Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100».
1. Ф.И.О. учителя: Афанасьева Олеся Юрьевна
2. Класс: 1. Дата: 05.03.2012г. Предмет: Обучение грамоте и письмо. № урока по расписанию: 2 и 3.
3. Тема урока: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
5. Планируемые результаты:
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения.
Метапредметные:
Регулятивные – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
Познавательные – ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.
Предметные: правильно читать текст, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, называть звуки в словах и давать им характеристику, делить слова на слоги, ставить ударение в словах, выделять на основе классификации признаки слов, списывать с печатного текста.
6. Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по осознанию и применению знаний о звуках [ф и ф’] и букве ф.
7. Ресурсы: Презентация «33 родных сестрицы» (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,28880/Itemid,118/ автор Лилия Валиахметова), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, Пропись №5 «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, Презентация «Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»», раздаточный материал, сигнальные карточки.
Характеристика этапов урока:
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки. | – | Р, К | Приветствует обучающихся. - С чем вы пришли на урок? - Что еще понадобиться для успешного усвоения материала? - У кого сейчас хорошее настроение - похлопайте в ладоши. | Приветствуют учителя. - Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цветные карандаши. - Внимание, дисциплина и хорошее настроение. (дети хлопают в ладоши) | |
Постановка темы и цели урока | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Просмотр стихотворения о букве «ф». Просмотр эпизода из мультфильма «Фунтик | Р, П, Л | Назовите слова, которые вы услышали в стихотворении. Назовите главного героя этого мультфильма Что общего у этих слов? Мы эти звуки изучали? Определите тему урока. Зачем мы изучаем звуки и буквы? По какому плану мы изучаем буквы? - Какие знания нам пригодятся на уроке? - Настроим себя на работу. | Проговаривание слов Звуки [ф и ф’] Нет! Звуки [ф и ф’], буква ф. (варианты детей: быть грамотными, умными и т.д.) - выделяем звуки и определяем место в слове, - характеризуем по глухости – звонкости, твердости – мягкости, - учимся читать в слогах и словах, - учимся писать буквы и соединения. - Умение читать, делить слова на слоги, ставить ударение, характеризовать звуки, списывать с печатного текста. Хором: Я знаю, что буду делать Я понимаю, что хочу это знать Я думаю, что у меня все получиться. | |
Освоение нового материала
| Характеристика звуков | Научить выделять звуки и определять их место в слове, проверить умение давать характеристику звукам | ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (107 слайд) | П, К | - Назовите название предметов, где есть звуки [ф и ф’], определите место в слове и дайте характеристику звука. - Подведите итог работы: назовите выделенные звуки и их характеристику - Проверьте свои предположения по слайду. | Филин, фея, фиалка, фламинго, футбольный (мяч), фотоаппарат, фотограф, флаг [ф] – согласный, глухой, твердый, встречается в начале , середине и в конце слова. [ф’] согласный, глухой, мягкий, встречается в начале, середине и в конце слова Самопроверка. |
Знакомство с буквой ф | Познакомить с буквой, научить находить сходства | ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (108, 111 слайды) | П, Пр | - Какой буквой обозначаются эти звуки? - Сколько букв? Почему? - Что вы знаете о заглавной букве? - Сравните буквы. | - буквой эф. - Две. Заглавная и строчная. - С заглавной буквы пишутся первые слова в предложениях и собственные имена. - Одинаковые, отличие в высоте. | |
Развивать воображение в процессе конструирования буквы (работа в парах) | Раздаточный материал (буква ф) | П, Р | - Превратите букву в любой предмет. Варианты: очки, серьги, бусы, машина. Паровоз и т.д. Выставка работ - Оцените свою работу и работы одноклассников. | (учащиеся договариваются в парах о предмете и вместе его рисуют) (выбирают самые удачные работы) | ||
Научить читать слова с изученной буквой | ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (112слайд) Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС | Пр., К | - Прочитаем предложение медленно и напевно, громко и отрывисто, быстро и целыми словами - Почему буквы в тексте разного цвета? - Почему буква обозначает мягкий звук? - Прочитайте слоги в Букваре с 140. - В каких слогах буква обозначает мягкий звук? Почему? | (читают в разном темпе) - Буквы синего цвета обозначают твердый звук, а зеленого – мягкий. - После нее стоит гласная буква и. (чтение слогов) (фи и фе) | ||
Научить писать слова и соединения с изученной буквой | Пропись №5 с 28 | Пр, Р | - Сравните письменные буквы в табло. Из каких элементов состоит строчная буква ф? (показ написания буквы) - обведите строчные буквы по образцу. - Прочитайте соединения. Разделите все соединения по группам. (работа в парах) -Обведите слоги, обозначьте цветом гласные и согласные (твердые и мягкие)звуки - Проверьте | - Очень похожи, отличие в высоте букв. Прямая линия и два овала. (работа по образцу) - по месту буквы - по твердости мягкости звука - по верхнему и нижнему соединению (пары представляют свой вариант) Обведение слогов, обозначение звуков цветом, взаимопроверка (обмен прописями в парах) | ||
