Технологическая карта урока русского языка «Научные и худождественные тексты» (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: формирование умения различать научный текст от художественного по их признакам
Задачи урока
Дидактические:
- Обобщить знания детей о тексте, как языковой единице;
- Ознакомить учащихся с особенностями научного и художественного текстов.
Развивающие:
- Развивать логические операции сравнения, соответствия, деления на группы по определённым признакам;
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- Формировать интерес к познанию русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 14. 09. 2021 Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 3 «А» Урок: 2 Время: 8:55-9:35 Кабинет: 201 | Студент: Боронина Елена Группа: 41 Учитель: Регель Надежда Васильевна Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока «Научные и художественные тексты»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умения различать научный текст от художественного по их признакам
Задачи урока
Дидактические:
- Обобщить знания детей о тексте, как языковой единице;
- Ознакомить учащихся с особенностями научного и художественного текстов.
Развивающие:
- Развивать логические операции сравнения, соответствия, деления на группы по определённым признакам;
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- Формировать интерес к познанию русского языка.
Оборудование: учебник УМК «Перспектива» 3 класс 1 часть Русский язык, раздаточный материал, презентация
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне | Словесный (психологиечский настрой, эпигра) Ф | Осуществляет настрой учащихся на работу на уроке. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. - Хочу начать урок с цитаты. Прочитайте ее. - « Текст есть во всём, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли они нам..» - Что хотел сказать нам этой цитатой Максим Ильяхов? | Ответное приветствие Отвечают. | Л.: мотивация к учебной деятельности |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический (стихотворение), проблемный, моделирование (аналитический), Ф | 1. Задает задание для дальнейшей работы - Кто же понял, какие стили текста написаны? | Выполняют. (Имя числительное) Списывают. Отвечают. (Текст) (Текст-описание, рассуждение, сообщение) Отвечают. | П: извлечение необходимой информации П: анализ, синтез, сравнение, обобщение | Презентация Презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный (беседа, рассуждение), прогнозирование, Ф | 4. Предлагает сформулировать тему и цель. - Сформулируйте тему нашего урока. - Какую цель мы с вами можем поставить?
- Давайте составим план. У вас есть подсказки с первыми словами: 1. Узнаем… 2. Потренируемся… 3. Закрепим… | Отвечают. - Научные и художественные тексты. - узнать, что такое научный и художественный текст; распознать признаки этих стилей Отвечают. (Узнаем, что такое научный и художественный текст, потренируемся определять научный и художественный текст, закрепим новый материал) | П: постановка и формулирование проблемы Р: целеполагание | Презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), Ф, П | Работа с учебником. - Откройте учебник на стр.25. Упр. 32. Прочитайте 2 текста. - Что вы можете сказать, являются ли данные записи текстами? Докажите. - Обратимся к нашей карте успеха. Оцениваем свою работу в паре, правильно ли вы ответили на вопрос. 2 балл – правильно. 1 балл – не совсем точно ответили. - Определите, какой стиль у каждого текста. - Сверим наш вывод с выводом Самоварова. Правильный ли вывод мы сделали? - Назовите признаки научного текста. - Прочитайте еще раз научный текст о берёзе из упр.32. ФИЗМИНУТКА | Читают. (Предложения связаны по смыслу и общей темой) (В первом тексте автор ставит перед собой задачу дать точную информацию, а во втором – красочно изобразить предмет, заставить любоваться им) (В этих текстах автор что-то изображает, оказывает воздействие на читателя) (В научных текстах даётся точная информация, сообщаются подробности, особенности) | Р: познавательная инициатива П: поиск необходимой информации П: анализ, синтез, обобщение | Учебное пособие Учебное пособие | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический (упражнение) Г | Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний. - Давайте прочитаем текст
- В каком стиле написан рассказ? - Но сначала вспомним правила в группах.
- Сейчас мы выслушаем каждую группу, а другие слушают и думают, правильно ли ребята преобразовали текст. - Обратимся к карте успеха. У нас написано «Работал в группе, помогал составлять рассказ». - Каковы особенности художественного текста? | Читают. (Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых. Это мелкие и птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Клюв длинный, прямой. В качестве опоры использует клинообразный хвост.) Отвечают. Отвечают. Отвечают. | Р: выполнение учебного действия К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К: аргументация своего мнения | Презентация Презентация с картинкой | |
Самостоятельная работа с взамопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический (упражнение), И | Осуществляет самостоятельную работу со взаимопроверкой. - Сейчас я предлагаю написать 1 варианту небольшой научный текст, а 2 варианту художественный текст. Вспомните про особенности стилей текста. У вас есть 5 минут. Сверка с эталоном. - Ребята, а теперь поменяйтесь листочками с соседом. Каждый должен проверить, есть ли те особенности, о которых мы говорили. Оцените работу своего соседа на парте, вписав ему в карту успеха его балл. Помните, что 2 балла – это соблюдены все особенности, 1 балл – некорректно составлен текст. - Перечислите, чем отличаются научный текст от художественного? | Выполняют работу. Проверяют друг у друга работы. Отвечают. | П: построение логической цепи рассуждения |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический (упражнение), взаимопроверка, Ф, Г | Фронтальная работа на повторение изученного материала. - Найдите в учебнике упр.34 - Давайте устно составим два текста: научный, используя те слова, которые вам даны и добавить свои и художественный, используя слова из учебника. - И у нас остался последний пункт в карте успеха, который мы сейчас выполнили. Прочитайте его. Оцените себя. | (О розе) Отвечают. Отвечают. Отвечают (Умею составлять научный текст и художественный по опорным словам) | Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция Л: смыслообразование | Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный (аналитический) | Задает вопросы по пройденной теме. - Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была? - Какую цель мы с вами ставили? Достигли мы ее? - Отлично. А теперь давайте подсчитаем ваши баллы в карте успеха. Кто набрал 6 баллов, поднимите руку - Кто набрал 4-5 баллов? - Давайте оценим работу всего класса. - Ребята, вы большие молодцы. Вы изучили очень интересную и важную тему. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок. | Отвечают. (Научный и художественные тексты) (Да) (Да) Поднимают. Оценивают. | П: рефлексия способов и условий действий К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Карта успеха | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...
Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"
Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"
Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....
Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение определять типы тексто...
Технологическая карта урока русского языка "Учимся сочинять яркий текст-описание", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: создание условий для развития умения сочинения текста-описанияЗадачи урока:Дидактические:Знать, особенности текста – описания, средства сравненияУметь сочинять яркий текст-описание, ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Один текст – разные заголовки.» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о тексте, закрепление умения определять текст, его тему, основную мысль и заголовок. Планируемые результаты:Предметные: научатся:1)определять основну...