Технологическая карта урока "Времена глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Несколько технологических карт урока по теме "Времена глаголов", 3 класс, программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2vremena_glagolov.doc | 80 КБ |
3vremena_glagolov.doc | 80 КБ |
4vremena_glagolov.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:30.04.2021 Школа: ОЦ №5 Класс: 3-1 |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу
-л-.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь различать глаголы по временам;
- уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;
- уметь распознавать глаголы в прошедшем времени.
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.
ЭТАПЫ УРОКА | Время | |||
Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на продуктивную работу. | Приветствие учителя Слушать учителя | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Словесный: ответ ученика Наглядный: презентация | 5мин | -Итак, открывает тетради записываем сегодняшнее число, классная работа. Прочитайте отрывки из произведений. Вспомните их названия и авторов. Определите время и число глаголов. 1.В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Всё разнёс по адресам. 2.Дядю Стёпу уважают Все, от взрослых до ребят, Встретят — взглядом провожают И с улыбкой говорят: — Да-а! Людей такого роста Встретить запросто не просто!
3.Плачет девочка навзрыд, А Кузьма ей говорит: — Не зальёшь огня слезами, Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать Только, чур, не поджигать! Как узнать время глагола? — На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени? | Слушать задания С.Я. Маршак «Почта». С.В. Михалков «Дядя Стёпа». С.Я. Маршак «Пожар». - Нужно задать вопрос. - Что делает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: целеполагание |
Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Наглядный: презентация | 5 мин |
— Прочитайте глаголы. Цветёт, выросли, прольёт, проплыл, выучит, рисует. — Разделите их на три группы. По какому признаку вы разделили слова? -Верно. Ребята предположите тему нашего сегодняшнего урока? -Верно, какие цели на урок мы с вами поставим? | 1) Цветёт, рисует; 2) выросли, проплыл; 3) прольёт, выучит. В первой группе — глаголы настоящего времени, во второй — прошедшего, в третьей — будущего. -Времена глаголов - познакомимся с временами глаголов; научиться определять время глаголов, уметь ставить вопросы к глаголам. | Р: планирование; Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: целеполагание |
Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Словесный: диалог Физминутка | 5 мин 1 мин | Ребята, послушайте сказку о глаголах и ответьте на вопрос о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам? Как мама Глаголиха учила глагольчиков Жила-была мама Глаголиха со своими детьми — десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку. — И дети, и я, и весь наш род занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим... А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы, у нас есть для этого... — Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам? Откройте учебник на странице 114, упр.200 — Прочитайте текст. — Определите тип текста. Докажите. — Какой заголовок подойдёт к тексту? — Выполните письменные задания к упражнению. — Прочитайте глаголы, которые вы выписали. Назовите время этих глаголов. Упр. 201 (с. 114). — Прочитайте вопросы. На какие из них вы можете ответить? — Выполните задания. — Прочитайте предложение, которое вы выписали. Назовите глагол. | Слушать учителя. Отвечают на вопрос. Она хотела сказать о том, что для определения времени у глаголов есть вопросы. - Читают текст. - Текст повествование. - Почему Тюпу назвали Тюпой? Удивится, словлю, вспорхнула, ползет. - Скоро ли мы сможем жить на Луне? Сможем. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать; К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их |
Первичное закрепление Словесный: слово учителя Словесный: беседа | 5 мин | Упр. 202 (с. 115). — Прочитайте предложения. Назовите личные местоимения, которые вы добавили. — Прочитайте глаголы в каждом предложении. Назовите время, число глаголов и их окончания. — Как вы определили время и число глаголов? — На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем и будущем времени? Друзья мои, вас не удивило, что в этих глаголах после буквы Ш стоит мягкий знак? Но тем не менее мы произносим твёрдый звук [ш]. Не удивляйтесь! Так уж принято в русском языке: если глаголы связаны по смыслу с местоимением второго лица единственного числа «ты» и отвечают на вопросы что делаешь? или что сделаешь?, они имеют окончания «-ишь», «-ешь» или «-ёшь» с мягким знаком на конце. На эти глаголы я прошу вас обратить особое внимание. — Прочитайте, на что нужно обратить внимание. — Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа? |
- Я, ты, он, вы. Они. Читают глаголы, определяют время, выделяют окончание. По вопросам. Что делает? Что делаю? | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство |
Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: упражнение | 6 мин | Упражнение 203 на странице 115 выполните самостоятельно. Спишите слова со слайда. Сделайте морфологический разбор. Прилетел, бежит, читаешь. | - Потому что в нем использовано много прилагательных, описывающих дождь. Гуляла, потеряла, видел, поднял, встал.
| Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
Включение в систему знаний, повторение Словесный: беседа Практический: упражнение | 7 мин | - Отгадайте загадку. Спишите. Укажите время глаголов. Обозначьте орфограммы. Никто его видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела, а живёт оно, Без языка - кричит. - Как отличить глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени? - Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа? | Слушать учителя Эхо. - У глагола в прошедшем времени часто присутствует суффикс Л. Ешь, ишь. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их |
Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 4 мин | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 116№204 -Итак, подведем итоге нашей работы на уроке. -Над какой темой мы работали? -Что обозначают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени - На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её. Что сегодня получилось… В чем были затруднения… О чём можешь рассказать дома родителям…
| Записывать домашнее задание -Мы работали над темой: «Времена глаголов» Я считаю, что цели урока были достигнуты. - Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи. Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи Глаголы будущего времени обозначают действия, которые произойдут в будем времени, после момента речи. | Р: давать оценку; П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; |
Предварительный просмотр:
Дата:03.05.2021 Школа: ОЦ №5 Класс: 3-1 | ФИО учителя: Петрашкевич И.В. ФИО студента: Андрюшина А.Д. ФИО методиста: Солопова Т.В. |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь различать глаголы по временам;
- уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;
- уметь изменять глаголы по временам.
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.
ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| Деятельность учащихся | |||
Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | Здравствуйте ребята! Ребята, настраиваемся на продуктивную работу. | Приветствие учителя | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Словесный: ответ ученика Наглядный: презентация | 5мин | -Итак, открывает тетради записываем сегодняшнее число, классная работа. С новой строчки записываем диктант. Лесная соня Зиму лесная соня проспала в норе под кустом. Вот пришла весна. Ярко засветило солнце. В лесу стало тихо и зелено. Под землёй было темно и сыро. Соня вылезла из норы и свила гнездо на кусте. Теперь соня начала принимать солнечные ванны. Кругом свежий воздух и тёплое солнце. По Н. Сладкову
- Найдите и подчеркните глаголы в тексте, определите их время и число. | Слушать задания Записываю под диктовку. | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: целеполагание |
Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Наглядный: презентация | 5 мин | -Что это такое? Как вы это понимаете? -Послушайте, что я нашла в словаре Даля про время: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное значение суток за сутками, века за веками.» На доске: 1.Время летит. 2.Время разум дает. 3.Всякой вещи время. 4.Делу время, потехе час. -Как понимаете каждое из этих выражений?
-Запишите выражения в тетрадь по памяти, кто сколько запомнил. - Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? - А какую часть речи мы изучаем? - Значит, о времени кокой части речи мы будем говорить? | (Часы, дни, времена года, сутки). О времени. Глагол. Времена глаголов. | Р: планирование; Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: целеполагание |
Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Словесный: диалог Физминутка | 5 мин 1 мин | - Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Когда услышите вопрос, запишите его в тетрадь. Однажды у Глагола спросили: «Что Вы делаете?» Вот что ответил Глагол: «Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя». Прочитайте вопросы, которые вы выписали. Попробуйте сами ответить на эти вопросы. Сравните, как отвечали на разные вопросы. Что заметили? Кто догадался, как изменяются глаголы? — Рассмотрите таблицу на с. 116 учебника. — Сравните изменение глаголов по временам. — Используя данную таблицу, образуйте временные формы от глаголов писать, рисовать, клеить, молчать. Упр. 205(с. 116). — Прочитайте, на что нужно обратить внимание. — Как изменяются глаголы? — От каких глаголов можно образовать все временные формы? — От каких глаголов можно образовать только формы прошедшего и будущего времени? | - Что делаете? Что делал? Что буду делать? - Сидим, пишем, читаем. - Играли, гуляли. - Буду учить, буду есть. - Действие происходит в разное время. - по временам. По временам. От глагола неопределенной формы, который отвечает на вопрос Что делать? От глаголов неопределенной формы, который отвечает на вопрос Что сделать? | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать; К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их |
Первичное закрепление Словесный: беседа Практический : работа с учебником. | 5 мин | -Давайте выполним упражнение 206 на странице 117. Что нам необходимо сделать? — Назовите глаголы, от которых вы образовали три формы времени. — На какой вопрос они отвечают? — Назовите глаголы, от которых вы образовали только формы прошедшего и будущего времени. | Образовать от глаголов все возможные формы времени. Кричит, кричал, будет кричать. Закричит, закричал. Блестит, блестел, будет блестеть. Заблестит, заблестел. Кричать, блестеть, спешить. Закричать, заблестеть, поспешить. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство |
Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: упражнение | 6 мин | -Упражнение 207 выполните самостоятельно. _ посмотрите на образец, который вам дан. - Запишите предложения, ставя глаголы в настоящее или прошедшее время, укажите время.
| Бабушка звонит по телефону. Над водой цветут белые лилии. Длинные сережки висят на гибких ветках березы.
| Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
Включение в систему знаний, повторение Словесный: беседа Практический: упражнение | 7 мин | Упр. 208 (с. 117). — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — Какой заголовок подойдёт к этому тексту? — Разделите текст на три части. — Выполните письменные задания к упражнению. — Прочитайте текст по частям. — Назовите глагол, который вы подчеркнули. — Обоснуйте свой выбор. — Как изменяются глаголы? — От каких глаголов можно образовать все временные формы? — От каких глаголов можно образовать только формы прошедшего и будущего времени? |
Читают текст. Выполняют задание к упражнению. Собрал. Это форма прошедшего времени единственного числа. По временам. От глагола неопределенной формы, который отвечает на вопрос Что делать? От глаголов неопределенной формы, который отвечает на вопрос Что сделать? | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их |
Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 4 мин | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 118№209
| Записывать домашнее задание | Р: давать оценку; |
Предварительный просмотр:
Дата:04.05.2021 ФИО учителя: Петрашкевич И.В.
Школа: ОЦ №5 ФИО студента: Андрюшина А.Д.
Класс: 3-1 ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
КОНСПЕКТ УРОКА (РУССКИЙ ЯЗЫК)
Тема: «Время и число глаголов. Составление предложений и текста»
Цели деятельности учителя: развитие умений определять время и число глаголов, изменять глаголы по временам и числам, составлять предложения и текст.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать алгоритм изменения глагола по временам и числам
Уметь правильно изменять глагол по временам и числам, составлять предложения и текст
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач
Тип урока: урок рефлексии
Оборудование: учебник «Русский язык», ч.2, (УМК «Школа России»), учебная презентация.