Работа со словами | Формировать умение классифицировать слова по самостоятельно выбранному признаку, познакомить с понятиями «фауна» и «флора» (работа в группах) | Набор слов: фиалка, фикус, фламинго, фазан, ромашка, белка, сова, василёк. | П, К | - создаем группы, выбираем капитана (готовность по сигнальной карточке) - Каждая команда получила набор слов. Прочитайте их и разделите на группы. (одобрение учителем, комментарии представителей других групп) -Рассмотрите данный вариант: Фиалка фламинго Фикус фазан Ромашка белка Василек сова _ По какому признаку распределены слова? - Назовите одним словом предметы из первого столбика. - Из второго. - Соотнесите слова растения и животные со словами флора и фауна. - Прочитайте на с 140 последнее предложение и оцените свои предположения. - Рассмотрите кубики и назовите представителей флоры и фауны. | - рассаживаются по 4 человека, договариваются о капитане и показывают зеленую карточку. (команды определяют признак самостоятельно и делят на группы: По наличию буквы ф По количеству слогов Отвечающие на кто? и что? (по красной сигнальной карточке капитан выходит и на доске распределяет слова на группы, объясняя всему классу по какому признаку они это сделали) (живые – не живые предметы, кто? что?) - растения - животные (варианты детей) (самоанализ) Ромашка, дерево, куст Пчела, белка, сова | |
Чтение слов. Выборочное чтение | С.140 1-7 столбики слов | Пр, П | Объяснение непонятных слов -Найдите «военное» слово. - название города - название материка - слова, отличающиеся одной буквой - слова с первым ударным слогом | Чтение слов в столбиках, определение смысла слов (гриф –общее название нескольких птиц, телеграф – средство передачи сигнала по проводам, радио и т.д., фрак - мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами, конфетти - разноцветные, обычно бумажные кружочки мелкого размер ) Офицер Уфа Африка Кафе, кофе Фауна, Африка, фыркает, фикус, финиш, факел, кофе. | ||
Работа над однокоренными словами | С.140 | Пр | - Прочитайте слова (две строки). Что объединяет эти слова? - Прочитайте следующую строку. Можно эти слова назвать однокоренными? - В каком слове корень имеет другую букву? Почему? (понятие о чередовании букв г\ж) - Запишите любых 4 слова в Пропись с.28 - проверьте написание слов, Подчеркните слово, написанное лучше всего. | - Однокоренные, т.к. имеют один корень и схожи по смыслу. (корень: фото) - Да, корень флаг. Флажок: корень флаж (нет слова флагок) ( Запись слов) (обмен прописями – взаимопроверка) | ||
Изучение парности согласных звуков [ф и ф,] | Повторить правило проверки парных согласных. Закрепить навыки постановки ударения, деления слова на слоги и обозначение звуков цветом | Пропись №5 | Пр | - прочитайте слова на с.28 - В каком столбике согласный звук [ф] слышится четко? Почему? - Какой звук слышится в словах первого столбика на месте буквы эф? Почему? - Что нового мы узнали о букве «ф»? - Как проверить написание парных согласных? - Подберите проверочные слова к словам первого столбика. - Спишите слова, поставьте в них ударение. - Спишите слова фломастер и фабрика, поделите слово на слоги и цветом обозначьте звуки. - Проверьте работу. | Улов флот Боров фант Травка флакон - Во втором. После буквы «ф» стоят буквы «а» или «л» (гласные или звонкие согласные). - [в], буква «ф» стоит последняя или перед буквой «к». - Она парная «ф - в» - Изменить слова так, чтобы после согласной стояла гласная. - Улов - уловы Боров – боровок Травка – травушка (списывание слов с заданием) (списывание слов с заданием) (проверка с доски) | |
Работа с текстом «Папина профессия»
(читающими учащимися)
6. Работа с текстом после чтения | Формировать умения воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя или учащихся, умения читать тексты, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста | Текст на с 141 Букваря | Л, Пр | - Прочитайте название рассказа. А кем может работать папа? - Что помогло вам догадаться о его профессии? Следит за чтение учащихся. - Кем работает папа Саши? - Кто такой фотокорреспондент? 1 абзац: - Какая это профессия? Почему? - Почему она требует мастерства и фантазии? 2 абзац: - Что больше всего любит фотографировать папа Саши? Как вы думаете, почему? 3 абзац: - Сашин папа хороший фотограф? Докажите! - Чем Саша гордится? 4 абзац: - Кем хочет стать Саша? Почему? - Как он готовится к этому? - Прочитайте предложение из текста, к которому подходит рисунок. - Что можно увидеть на фотографиях Андрея Ефимова? - Каких фотографий у него больше всего? Почему? - Придумайте новое название рассказа. - Какие рисунки к тексту вы бы нарисовали? | «Папина профессия» - Фотографом. - Картинка. Человек несет фотоаппарат, подставку для него. Чтение текста шепотом. - Фотокорреспондентом (варианты ответов) - Творческая, интересная (варианты ответов) (варианты ответов) -Людей. (варианты ответов) - Да. - Его работы представлены на международной выставке. (варианты ответов) - Фотокорреспондентом. (варианты ответов) (варианты ответов) (варианты ответов) | |
Итог урока | Способствовать формированию рефлексии | Р | - Какая тема урока у нас была? - Чему мы хотели научиться? - Что для этого делали? - У нас все получилось? (если нет, то почему?) - А мы все узнали о букве ? - Какая тема урока у нас будет завтра? - Оцените свою работу на уроке. | (варианты ответов) - Нет. Мы не читали и не писали заглавную букву. - Заглавная буква Ф. | ||
Домашнее задание | Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Папина профессия». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-233865-1364841882.jpg)
Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".
Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...
Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
Конспект урока, презентация, самоанализ....
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-4880-1421571202.jpg)
Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.
Цель: - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б; - учить писать строчную букву б.Задачи:– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать начертаниями письм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-517661-1415864600.jpg)
Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з
Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/22/picture-139348-1614004106.jpg)
Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы Б, слогов, слов с буквой Б.
мультимедийный урок по обучению грамоте...