3 класс. Адаптированная рабочая программа. Русский язык (родной).
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr-_rp_-_russkiy_rodnoy_yazyk_3v_klass.docx | 64.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза
Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза
Ивана Даниловича Черняховского»
общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предмет «Русский родной язык»
3 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Вольтмарова Н.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
город Черняховск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 3 класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Федеральный закон от 03августа2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
- Примерной программы 1 - 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. — М. : Просвещение, 2020.
- Учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- Учебного пособия «Русский родной язык» для 3 класса /О. М. Александроваи др. — М. : Просвещение, 2019;
- Санитарно –эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесёнными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели курса:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи курса:
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В 3 классе на уроки русского родного языка отводится 34 ч(1 ч в неделю, 34учебных недели), в том числе 7 часов - учебного модуля «Развитие речи», который способствует развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по русскому родному языку.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
«Русский родной язык» для 3 класса /О. М. Александроваи др. — М.: Просвещение, 2019.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
- изучение исторических фактов развития языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
- включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
- соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
- соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
- употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
- соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
- совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебныхэтимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
- умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
- соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностныерезультаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметныерезультаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметныерезультаты:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Секреты речи и текста.
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Внутрипредметный образовательный модуль «Развитие речи» (7 часов)
Пословицы, загадки, фразеологизмы, Вежливые слова, Как морфология порядок навела, Игры с пословицами, Про суффикс и приставку, Его величество ударение, Повторяем.
Форма промежуточной (итоговой) аттестации по русскому родному языку – проектные задания (творческая работа).Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста».
Тематическое планирование
по русскому родному языку (36 ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1.Русский язык: прошлое и настоящее Внутрипредметный образовательный модуль «Развитие речи» | 12 2 | ||
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. | Знакомство с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Рассуждать о значении языка и речи, о роли языка в жизни и общении. Различать устную и письменную речь.Работа по индивидуальному маршруту. | |
2 | «Развитие речи» Пословицы, загадки, фразеологизмы. | Уточнять представление о русских народных пословицах, загадках, фразеологизмах; развивать внимание, мыщление. Работа по карточке. | |
3 | Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.Работа по карточке. | |
4 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарями: орфографическим, толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфоэпическим, этимологическим, словообразовательным.Работа по карточке. | |
5 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарями: орфографическим, толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфоэпическим, этимологическим, словообразовательным.Работа по карточке. | |
6 | Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарями: орфографическим, толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфоэпическим, этимологическим, словообразовательным.Работа по карточке. | |
7 | Какой лес без чудес. Образные названия растений. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарями: орфографическим, толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфоэпическим, этимологическим, словообразовательным.Работа по карточке. | |
8 | Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарями: орфографическим, толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфоэпическим, этимологическим, словообразовательным.Работа по карточке. | |
9 | Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарями: орфографическим, толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфоэпическим, этимологическим, словообразовательным.Работа по карточке. | |
10 | Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарями: орфографическим, толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфоэпическим, этимологическим, словообразовательным.Работа по карточке. | |
11 | У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием. | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения втексте.Находить средства художественной выразительности.Находить авторские сравнения и подбирать свои.Работа по карточке. | |
12 | «Развитие речи» Игры с пословицами. | Определять скрытый смысл пословицы. Работа по карточке. | |
Раздел 2. Язык в действии Внутрипредметный образовательный модуль «Развитие речи» | 13 3 | ||
13 | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). | Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания.Работапокарточке. | |
14 | «Развитие речи» Вежливые слова. | Систематизировать знания учащихся о вежливых словах. Работа по карточке. | |
15 | Для чегонужнысуффиксы. | Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.Работа по алгоритму. | |
16 | Многообразие суффиксов как специфика русского языка. | Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса. Дополнительное инструктирование. | |
17 | «Развитие речи» Про суффикс и приставку. | Закреплять знания о значении суффиксов и приставок. Работа по карточке. | |
18 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русскогоязыка. | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Работапоалгоритму. | |
19 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. | Научатся определять грамматический признак имени существительного –число. Работапоалгоритму. | |
20 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных. | Научатся употреблять имена существительные в определённом числе, соблюдать орфоэпические и лексические нормы употребления имен существительных. Работапокарточке. | |
21 | Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Работа по алгоритму. | |
22 | Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. | Выделять незнакомые слова в тексте.Выяснять значение непонятных слов.Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.Выделять начало, основную часть, конец текста.Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. Работа по шаблону. | |
23 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов. | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании. Работа по шаблону. | |
24 | Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями | Научатся выделять предложения из сплошного текста, восстанавливать деформированный текст. Дополнительноеинструктирование. | |
25 | «Развитие речи» Как морфология порядок навела. | Различать части речи: существительное, прилагательное, глаголы. Работапокарточке. | |
Раздел 3. Секреты речи и текста Внутрипредметный образовательный модуль «Развитие речи» | 9 2 | ||
26 | Особенности устного выступления. | Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.Работа по индивидуальному маршруту. | |
27 | «Развитие речи» Его величество ударение. | Формировать умение правильно ставить ударение в словах; расширять имеющиеся знания об омографах.Работапокарточке. | |
28 | Типытекста. Текст – рассуждение. | Различать текст и набор предложений. Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст.Определять тему и основную мысль текста. Определятьпо ключевымсловам, о чём говорится в тексте. Называть ключевые слова в сказках,сказочных историях.Выделять опорные слова в тексте.Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.Выделять незнакомые слова в тексте.Выяснять значение непонятных слов.Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.Выделять начало, основную часть, конец текста. Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.Работа по карточке. Работа по индивидуальному маршруту.Дополнительное инструктирование. Работа по алгоритму. Работапошаблону. | |
29 | Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | ||
30 | Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). | ||
31 | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | ||
32 | Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). | ||
33 | Обобщающий урок. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.Осознаватьпричины успешности или не успешности результатов выполненной работы. Работа по индивидуальному маршруту. | |
34 | «Развитие речи» Повторяем. | Применить свои знания для выполнения заданий. Работа по карточке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Адаптированная рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая адаптированная программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку и авторской программы «Русский язык 1-4 классы», С.В. Иванов (Сборник програм...
рабочая программа русский язык (родной) 2 кл
Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» для 2-го класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основн...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...
3 класс. Адаптированная рабочая программа. Русский язык (родной).
Адаптированная рабочая программа...
3 класс. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском языке).
Адаптированная рабочая программа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету родной язык 1 класс ТНР вариант 5.1 , 5.2.
Программа адаптирована для обучающихся с ТНР с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную а...