Этап урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | Добрый день! Сели ровно, оглянулись. Друг другу улыбнулись И в работу окунулись. -Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Пожалуйста, присаживайтесь. | Приветствуют учителя Настраиваются на продуктивную деятельность | К.: планирование сотрудничества с учителем Л.: включение в учебную деятельность |
II.Актуализации знаний и мотивация Практический: работа по слайду Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 5 мин | Ребята, посмотрите на слайд, перед вами слова. -Исправь ошибки там, где необходимо. Заиц, лигушки , малина, облоко, молако, картины. - Слова, какой части речи записали? - На какие 2 группы их можно разделить? Подчеркните существительные мн. числа. -Составьте нераспространённое предложение, используя любое из подчёркнутых слов и слова для справок: прыгает, висит. -Что можете сказать об этих словах? -Что вызывает затруднение? -Как можем исправить? От чего это зависит? -О каких глаголах будем говорить? Это первая часть темы, которую мы сегодня с вами изучим получше. Давайте определим, с какой же ещё темой нам предстоит работа. Ребята, что такое время? «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками». А как вы думаете, может ли быть связано «время» и «глагол»? Ведь время мы изучаем на уроке математики, а у нас русского языка? Сегодня мы с вами продолжим работать над этими темами. | Это имена существительные Существительные мн.ч: лягушки, картины Глаголы Не подходят глаголы Изменить глагол О глаголах ед. и мн. числа Отвечают на вопрос | П.: умение владеть различными приемами устного счета П.: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 2 мин | Предположите тему нашего сегодняшнего урока. -Зная тему, попробуйте, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. Построим план на урок. Перед вами слова помощники. 1. Вспомним … 2. Потренируемся … 3. Закрепим … - У вас на партах лежат листы самооценивания. Будет 4 задания и за каждое правильно выполненное задание вы ставите себе плюс. | Тема: Время и число глаголов. Составление предложений и текста Цель: Вспомнить всё, что знаем о глаголе. План: 1. Вспомним, что мы уже знаем о временах и числах глаголов 2. Потренируемся в изменении глаголов по временам и числам 3. Закрепим знания. | Р.: целеполагание, как постановка учебной задачи. П.: самостоятельное выделение и постановка цели |
Динамическая пауза | 1 мин | Руки ставим перед грудью, Поворачиваться будем. Там стена, а там окно, Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты туловища вправо и влево.) Головой теперь вращаем Вправо-влево, а потом — (Вращение головой вправо и влево.) Три-четыре — приседаем, Наши ножки разомнем. (Приседания.) Мы размяться все успели И на место снова сели. (Сесть за парту.) | выполняют движения | Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров |
Самостоятельная работа | 10 мин | -Ребята, а сейчас, мы с вами будем выполнять задание 210 на стр.118. Прочитайте. Выполняем самостоятельно, на работу вам даётся 5 минут. Кто хочет ответить? Молодец, у кого так же поставьте себе +. | Выполняют упр 210 стр.118 Помогаю (наст. вр.), помогаю (наст. вр.) | |
VII.Включение в систему знаний Практический: работа с книгой | 18 мин | Выполним упр 212 стр.119. Прочитайте задание Прочитайте. | Выполняют упр 212 стр. 119.
Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д. Набор слов Нет Составляют предложения. Нет смысла и законченной части. Используя слова, пишут текст. Читают свой текст | Р.: выполнять действие в соответствии с требованиями учителя П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: анализ | 3 мин | -Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. -Кто помнит, какова была тема и цель нашего сегодняшнего урока? -Как вы считаете, достигли ли мы этой цели? -Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? Все ли пункты плана у нас выполнены? -Перед вами лесенка успеха. Первая ступенька, если у вас ничего не получилось и было сложно, вторая ступенька поняли материал, но допускали ошибки в заданиях, третья ступенька, если вы все поняли и у вас все получилось. - Поставьте себя на ступеньку, которая подходит вам. -Хорошо ребята -Спасибо за урок. Запишите домашнее задание: стр.119 упр.211 -До новых встреч! | Тема: Время и число глаголов. Составление предложений и текста Цель: Вспомнить всё, что знаем о глаголе. Да | Р.: анализировать собственную работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока "Глагол"
конспект урока по русскому языку...
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока "Глагол" + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока «Глаголы в единственном и во множественном числе» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока «Глаголы в единственном и во множественном числе» + учебная презентация. УРОК 2) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Технологическая карта урока "Глагол как часть речи"
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Глагол как часть речи"...