Технологическая карта урока русского языка «Научные и худождественные тексты» (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирование умения различать научный текст от художественного по их признакам

Задачи урока

Дидактические:

  1. Обобщить знания детей о тексте, как языковой единице;
  2. Ознакомить учащихся с особенностями научного и художественного текстов.

Развивающие:

  1. Развивать логические операции сравнения, соответствия, деления на группы по определённым признакам;
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Формировать интерес к познанию русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14. 09. 2021

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 3 «А»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 201

Студент: Боронина Елена

Группа: 41

Учитель: Регель Надежда Васильевна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Научные и художественные тексты»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения различать научный текст от художественного по их признакам

Задачи урока

Дидактические:

  1. Обобщить знания детей о тексте, как языковой единице;
  2. Ознакомить учащихся с особенностями научного и художественного текстов.

Развивающие:

  1. Развивать логические операции сравнения, соответствия, деления на группы по определённым признакам;
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Формировать интерес к познанию русского языка.

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» 3 класс 1 часть Русский язык, раздаточный материал, презентация

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

 Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный (психологиечский настрой, эпигра)

Ф

Осуществляет настрой учащихся  на работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна.

- Хочу начать урок с цитаты. Прочитайте ее.

- « Текст есть во всём, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли они нам..»

- Что хотел сказать нам этой цитатой  Максим Ильяхов?

Ответное приветствие

Отвечают.

Л.: мотивация к учебной деятельности


 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический (стихотворение), проблемный, моделирование (аналитический), Ф

1. Задает задание для дальнейшей работы
- Ребята, запишите число в тетради. Сегодня тринадцатое сентября. Сидите прямо, держите ручку правильно. Определите части речи слов.
- Запишите в тетради правильные соединения: тт   те  те  текст
- Какое слово вы записали в конце?
- А что такое текст?
- Какие темы текстов бывают?

2. Организует самооценивание деятельности.
- Сегодня на уроке я приготовила вам карту успеха, куда вы будете записывать баллы за правильно выполненное задание. Критерии оценивания такие: правильно выполнено – это 2 балла, допущена 1 ошибка – это 1 балл.
Задает вопрос и предлагает задание на понятия изученные раньше.
- Ребята, а что же это за тексты такие? Посмотрите на слайд и определите, какой текст подходит к той или иной теме. Отвечаем по руке.
-  Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. (текст – описание)
- В воскресенье рано утром мы встали, чтобы наловить рыбы. Мы отправились к реке по короткой дороге. Когда мы вышли к берегу, то там мы сели с удочками. Одну за другой мы вытаскивали из воды рыбу. Довольные, мы с полным ведром рыбы возвратились домой. Вечером мы уже ели уху и жареную рыбу. (Текст-сообщение)
-
 Я всё время думаю о том, кем мне стать? Может быть, врачом,  чтобы лечить людей. А может, стать пожарником, вытаскивать и спасать людей из пламени. Возможно, я попробую стать певцом, чтобы мои песни помогали людям жить и радовали их. (Текст-рассуждение)
- Молодцы. Докажите, что это тексты описания, сообщения и рассуждения.

3. Создает проблемную ситуацию.
- Посмотрите на слайд. У меня появились определения, но нет к нему заглавия. Я не могу понять, о чем идет речь. Может вы мне поможете?

- Кто же понял, какие стили текста написаны?

Выполняют. (Имя числительное)

Списывают.

Отвечают. (Текст)

(Текст-описание, рассуждение, сообщение)

Отвечают.

http://images.myshared.ru/9/920768/slide_12.jpg

П: извлечение необходимой информации

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа, рассуждение), прогнозирование, Ф

4. Предлагает сформулировать  тему и цель.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какую цель мы с вами можем поставить?

 

- Давайте составим план. У вас есть подсказки с первыми словами:

1. Узнаем…

2. Потренируемся…

3. Закрепим…

Отвечают.

- Научные и художественные тексты.

- узнать, что такое научный и художественный текст; распознать признаки этих стилей

Отвечают. (Узнаем, что такое научный и художественный текст, потренируемся определять научный и художественный текст, закрепим новый материал)

П:  постановка и формулирование проблемы

Р: целеполагание

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), Ф, П

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.25. Упр. 32. Прочитайте 2 текста.

- Что вы можете сказать, являются ли данные записи текстами? Докажите.
- Одинаковые или разные темы этих текстов?
- А какого типа эти тексты?
Работа в парах 
- А в чём же разница этих описаний? Попробуйте сформулировать ответ на этот вопрос, прочитав подсказку в учебнике на стр.25 внизу под упр.32. Ответ обсудите сначала в паре, а потом сформулируйте его классу.
- Кто сможет объяснить в чём же разница этих описаний?

- Обратимся к нашей карте успеха. Оцениваем свою работу в паре, правильно ли вы ответили на вопрос. 2 балл – правильно. 1 балл – не совсем точно ответили.

