Технологическая карта урока русского языка "Как разобрать имя существительное" (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: формирование умения разбирать существительное как часть речи.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Обеспечить в ходе урока усвоение, закрепление и повторение алгоритма разбора имени существительного;
2. Учить разбирать имя существительное как часть речи.
Развивающие:
1. Развивать логические действия: анализ, сравнение, обобщение через содержание учебного материала;
2. Развивать речь учащихся, внимание, мышление; коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес через содержание нового материала;
2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе групповой и парной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 09.03.2021. Школа: 104 Класс: 3 «а» Урок: 3 Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 209 | Студент: Малыхина Наталья Сергеевна Группа: 31 Учитель: Балдина Надежда Александровна Методист: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока: «Как разобрать имя существительное».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умения разбирать существительное как часть речи.
Задачи урока:
Дидактические:
- Обеспечить в ходе урока усвоение, закрепление и повторение алгоритма разбора имени существительного;
- Учить разбирать имя существительное как часть речи.
Развивающие:
- Развивать логические действия: анализ, сравнение, обобщение через содержание учебного материала;
- Развивать речь учащихся, внимание, мышление; коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес через содержание нового материала;
- Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе групповой и парной работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Психологический настрой Наглядный метод. Практический: каллиграфическое упражнение | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - «Добрый день, добрый час! - Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Сергеевна, сегодня я проведу у Вас урок русского языка. – Откройте тетрадь. Что надо записать? Девятое марта. Классная работа Вторник. -Чтобы узнать, какую букву вы будете прописывать на минутке чистописания, нужно отгадать загадку, прочитайте, пожалуйста. - Посмотрите на слайд, пишем красиво и аккуратно. - Далее записываем слова в словарик. - Человек его водит, Бензином кормит, А он землю пашет. За собой плуги тащит. (Трактор). -Запишите это слово, поставив его в форму И.п., Р.п и Т.п. - На ледяной площадке крик, К воротам рвется ученик. Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!» Веселая игра … (Хоккей) - Молодцы! Продолжаем работу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Садятся на свои места. Записывают число и «классная работа». Отгадывают загадки. Прописывают слова. | Р: волевая саморегуляция Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
| |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Гтовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: диалог, обсуждение смысла высказывания автора; эмоциональный настрой | 1. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте эпиграф к уроку - слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". -Как вы понимаете это высказывание? - Действительно, мы должны хорошо владеть русским языком, т.к. он для нас - родной язык. Поэтому мы и учимся на занятиях грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли. 2. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Скажите, какую часть речи мы сейчас изучаем? - Что вы знаете об имени существительном? - Чтобы вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке, я предлагаю вам отгадать загадку: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это… - Давайте вспомним, какие падежи есть в русском языке? На какой вопрос отвечает каждый падеж? - Молодцы, всё верно. Теперь давайте поиграем в игру, я называю имена существительные, ваша задача поставить их в И.п.. - Лесом, о ботинке, у линии, за пшеницей, о птице, фонтана, на экскурсию, из мёда. - Молодцы, ребята, вы уже много знаете об имени существительном. 3.Выдвигает проблему. | Читают эпиграф. - Русский язык богат и могуч, потому что мы разговариваем на нем и т.д. - Имя сущ-е. Отвечают. - Падежи. Отвечают. Выполняют задание. | К: умение строить речевое высказывание М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу П: анализ объектов с целью выделения признаков | ||
- Посмотрите на слайд, прочитайте предложение. Я еду в трамвае. - Найдите имя существительное. Что мы можем сказать о нем? - Вы уже много знаете об имени существительном, что у вас есть помощник, зовут его профессор Самоваров. Посмотрите на слайд и прочитайте, что он нам говорит. - Ребята, обратите внимание на слова «начальная форма». Что значит поставить имя сущ-е в начальную форму? - Всё верно. | Отвечают. Читают текст. - Поставить существительное в н.ф, значит... поставить его в Им. п., ед. ч. | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявлене места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: выведение темы и целей урока | 1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока. - Какое было ваше затруднение? - А как вы думаете, какая тема у нас будет сегодня? - Какую же цель мы поставим на наш урок? Обратите внимание на слайд. «Сегодня на уроке мы повторим… научимся…» 3. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке. - Работать на уроке мы будем по плану, но для начала нам необходимо его составить. Посмотрите на слайд.
