«Согласные звуки [р], [р,]. Буква Р, р»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Формирования представлений о согласных звуках [р], [р,] и букве Р, р, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 659 КБ |
Презентация | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 09.11.21 Школа: 104 Класс: 1м Урок: 2 Время: 08.55 – 9.35 Кабинет: 213 | Студент: Брылина Виктория Владиславовна Группа: 41 Учитель: Шатилова Татьяна Александровна Методист: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока «Согласные звуки [р], [р,]. Буква Р, р»
Тип урока: «Открытие нового знания»
Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [р], [р,] и букве Р, р, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать умения выделять и характеризовать звуки [р], [р,], видеть и отличать букву к от других;
- Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
- Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
- Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.
Оборудования: Презентация, учебник обучения грамоте (УМК «Перспектива» Азбука, 1 класс), раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фрон-тальная. | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок - Доброе утро, ребята! Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я проведу у вас урок Обучение грамоте. Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. -Покажите свою готовность к уроку. - А теперь перед тем, как начать работать, давайте разомнем наш речевой аппарат с помощью чистоговорки - Ор-ор-ор — крашеный забор. Ре-ре-ре — осень на дворе! Рю-рю-рю — книжку подарю. - Какой звук здесь повторяется чаще других? | Подготовка к уроку. Настрой на урок. Слушают | Познавательные УУД: 1) Учимся строить речевые высказывания. 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Предметные: Знать: - как показать готовность к уроку Уметь: - слушать учителя | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная, индивидуальная, парная Словесный: беседа | Повторение изученного материала - Сегодня к нам пришел гость. Вы его узнали? Кто это? - Это кот Матроскин, совершенно верно. -Матроскин хочет тоже научиться грамоте, давайте расскажем ей то, что мы уже знаем. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.
- Хорошо, давайте сверимся с экраном. - Назовите признаки согласных звуков - А теперь немного поиграем, я буду говорить вам слова, вы должны будете хлопнуть 1 раз, если услышите звонкий согласный звук или топнуть 1 раз, если услышите глухой согласный звук. - Скажите, какие из изученных глухих и звонких согласных вы знаете
- Посмотрите на слайд, наша непоседа Маша решила загадать загадку, давайте прочитаем ее и отгадаем - В воде она живет, Нет клюва, а клюет. - Отлично, а кто даст характеристику звуку р? | - кот Матроскин -Звуки делятся на гласные и согласные. - Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог. - Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э. - На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков. - И – показатель мягкости согласных звуков. - Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными - «Эс», «эм», «эн», «эль», «тэ». - Рыба - согласный, твёрдый, звонкий Затрудняются ответить | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 3) формируем умение находить ответы на вопросы. Предметные: Знать: - какие две группы звуков есть - изученные согласные буквы - гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков - гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков - звонкие и глухие согласные звуки | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Индивидуальная Словесный: беседа, разъяснение | - Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Какие цели мы поставим сегодня перед собой? - Также у нас будем план, которому мы будем следовать в течении всего урока. В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.
- На уроке мы с вами сегодня будем сегодня оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо, то будем показывать пять пальцев, а если сделали плохо – два пальца. | - Будем говорить о букве «эр» и о звуках [р], [р`]. -Узнать новые звуки [р], [р'], научиться характеризовать звуки [р], [р,] | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение работать в паре. Предметные: Знать: - чем отличается звук [р] от [р,] - чем обозначают звуки [р], [р,] Уметь: - различать звуки [р], [р,] - ставить цели урока | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная форма., индивидуальная, парная. Словесный: беседа Наглядный: работа с слайдом | Знакомит с буквами и звуками -Откройте учебник на странице 92. Давайте прочитаем, что написано в левой стороне в красной верхней рамке. -Разделите слово турист на слоги -Поставьте свою ладонь вот таким образом. Чтобы она держалась ниже, че ваш подбородок. Также чтобы при открытии рта, подбородок касался вашем ладони при произношении. -Сколько раз ваш подбородок коснётся ладони, значит столько слогов и будет. -Давайте попробуем. - Сколько слогов? - Назовите первый слог. - Назовите второй слог. -Назовите первый звук в этом слоге. -Дайте его характеристику. -Звук согл или гласный? - р- какой? Мягкий или твёрдый? -Давайте узнаем звонкий или глухой? Чтобы это узнать. Закройте уши руками. Если идёт шум-значит глухой, если идёт звук-значит звонкий. -Так какой он звонкий или глухой? - Ребята, а что вы знаете про звонкий звук р - Верно, давайте теперь поработаем со звуковичками. Сначала проговорим слово. - Первый звук какой? Второй? Третий? Четвертый? Пятый? - Теперь прочитаем слово правее -Разделите слово рак на слоги - Сколько слогов? - Назовите этот слог. -Назовите первый звук в этом слоге. -Дайте его характеристику. - Как он будет отмечен в схеме? - На письме звуки [р], [р,] обозначаются одной буквой р - Определите местоположение буквы к в нашем алфавите. - Между какими буквами стоит наша буква Р?