- Определите, какой стиль у каждого текста.

- Сверим наш вывод с выводом Самоварова. Правильный ли вывод мы сделали?
- Назовите признаки художественного текста.

- Назовите признаки научного текста.

- Прочитайте еще раз научный текст о берёзе из упр.32.
- Докажите, что вы правы.
- Прочитайте художественный текст о берёзе из упр.32.
- Докажите.
- Молодцы, я рада, что вы поняли стилистические особенности текстов. Отметим это в карте успех, где написано: «Умею различать особенности научного и художественного текста».

ФИЗМИНУТКА
 Шли по крыше 3 кота, 3 кота Базилио.
Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.
Сели кошки на карниз, посмотрели вверх и вниз
И сказали 3 кота: «Красота, красота!»

Читают.

(Предложения связаны по смыслу и общей темой)
(Одинаковые. В обоих текстах говорится о берёзе)
(Тексты-описания)

(В первом тексте автор ставит перед собой задачу дать точную информацию, а во втором – красочно изобразить предмет, заставить любоваться им)

(В этих текстах автор что-то изображает, оказывает воздействие на читателя)

(В научных текстах даётся точная информация, сообщаются подробности, особенности)

Р: познавательная инициатива

П: поиск необходимой информации

П: анализ, синтез, обобщение

Учебное пособие

Учебное пособие

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический (упражнение) Г

Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Давайте прочитаем текст

 

- В каком стиле написан рассказ?
- Как вы это определили?
Групповая работа.
-  Я предлагаю вам выполнить творческое задание в группах. Преобразуйте научный текст в художественный и составьте рассказ-описание дятла, чтобы он был интересный и эмоциональный. (4 предложения) Используйте уменьшительно-ласкательные слова, эпитеты, т.е. образные выражения, сравнения. Выразите своё отношение к этой красивой и полезной птице.

- Но сначала вспомним правила в группах.

 

- Сейчас мы выслушаем каждую группу, а другие слушают и думают, правильно ли ребята преобразовали текст.

- Обратимся к карте успеха. У нас написано «Работал в группе, помогал составлять рассказ».

 - Каковы особенности художественного текста?

Читают. (Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых. Это мелкие и птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Клюв длинный, прямой. В качестве опоры использует клинообразный хвост.)

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают.

Р: выполнение учебного действия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения

Презентация

Презентация с картинкой

Самостоятельная работа с взамопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (упражнение), И

Осуществляет самостоятельную работу со взаимопроверкой.

- Сейчас я предлагаю написать 1 варианту небольшой научный текст, а 2 варианту художественный текст. Вспомните про особенности стилей текста. У вас есть 5 минут.

Сверка с эталоном.

- Ребята, а теперь поменяйтесь листочками с соседом. Каждый должен проверить, есть ли те особенности, о которых мы говорили. Оцените работу своего соседа на парте, вписав ему в карту успеха его балл. Помните, что 2 балла – это соблюдены все особенности, 1 балл – некорректно составлен текст.

- Перечислите, чем отличаются научный текст от художественного?

Выполняют работу.

Проверяют друг у друга работы.

Отвечают.

П: построение логической цепи рассуждения

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (упражнение), взаимопроверка, Ф, Г

Фронтальная работа на повторение изученного материала.

- Найдите в учебнике упр.34
- Прочитайте словосочетания в столбиках.
- О каком растении идёт речь? Кто догадался?
- Почему так думаете? Докажите.
- Словосочетания из какого столбика лучше использовать в научном тексте, а из какого - в художественном?

- Давайте устно составим два текста: научный, используя те слова, которые вам даны и добавить свои и художественный, используя слова из учебника.

- И у нас остался последний пункт в карте успеха, который мы сейчас выполнили. Прочитайте его. Оцените себя.

(О розе)

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают (Умею составлять научный текст и художественный по опорным словам)

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

Задает вопросы по пройденной теме.

- Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?

- Какую цель мы с вами ставили? Достигли мы ее?

- Отлично. А теперь давайте подсчитаем ваши баллы  в карте успеха. Кто набрал 6 баллов, поднимите руку

- Кто набрал 4-5 баллов?

- Давайте оценим работу всего класса.

- Ребята, вы большие молодцы. Вы изучили очень интересную и важную тему. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.

Отвечают. (Научный и художественные тексты)

(Да)

(Да)

Поднимают.

Оценивают.

П: рефлексия способов и условий действий

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Карта успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение  определять типы тексто...

Технологическая карта урока русского языка "Учимся сочинять яркий текст-описание", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: создание условий для развития умения сочинения текста-описанияЗадачи урока:Дидактические:Знать, особенности текста – описания, средства сравненияУметь сочинять яркий текст-описание, ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Один текст – разные заголовки.» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о тексте, закрепление умения определять текст, его тему, основную мысль и заголовок. Планируемые результаты:Предметные: научатся:1)определять основну...