- Отлично! Продолжаем работу. | - мы не умеем разбирать имя сущ-е как часть речи. - Разбор имени сущ-го как части речи. - будем учиться разбирать имя сущ-е как часть речи. Ставят цель на урок - план разбора имени существительного; - упражнения для закрепления; - вывод по изученному материалу. . | Л:смыслообразование Р: целеполагание П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | ||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: языковой анализ и синтез, выведение правила, сравнение выведенного правила с правилом в учебнике, Форма работы: парная | 1. Подводит учащихся к выводу. Организует наблюдение над языковым материалом учебника. . Обратите внимание на письменный разбор. Мы остановились около школы. (Около) школы – сущ., нач.ф. – школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п. - с чего начинается разбор? Почему? - как определяется начальная форма? - какие признаки определяются сначала ? - почему эти признаки в начале? (они не изменяются) - Скажите, какие имена сущ-е называют собственныеми, а какие нарицательными? -Какие имена сущ-е относятся к одушевлённым? К неодушевлённым? - Сколько родов в русском языке существует? - Что общего в последних двух признаках? (изменяемые) - Какие два числа имени сущ-го вы знаете? - Как определить падеж существительного? (если знают падежи) - Молодцы, все верно. (на слайде) - - Выполним упражнение 75. Работать будем в парах. Но для начала давайте вспомним правила работы в парах. - Кто пойдёт к доске? Прочитайте задание. - Всем понятно, что нужно делать? - Приступаем к работе. 2. Организует коллективную проверку выполнения упражнения. - Заканчиваем работу. Проверяем по эталону на слайде. (На слайде алгоритм разбора) -Поднимите руку у кого не было ошибок. - Вы большие молодцы! 4. Контролирует проговаривание правила в парах. - Теперь повторите план разбора имени сущ-го своему соседу по парте и запомните его. | Читают план. Отвечают на вопросы. Вспоминают правила работы в парах. Выполняют задание. Повторяют алгоритм в парах. | К: выполнение пробного учебного действия П: подведение под понятие; П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания | Учебник «русский язык» Учебник | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действия | Практический: Метод языкового анализа и синтеза | Организует динамическую паузу. - Ребята, давайте немного разомнемся. Динамическая пауза. - Молодцы, тихо садимся на свои места. 1. Предлагает выполнение упражнения по конкретизации первичных знаний. - Выполним упражнение 76 на странице 43. Прочитайте задания. По одному заданию выполняем у доски, остальные в тетради. - Не забывайте правила посадки, ручку держим правильно. - Все согласны с полученными ответами? У кого получилось иначе? Почему? - Давайте проверим, внимание на слайд. | Выполняют динамическую паузу Выполняют задание. | П:структурирование знаний; П: анализ | Учебник | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интеиоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Наглядный: проверка по эталону | 1. Организует самостоятельную работу. - Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.На слайде представлено задание, (имя ребенка), прочитай, пожалуйста, что необходимо сделать. - Всем понятно задание? Приступаем к работе. - Заканчиваем работу. - Обменяйтесь тетрадями, проверить работы вы можете по ключу, который есть на слайде, оцените друг друга на полях. - Поднимите руку тот, кто не допустил ни одной ошибки? Тот, кто допустил одну ошибку и больше? (Разбор ошибок). - Чему мы научились, выполнив самостоятельную работу? | -Выписать имена существительные, разобрать как часть речи. Выполняют самостоятельную работу. Делают самопроверку. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; обобщение Р: контроль, коррекция | Карточки с заданием | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический: алгоритмизация Форма работы: групповая | 1. Осуществляет выборочный контроль. 2. Формулирует задание. - Для того чтобы запомнить в, какой последовательности нужно перечислять признаки имени существительного, я подготовила для вас еще одно задание. Работать мы будем в группах. Послушайте внимательно. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Прочитайте, что нужно сделать. - Поставить имя существительное в начальную форму. - Определить собственное или нарицательное. - Определить одушевленное или неодушевленное. - Определить род имени существительного. - Определить число имени существительного. - Определить падеж имени существительного Выполните разбор слов: 1 ряд: енот, книг; 2 ряд: Байкал, стульев. 3 ряд: сумкой, Барсик. - Приступаем к выполнению задания. - Ребята, заканчиваем работу, проверяем. - Кто всё сделал и готов ответить? - Все согласны с ответами, которые получились у ребят? Есть у кого-то другие ответы? - Сравните свои ответы с ответами на слайде. - Какой вывод мы можем сделать? - Кто еще раз повторит последовательность перечисления признаков имени существительного? | - Восстановить последовательность алгоритка разбора имени существительного как части речи и выполнить разбор слов Отвечает любая группа. Выполняют задания по группамю. Проверка по эталону. Делают ввод. | П: анализ П: установление причинно-следственных связей Р: коррекция, оценка | Крточка с заданием | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка резльтатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: анализ | 1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями. - Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового вы узнали? - Какова была цель нашей деятельности? - Достигли вы цели урока? - Что нового мы узнали? - У вас на партах лежат смайлики, нарисуйте ему улыбку, которая соответствует вашему настроению. 2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Итак, ребята, Вы большие молодцы! Хорошо поработали. -Спасибо вам за урок. До свидания | - Разбор имени сущ-го как часть речи. - Научится делать разбор имени сущ-го по алгоритму. Оценивают свою деятельность на уроке. | Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности Р: оценка результатов К: построение речевого высказывания | Карточки - смайлики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Изменение глаголов по временам"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений у учащихся об изменении глаголов по временам; р...