая программа. Русский язык (родной).
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 80.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по русскому языку (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...