Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)
статья по русскому языку

Ромашова Людмила Михайловна
Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие 
информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, 
расширением знаний и освоением базовых способов учебной деятельности. В то же время 
отсутствует целостная система развития у учащихся способности безошибочно 
воспринимать, систематизировать, хранить и использовать информацию в разнообразных 
ситуациях деятельности и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netraditsionnye_uroki_po_russkomu_yazyku.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

В основу статьи положена следующая гипотеза исследования: если методически обоснованно внедрять активную форму обучения, использовать игровые ситуации, различные нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:

  • Обеспечению современного качественного обучения школьников;
  • Созданию творческой атмосферы познания, сотрудничества ученика и учителя;
  • Повышению активности и самоорганизации учащихся;
  • Закреплению интереса к изучаемой науке, побуждению к творчеству.

Технологические характеристики работы

1. Актуальность работы.

Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, расширением знаний и освоением базовых способов учебной деятельности. В то же время отсутствует целостная система развития у учащихся способности безошибочно воспринимать, систематизировать, хранить и использовать информацию в разнообразных ситуациях деятельности и поведения.

Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция ученика – это позиция объекта обучения.

В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка, содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются» так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и активизировать их интеллектуальную деятельность.

В связи с этим моя работа нацелена на успешное решение педагогических задач, которые прямо связаны с временными затруднениями традиционной практики начального обучения.

2. Задачи:

  • создать положительную мотивацию учащихся на уроке;
  • облегчить процесс усвоения русского языка в начальной школе;
  • обеспечить активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации;
  • помочь педагогам вычленить интересный, нужный материал из большого ряда теоретических вопросов;
  • активизировать лексический опыт учащихся и обогатить словарный запас;
  • повысить качество усвоения учебной информации;
  • строить процесс усвоения нового материала не на «зазубривании», а на глубоком понимании, осмыслении, анализе информации;
  • развивать смысловую догадку;
  • формировать навыки адекватной самооценки;
  • использовать различные варианты выполнения детьми одной и той же учебно – познавательной задачи;
  • обучать учащихся соотносить свои способности с предоставленными вариантами какого – либо задания;
  • развивать общеучебные практические умения и навыки, в том числе навыки обработки, систематизации, хранения информации;
  • учить детей грамотно писать, опираясь на коррекционную работу, направленную на предупреждение и исправление недочетов и ошибок.

3. Педагогические средства.

В соответствии с задачами, успешно решаемыми в работе, мною обоснована совокупность необходимых педагогических средств, инвариативное ядро которой составляют нетрадиционные уроки по русскому языку.

Моя педагогическая деятельность позволила мне накопить немало разновидностей нестандартных уроков.

В первую группу я отношу уроки состязательного характера. Из целого ряда состязательных уроков я провожу следующие:

  • Уроки – викторины;
  • Уроки – соревнования;
  • Уроки – КВН;
  • Уроки – турниры;
  • Уроки – конкурсы;
  • Уроки – интеллектуальные игры;
  • Уроки – викторины «Что? Где? Когда?»

Во вторую группу я отношу проектную деятельность. Среди них:

  • Уроки в форме творческих отчетов, проектов;
  • Уроки – зачеты, смотры;
  • Уроки с оперативным контролем усвоения учебной информации;
  • Уроки с письменной индивидуальной проверкой при помощи перфокарт;
  • Уроки – консультации.

В третью группу нестандартных уроков я отношу уроки – проекты и путешествия.

Четвертая группа нестандартных уроков – театрализованные уроки:

  • Урок – спектакль;
  • Урок – концерт.

В пятую группу нестандартных уроков я могу отнести коллективные учебные занятия. Главное отличие этих уроков в том, что обучение здесь протекает как специально организуемое общение в парах и группах.

4. Технология и организация проведения нестандартных уроков по русскому языку.

4.1. Уроки состязательного характера.

Суть этих уроков состоит в то, чтобы организовать детей в малые и большие группы, соревнующиеся между собой. Во время проведения, можно увидеть, что даже отстающий ученик хочет сравнить себя с другими. Он активно работает, прикладывает старание, не сидит пассивно. А на обычном уроке, он боится это сделать, так как знания надо показать в готовом виде, и за это сразу будет поставлена отметка.

Уроки – викторины помогают связать новый материал с ранее изученным. На таких уроках я ставлю проблемный вопрос, ответ на который будет найден, ответив на ряд вспомогательных. Дополнительные вопросы помогут повторить изученный материал и связать его с новым. Тем самым, дети понимают, что правила русского языка вытекают одно из другого. Также я провожу викторины для закрепления и обобщения изучаемого материала. С их использованием можно один вопрос программы повторить широко, основательно.