- Сейчас давайте немного поиграем. 1 ряд должен будет придумать слова, где звук р в начале, 2 ряд – звук р в середине, 3 ряд – звук р в конце. | Читают слово «турист» - ту-рист - 2 слога - ту - рист - [р] - согласный - твердый - звонкий - у него нет пары по звонкости тв. Зв. синий кружок, - т – согласный твердый, у – гласный, неударный, р – согласный, твердый, и – гласный, ударный, с – согласный, твердый, т – согласный, твердый. - рак - 1 слог - рак - [р,] - согл, твердый, звонкий - синим кружочком Показывают букву - Между буквой П и С Придумывают слова | Метапредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания Предметные: Знать: - для чего нужна заглавная и прописная буквы к - чем отличается звук [р] от [р,] Уметь: - делать частичный звуко-буквенный разбор слов | Презентация, учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Индивидуальная работа. Практический: работа с учебникомСловесный: беседа | Организует работу на закрепление нового знания - Откройте ваши учебники на странице 92. Рассмотрите, из чего сделана новая буква? - А почему использовали именно рака?
- Верно, давайте подумаем, кого он может поймать? - Чем похожи все эти слова? | - Буква составлена из рака.
- Во всех словах есть звук [р] | П: работать по предложенному плану; П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. Предметные: Знать: - что значат синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки
Уметь: - составлять слова из предоставленных слогов | Презентация, учебник. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Парная работа. Практический: выполнение задания | Организует самостоятельную работу - Прочитаем пары слов: - В каком слове согласный читается мягко: [р,]? В каком слове читается твёрдо? - Назовите слова, в которых ударение падает на 1 слог | Выполняют задание - В слове смотри, смотрит. Нора, норка. - норка, смотрит. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям Предметные: Знать: - гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков - гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков Уметь: - применять знания об этих гласных | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: выполнение задания | - Пожалуйста, прочитайте предложения под словом турист. Нам предлагают прочитать текст. Прочитайте первое предложение. - Что необычного в предложении? - Прочитайте второе предложение. Кто такая норка? - Посмотрите, в каких еще предложениях есть картинки? - Все верно! Кто сможет прочитать весь текст? - А вам нравится рыбалка? Кому нравится поднимите правую руку. - Тогда немедленно отправляемся туда! Я предлагаю вам составить рассказ о рыбалке. А работать вы будете в парах, придумывая по предложению. - А кто хочет прочитать свой рассказ? - Молодцы! Вы замечательно отвечали! Мы так увлеклись, что не заметили, как наш урок подошёл к концу. |
Отвечают на вопрос. - В 3 и последнем. - На 1 картинке – барсук, на 2 – жук. Читают текст. выполняют работу в парах | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности Предметные: Знать: - как работать в парах Уметь: - расшифровывать текст и читать его | Презентация, учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа Наглядный: работа со слайдом | Подводит итоги -Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке. - Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [р], мягкий звук [р']. -Давайте вспомним тему урока -Какая цель? Достигли мы её? -Ребята, мы всё-таки помогли коту Матроскину начать учиться грамоте? -Оцените свою работу на уроке. -Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете. Итак: Сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - я был (каким?) учеником… -Хорошо. - А у меня для вас есть подарок. Как вы думаете, что это? - Спасибо за урок, все свободны | Выполняют задание Отвечают | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; Предметные: Знать: - в каких словах есть твёрдый звук [р], мягкий звук [р']. - для чего нужна К Уметь: - достигать цели урока - определять где твёрдый звук [р], мягкий звук [р']. | Презентация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Согласные звуки [р], [р , ]. Буква Р, р» Цель урока: Узнать новые звуки [р], [р'], научиться характеризовать звуки [р], [р , ]
План урока: 1)Знакомство со звуками и буквой 2)Чтение слогов 3)Чтение слов 4)Чтение предложений, текста
Тема урока: «Согласные звуки [р], [р , ]. Буква Р, р» Цель урока: Узнать новые звуки [р], [р'], научиться характеризовать звуки [р], [р , ]
Сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - я был (каким?) учеником…
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....