Технологическая карта урока русского языка "Как разобрать имя существительное" (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 Малыхина Наталья Сергеевна

Цель урока: формирование умения разбирать существительное как часть речи.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Обеспечить в ходе урока усвоение, закрепление и повторение алгоритма разбора имени существительного;

2. Учить разбирать имя существительное как часть речи.

Развивающие:

1. Развивать логические действия: анализ, сравнение, обобщение через содержание учебного материала;

2. Развивать речь учащихся, внимание, мышление; коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес через содержание нового материала;

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе групповой и парной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 09.03.2021.

Школа: 104

Класс: 3 «а»

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30  Кабинет: 209

Студент: Малыхина Наталья Сергеевна

Группа: 31

Учитель: Балдина Надежда Александровна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Как разобрать имя существительное».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения разбирать существительное как часть речи.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Обеспечить в ходе урока усвоение, закрепление и повторение алгоритма разбора имени существительного;
  2. Учить разбирать имя существительное как часть речи.

Развивающие:

  1. Развивать логические действия: анализ, сравнение, обобщение через содержание учебного материала;
  2. Развивать речь учащихся, внимание, мышление; коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес через содержание  нового материала;
  2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам  в  процессе групповой и парной работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

                         Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Наглядный метод. Практический: каллиграфическое упражнение

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

- «Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели»

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Сергеевна, сегодня я проведу у Вас урок русского языка.

– Откройте тетрадь. Что надо записать?

Девятое марта.

Классная работа

Вторник.

-Чтобы узнать, какую букву вы будете прописывать на минутке чистописания, нужно отгадать загадку, прочитайте, пожалуйста.

- Посмотрите на слайд, пишем красиво и аккуратно.

- Далее записываем слова в словарик.

- Человек его водит,

Бензином кормит,

А он землю пашет. За собой плуги тащит. (Трактор).

-Запишите это слово, поставив его в форму И.п., Р.п и Т.п.

- На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

Веселая игра … (Хоккей)
- Запишите это слово, поставив его в форму В.п., П.п и Д.п.

- Молодцы! Продолжаем работу.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Садятся на свои места.

Записывают число и «классная работа».

Отгадывают загадки.

Прописывают  слова.

Р: волевая саморегуляция

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

                          Гтовность мышления  и осознание  потребности к построению нового способа действий  

              Словесный: диалог, обсуждение смысла высказывания автора; эмоциональный настрой

1. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте эпиграф к уроку - слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

 "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

-Как вы понимаете это высказывание?

- Действительно, мы должны хорошо владеть русским языком, т.к. он для нас - родной язык. Поэтому мы и учимся на занятиях грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли.

2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Скажите, какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Чтобы вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке, я предлагаю вам отгадать загадку:

«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это

- Давайте вспомним, какие падежи есть в русском языке? На какой вопрос отвечает каждый падеж?

- Молодцы, всё верно. Теперь давайте поиграем в игру, я называю имена существительные, ваша задача поставить их в И.п..

- Лесом, о ботинке, у линии, за пшеницей, о птице, фонтана, на экскурсию, из  мёда.

- Молодцы, ребята, вы уже много знаете об имени существительном.

 3.Выдвигает проблему.

Читают эпиграф.

- Русский язык богат и могуч, потому что мы разговариваем на нем и т.д.

- Имя сущ-е.

Отвечают.

- Падежи.

Отвечают.

Выполняют задание.

К: умение строить речевое высказывание

М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П: анализ объектов с целью выделения признаков

- Посмотрите на слайд, прочитайте предложение.

Я еду в трамвае.

- Найдите имя существительное. Что мы можем сказать о нем?

- Вы уже много знаете об имени существительном, что у вас  есть помощник, зовут его профессор Самоваров.  Посмотрите на слайд и прочитайте, что он нам говорит.

- Ребята, обратите внимание на слова «начальная форма». Что значит поставить имя сущ-е в начальную форму?

- Всё верно.

Отвечают.

Читают текст.

- Поставить существительное в н.ф, значит... поставить его в Им. п., ед. ч.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

                              Выявлене места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: выведение темы и целей урока

1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

- Какое было ваше затруднение?

- А как вы думаете, какая тема у нас будет сегодня?

- Какую же цель мы поставим на наш урок? Обратите внимание на слайд.

«Сегодня на уроке мы повторим… научимся…»

3. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Работать на уроке мы будем по  плану, но для начала нам необходимо его составить. Посмотрите на слайд.

  1. Через выполнение практического задания составим…
  2. Выполним...
  3. Сделаем…

- Отлично! Продолжаем работу.

- мы не умеем разбирать имя сущ-е как часть речи.

- Разбор имени сущ-го как части речи.

- будем учиться разбирать имя сущ-е как часть речи.

Ставят цель на урок

- план разбора имени существительного;

- упражнения для закрепления;

- вывод по изученному материалу.

.

Л:смыслообразование

Р: целеполагание

П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

       Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: языковой анализ и синтез,  выведение правила, сравнение

выведенного правила с правилом в учебнике,

Форма работы: парная

1. Подводит учащихся к выводу. Организует наблюдение над языковым материалом учебника.