Уроки – КВН по русскому языку я провожу по форме викторин, выполнив следующую подготовительную работу:

  1. Выбор команд;
  2. Защита названия;
  3. Конкурс капитанов;
  4. Музыкальная пауза;
  5. Конкурс болельщиков;
  6. Домашнее задание;
  7. Подведение итогов(награждение).

Команды формируются по интересам самих учащихся. Названия команд отражают тему данного урока. Для капитанов дается более сложное задание, трудная грамматическая задача.

В этом конкурсе я решаю педагогическую задачу по подготовке сильных учащихся к олимпиадам. Для команд дается теоретическое или практическое задание, отражающее отдельные вопросы изучения данной темы. Аналогичная работа проводится и с болельщиками.

Музыкальная пауза – чаще физкультминутка. Или это могут быть задания занимательного характера, позволяющие увидеть детям красоту русского языка.

Конкурс домашнего задания – это проверка выполнения домашних работ или анализ творческих работ на заданную тему.

Уроки – соревнования, уроки – конкурсы - это наиболее распространенный тип уроков в нашем классе. Дети разбиваются на три команды по рядам. Урок может вестись в обычной форме, но за каждый правильный ответ какая – либо из команд получает очко. Здесь можно оценивать практически всё: каллиграфические минутки, словарную работу и пр. И обычный урок воодушевляет детей на активную работу.
При проведении уроков – викторин «Что? Где? Когда?» важно иметь атрибуты данной игровой программы. Такой урок может носить и ознакомительный, и обобщающий характер.

4.2. Проектная деятельность.

  • Во – первых, это проекты, творческие отчеты. Здесь обучающиеся работают над проблемой, выбирая орфограммы, правила или темы русского языка. Пишут сочинения, стихи, сказки. Подбирают необходимый материал. Тем самым, у детей расширяется словарный запас, логически строить и доказывать свои предположения или выводы.
  • Во – вторых, уроки – зачеты носят обобщающий характер и целесообразнее их проводить уже в 3 – 4 классах. Чаще всего проводятся в виде тестирования. Эта форма контроля очень нравится ребятам. Они чувствуют себя спокойно, отстающим не надо спешить, а, значит, отвечать наугад, а успевающим – ждать. И для меня эта работа хороша тем, что один вопрос можно проверить глубоко, с разных сторон, чего нельзя сделать во фронтальном опросе.
  • В – третьих, можно организовать оперативный контроль усвоения знаний. Обучающиеся по команде учителя начинают выполнять задания, справиться с которым нужно за определенный промежуток времени. Детям очень нравятся задания, в которых надо исправлять ошибки и провести над ними работу.

Ребята нашего класса получают очень много отметок. Чтобы каждый ученик знал на каком уровне усвоения знаний по русскому языку он находится, в классе ведется рейтинговый учет знаний «Наши успехи».

Вовремя оказывать помощь отстающим мне помогают уроки – консультации. Мы работаем над ошибками, учим дополнительные рифмованные правила. Я учу детей видеть места в словах, в которых могут быть допущены ошибки.

4.3. В уроках – путешествиях и экспедициях находит себе место каждый ученик.

Творчески одаренный ребенок найдет ответ, выйдет из ситуации, докажет и аргументирует свой выбор, а нетворческий воспроизведет материал учебника. В путешествии правила и исключения так подаются, что дети запоминают их гораздо легче и быстрее.

4.4. Мои ученики очень любят уроки – спектакли и концерты.

На них могут быть поставлены инсценировки, звучать песни. Здесь интегрируются грамматическое содержание и музыкальная форма.

4.5. К нестандартным урокам я отношу коллективные учебные занятия.

Эта работа предусматривает совместный поиск ответа и путей решения. Такие уроки, как правило, очень эмоциональны. Во время групповой работы дети совещаются, обращаются друг к другу за помощью. Здесь происходит сотрудничество, взаимоподдержка, взаимопроверка.

Можно сделать вывод, что арсенал нестандартных уроков разнообразен. Их применение помогает мне добиться от обучающихся понимания и любви к урокам русского языка. Такие уроки оказывают и психологическое воздействие на учеников. нестандартные формы уроков не предусматривают прямую зависимость содержания, методов и форм обучения. Они повышают успеваемость, облегчают процесс обучения, способствуют всестороннему развитию младших школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку: «Развитие орфографической зоркости.»

Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности и базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.Трудности, к...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Поурочные разработки к уроку английского языка (Начальная школа)

Поурочные разработки к уроку английского языка 2, 3, 4 класс...

Поурочные разработки к уроку английского языка (Начальная школа)

Поурочные разработки к уроку английского языка 2, 3, 4 класс...

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Статья. Методы и приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.

Статья. Методы и приёмы  самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе....