Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные: беседа | Приветствие детей и установка на положительный лад. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно считать. Здравствуйте, меня зовут Юлия Ураловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Приветствие учителя. | М: личностное включение в учебную деятельность (Р)
| Учебная презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (5-7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | И,Ф Практические: словарная работа Словесные: беседа
| Словарная работа. Начнем наш урок со словарной работы. Вспомним правописание словарных слов. Открываем тетради, записываем число. Пятое октября. Классная работа. Начинайте работу. Заканчиваем работу. Теперь я попрошу вас обменяться тетрадями с соседом по парте, ответы на слайде ставьте «+», если ответ правильный. У кого есть ошибки? В каких словах? Слова какой части речи мы записали?
Какие еще части речи вы уже знаете?
Что такое существительное?
| Выполнение упражнений, которые подготовил учитель. Слова: Шоссе, желтый, извиниться, автомобиль, солома
Шоссе (им.сущ), желтый (им.прил.), автомобиль (им. Сущ., солома(им. Сущ), извиниться(гл.) Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог. -Это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопрос : Кто, что. | Л:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем; Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия; Р: осуществлять само- и взаимопроверку; К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы; | Учебная презентация
|
Постановка учебной задачи (5-7 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные: Беседа
| Определение темы и цели урока при помощи затруднения, а так же составление плана урока. - Итак, вы назвали такие части речи, как: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. - Перед Вами домики «Имя прилагательное», «Имя существительное, «Местоимение», «Глагол». Заселите домики их жителями. Что Вам поможет? (Вопросы и значение части речи.) (На доске слайд с домиками и появляющимися словами. Последним слово дается числительное. Возникает трудность.) - Почему вы остановились? - Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи. Для этого посмотрите еще раз на оставшиеся слова и подумайте, что они называют? - Предположите тему нашего урока. - Определим цель нашего урока.
- Составим план работы по изучению новой части речи. Что мы должны узнать?
| Определяют тему и цели урока, намечают план урока.
Слова: Умный (им.прил.), , Кровать (им.сущ.), бежать( гл.), он (местоимение) Пять(?), Третий(?).
- Не знаем, в какой дом поселить. - Познакомимся с новой частью речи. - Задать вопрос, понять, что обозначает.
- Числа - Имя числительное - Познакомиться с именем числительным. План 1) узнать, что обозначает имя числительное; 2) научиться находить имя числительное в тексте. | М: владение общим приемом решения учебных задач | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесные: подводящий диалог, формирующий диалог | Обратите внимание на слайд. - Сколько учеников на картинке? Посчитайте. Один, два, три- - Что обозначают эти слова? - На какой вопрос отвечает имя числительное? - Какая это часть речи?
- А теперь представьте, что мы не на уроке русского языка, а на уроке физкультуры. - Вам дана команда: «по порядку номеров рассчитайтесь». На примере первого ряда.
- Что обозначают эти слова?
- На какой вопрос отвечает?
- Какая эта часть речи?
- Итак, ребята, мы с вами самостоятельно узнали, что такое имя числительное. Проверим себя по учебнику. Откройте учебник на стр. 60. Прочитаем правило и подумаем, все ли мы с Вами определили.
- Что мы должны добавить к своим знаниям о числительном?
- Подведем небольшой итог: расскажите, что вы узнали об имени числительном? На какие пункты плана мы ответили?
Прочтите стихотворение со слайда.
Найдите слова, которые обозначают число предметов? Какая это часть речи? На какие вопросы отвечают эти слова? Как называются такие слова? |
- Один, два, три - Количество предметов - Сколько?
- Имя числительное
- Первый, второй, третий , четвертый, пятый….
- Порядок предметов при счете. - Который?
- Имя числительное.
Читает один ученик, а остальные слушают и следят по учебнику.
Отвечают про разряды числительных: количественные и порядковые. На вопрос «Сколько?» отвечает количественное числительное. А числительные, отвечающие на вопрос – «который», будут называться порядковыми числительными. Это называется разряд имени числительного
-Две, три -Им. числительное -Сколько -Имя числительное |
| Учебная презентация |
Динамическая пауза (1-2 мин) | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности |
| Выполнение динамической паузы. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. |
| М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р) |
|
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Практические: работа с учебником | Давайте выполним упражнение 104 на стр.59. Прочтите задание. Выпишите один любой ответ на вопрос. Кому непонятно задание? Кто прочтет выразительно вопросы и ответит на них?
Давайте сверимся с ответами на слайде. Если верно, ставим плюс, если нет- ничего не ставим. Решая это упражнение, какой навык мы отрабатывали? Что такое имя числительное?
На какие вопросы отвечает имя числительное?
Давайте выполним упражнение 105 в тетрадях. Прочтите задание. Кто пойдет к доске? Посмотрите, есть ли ошибки в написании пропущенных букв?
Молоденьких- какие орфограммы и как можно их проверить?
Клюв- какая орфограмма и как ее можно проверить?
Дрозд- какая орфограмма и как ее можно проверить?
Ответьте на вопросы: 1.Какие из выделенных слов отвечают на вопрос «который»? Какой разряд числительного? 2.На какой вопрос отвечает другое имя числительное? Какой разряд числительного?
Решая это упражнение, какой навык мы отрабатывали? Что такие имя числительное?
На какие вопросы отвечает имя числительное? |
Решение:
-Навык нахождения имени числительного -Часть речи, обозначающее кол-во предметов или их порядок при счете
-Сколько? Который?
Решение: Видишь, смотрят из гнезда Два мОлоденЬких дрозда. Клюв покажет первый дрозд, А второй покажет хвост. -Безударная гл. в корне слова.( Подобрать проверочное слово-мОлодость) -Парная согл.( Подобрать провер. Слово- клювик) -Парная согл.( подобрать провер. Слово- дрозды)
-Первый, второй. Порядковое
-Сколько? Количественное
-Навык нахождения имени числительного. -Часть речи, обозначающее кол-во предметов или их порядок при счете
-Сколько? Который? | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: Работа по алгоритму(Р) | Учебная презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (10-15 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практические: самостоятельная работа с самопроверкой
| - Проверим, насколько вы усвоили сегодняшний материал, выполнив для этого самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам листы с заданиями. Ваша задача выполнить их самостоятельно. Затем проверим. Можете приступать. Время закончилось, давайте обменяемся тетрадями с соседом по парте и сверим ответы с ответами на слайде. Критерии оценивания: Без ошибок- «5» 2-3 ошибки- «4» 4-5 ошибок- «3» 5 и более- «не оценивается»
У кого отметка 5? У кого отметка 4? У кого отметка 3? Какие возникли трудности при выполнении работы? | 1.Прочитай числительные, разделите их на группы. Два, пятый, шестнадцать, девятый, сорок три, десять, одиннадцатый, сто пятьдесят. Отв на вопрос сколько | Отв на вопрос который |
|
|
|
|
2.Укажите над именами числительными их сокращенное обозначение: числ. Было девять утра. Наш класс находится на перовом этаже. Звонок прозвенел два раза. На третьем уроке будет диктант. Лена сидит на пятой парте. Мы решили четыре примера. До каникул осталось шесть дней. Мне восемь лет. | М: владеть общим приемом решения учебных задач | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практические: самостоятельная работа | Возвращаемся к работе с учебником. Выполним упражнение 106. Прочтите задание. Выполняем самостоятельно. Давайте сверим по образцу со слайда.
Какие числительные вы встретили в упражнении? (кол-ные или пор-вые)?
У кого были ошибки? Возникли ли у вас затруднения с этим упражнением? Решая это упражнение, какой навык мы отрабатывали? Что такие имя числительное?
На какие вопросы отвечает имя числительное? Открываем дневники, записываем домашнее задание. Найти из различных источников ответ на вопрос: «Почему дни недели получили такое название: понедельник, вторник, среда?» |
Решение: 1.Семь дней, первый день, день второй. 2.Два кота, восемь лапок, два хвоста. - 1. Количественные- семь; порядковые- первый, второй 2. Количественные- два, восемь.
-Навык нахождения имени числительного.
- Часть речи, обозначающее кол-во предметов или их порядок при счете - Сколько? Который? | М: Анализ, синтез (П) М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)
| Учебная презентация Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесные: беседа | Предметная рефлексия. Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока?
Какую цель мы ставили перед собой?
Что такое имя числительное?
На какие вопросы отвечает имя числительное? Какие разряды имеет имя числительное?
Теперь обратите внимание на слайд и проанализируйте свою работу. Кто хочет вслух проанализировать свою работу? Я понял, как… Теперь я могу сам… Мне было трудно… Мне понравилось… Я научился… |
-Имя числительное
- Познакомится с именем числительным -Часть речи, обозначающее кол-во предметов или их порядок при счете -Сколько? Который?
-Количественное и порядковое. | М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка | Учебная презентация |