. Обратите внимание на письменный разбор.

Мы остановились около школы.

(Около) школы – сущ., нач.ф. – школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

- с чего начинается разбор? Почему?

- как определяется начальная форма?

- какие признаки определяются сначала ?

- почему эти признаки в начале? (они не изменяются)

- Скажите, какие имена сущ-е называют собственныеми, а какие нарицательными?

-Какие имена сущ-е относятся к одушевлённым? К неодушевлённым?

- Сколько родов в русском языке существует?

- Что общего в последних двух признаках? (изменяемые)

- Какие два числа имени сущ-го вы знаете?

- Как определить падеж существительного? (если знают падежи)

- Молодцы, все верно.

(на слайде)

-

- Выполним упражнение 75. Работать будем в парах. Но для начала давайте вспомним правила работы в парах.

- Кто пойдёт к доске?  Прочитайте задание.

- Всем понятно, что нужно делать?

- Приступаем к работе.

2. Организует коллективную проверку выполнения упражнения.

- Заканчиваем работу. Проверяем по эталону на слайде. (На слайде алгоритм разбора)

-Поднимите руку у кого не было ошибок.

- Вы большие молодцы!

4. Контролирует проговаривание правила в парах.

- Теперь повторите план разбора имени сущ-го своему соседу по парте и запомните его.

Читают план.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают правила работы в парах.

Выполняют задание.

Повторяют алгоритм в парах.

К: выполнение пробного учебного действия

П: подведение под понятие;

П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Учебник «русский язык»

Учебник

 Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действия

Практический:

Метод языкового анализа и синтеза

Организует динамическую паузу.

- Ребята, давайте немного разомнемся.  

Динамическая пауза.

- Молодцы, тихо садимся на свои места.

1. Предлагает выполнение упражнения по конкретизации первичных знаний.

- Выполним упражнение 76 на странице 43.

Прочитайте задания. По одному заданию выполняем у доски, остальные в тетради.

- Не забывайте правила посадки, ручку держим правильно.

 - Все согласны с полученными ответами? У кого получилось иначе? Почему?

- Давайте проверим, внимание на слайд.

Выполняют динамическую паузу

Выполняют задание.

П:структурирование знаний;

П: анализ

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интеиоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наглядный: проверка по эталону

1. Организует самостоятельную работу.

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.На слайде представлено задание, (имя ребенка), прочитай, пожалуйста, что необходимо сделать.

- Всем понятно задание? Приступаем к работе.

- Заканчиваем работу.

- Обменяйтесь тетрадями, проверить работы вы можете по ключу, который есть на слайде, оцените друг друга на полях.

- Поднимите руку тот, кто не допустил ни одной ошибки? Тот, кто допустил одну ошибку и больше? (Разбор ошибок). - Чему мы научились, выполнив самостоятельную работу?

-Выписать имена существительные, разобрать как часть речи.

Выполняют самостоятельную работу.

Делают самопроверку.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков; обобщение

Р: контроль, коррекция

Карточки с заданием

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: алгоритмизация

Форма работы: групповая

1. Осуществляет выборочный контроль.

2. Формулирует задание.

- Для того чтобы запомнить в, какой последовательности нужно перечислять признаки имени существительного,  я подготовила для вас еще одно задание. Работать мы будем в группах. Послушайте внимательно.  

У вас на партах лежат карточки с заданиями. Прочитайте, что нужно сделать.

- Поставить имя существительное в начальную форму.

- Определить собственное или нарицательное.

- Определить одушевленное или неодушевленное.

- Определить род имени существительного.

- Определить число имени существительного.

- Определить падеж имени существительного

Выполните разбор слов:

1 ряд: енот, книг;

2 ряд: Байкал, стульев.

3 ряд: сумкой, Барсик.

- Приступаем к выполнению задания.

- Ребята, заканчиваем работу, проверяем.

- Кто всё сделал и готов ответить?

- Все согласны с ответами, которые получились у ребят? Есть у кого-то другие ответы?

- Сравните свои ответы с ответами на слайде.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Кто еще раз повторит последовательность перечисления признаков имени существительного?

- Восстановить последовательность алгоритка разбора имени существительного как части речи и выполнить разбор слов

Отвечает любая группа.

Выполняют задания по группамю.

Проверка по эталону.

Делают ввод.

П: анализ

П: установление причинно-следственных связей

Р: коррекция, оценка

Крточка с заданием

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка резльтатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: анализ

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

- Какова была цель нашей деятельности?

- Достигли вы цели урока?

- Что нового мы узнали?

- У вас на партах лежат смайлики, нарисуйте ему улыбку, которая соответствует вашему настроению.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Итак, ребята, Вы большие молодцы! Хорошо поработали.

-Спасибо вам за урок.  До свидания

- Разбор имени сущ-го как часть речи.

- Научится делать разбор имени сущ-го по алгоритму.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Р: оценка результатов

К: построение речевого высказывания

Карточки - смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Изменение глаголов по временам"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование представлений у учащихся об изменении глаголов по временам; р...