Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в буквосочетании чк. На этапе письма овладевают начертанием строчной буквы ч. Также узнают о роли в слове и сочетании с гласными а, у, правило написания ча и чу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_i_rus_pourochn_bukva_chch_prodolzhen.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч.

Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Целевые установки уроков
Предметные результаты: учащийся свободно характеризует звук [ч’], его роль в слове, читает тексты с буквой Ч, правильно пишет сочетания ча — чу; использует сочетание чк, перечисляет, находит в словаре значения многозначного слова, классифицирует однокоренные слова, составляет рассказы.
Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение задачи уроков, работает со знаков символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами), активно использует речевые средства в соответствии с поставленными задачами, оценивает работу на уроке.
Личностные результаты: учащийся аргументирует своё мнение о необходимости учиться, уметь читать и думать, считать, справедливо относиться к товарищам.
Ресурсы и оборудование: компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном, CD, толковый словарь.

Этапы урока

Ход урока

УУД

I. Организационный момент.

Подготовка к уроку

Вводная беседа

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».(Л)

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. демонстрировать правильное положение ручки при письме. (Р)

Ориентироваться в «Азбуке».(П)

 Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).(П)

Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой. (П)

Использовать эти правила при работе с «Азбукой.(П)

Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). (П)

Выделять из речи предложения. (П)

Определять на слух количество предложений. (П)

 Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации.(П)

Принимать учебную задачу урока. (Р)

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. (Р)

Делить предложения на слова.

(П)

Воспринимать слово как объект изучения. (П)

Определять на слух количество слов в предложении. (П)

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.(П)

 Произносить слова по слогам.(П)

Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. (П)

Контролировать свои действия при делении слов на слоги. (Р)

Моделировать слова при помощи схем. (П)

Определять на слух ударный слог в словах. (П)

Подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге.(П)

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.(П)

Произносить и слышать изолированные звуки. (П)

Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. (П)

Называть особенности гласных и согласных звуков. (П)

Ориентироваться в первой учебной тетради. (Р)

Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма. (Л)

Обводить предметы по контуру. (П)

Находить элементы букв в контурах предметных картинок. (П)

Писать графические элементы по заданному в прописи образцу.(П)

Принимать учебную задачу урока;(Р)

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.(Р)

Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву.(Р)

Правильно располагать на рабочей строке элементы букв.(П)

Соблюдать интервал между графическими узорами.(П)

Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур.(П)

Находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу.(П)

Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор (соответствие количества слогов, места ударения в слове). (П)

II. Изучение материала уроков

1. Целеполагание. С опорой на материалы учебника
учащиеся формулируют задачу уроков: «Закрепить зна-
ния о звуке [ч’] и букве Ч, тренироваться в чтении тек-
стов с новой буквой, в правильном написании сочетаний
ча — чу».
2. Основной этап.
Чтение. Работа по заданиям на
c. 6, кроме отрабатывания знаний уменьшительно-ласка-
тельных суффиксов и многозначности слов, направлена на
непроизвольное запоминание графического облика слов
с сочетанием
чк, что очень важно в качестве пропедевти-
ки перед изучением мягкого знака. Поэтому перед нача-
лом работы следует провести актуализацию имеющихся
знаний по вопросам: «Какой звук мы изучили на прошлом
уроке? Чем этот звук отличается от других изученных
звуков? Охарактеризуйте звук [ч’]. Как пишутся сочета-
ния
ча чу?» Затем задаётся проблемный вопрос для
«читающих» детей: «Как вы думаете, почему пишется
чу
с У, а не с Ю, а
ча с А, а не с Я? (Буква Ч обозначает
всегда мягкий звук [ч’] и поэтому не нуждается в допол-
нительном показателе мягкости. Буква А после Ч обозна-
чает только звук [а]: [ч’а-а-а], а буква У обозначает толь-
ко звук [у]: [ч’у-у-у])». Методика выполнения заданий
на c. 6 может быть различной. При однородном составе
класса работа коллективная, при неоднородном — «чита-
ющие» дети прочитывают тексты про себя, обдумывают
ответы на вопросы, прочитывают про себя и верхнее за-
дание на c. 7, а всё внимание сосредоточивают на тексте
«Мы учимся», затем принимают участие в обсуждении за-
даний на c. 6—7. «Нечитающие» дети за это время про-
читывают тексты на c. 6 и верхние столбики слов, затем
также принимают участие в обсуждении заданий. В пер-
вом задании внимание детей нужно обратить и на соче-
тание
чк, во втором и третьем дети работают над много-
значностью. Дополнительные вопросы: «Что делает эти
слова многозначными? В чём заключается сходство? (Ли-
сичка — по цвету, ручка ребёнка и авторучка — по функ-
ции, авторучка — как бы продолжение руки, дверная руч-
ка — как рука другого человека, будто здороваются, когда
открывают дверь.)» И опять внимание детей обращается
на сочетание
чк в этих словах. Выполнение верхнего зада-
ния на c. 7 способствует формированию логического УУД
исключения «третьего лишнего» (все слова, кроме слова
чтение, — однокоренные, но первоклассники этого ещё
не знают, поэтому приемлемым ответом будет, что все сло-
ва связаны с учением, а последнее — с чтением как частью
учения).

II. Тренировочные упражнения.

Письмо. Учащиеся читают слова и предложения на c. 28 «Прописи» и дела ют вывод, что материал страницы направлен на отработку правописания сочетаний ча — чу. Затем записываются первые три строчки, схемы раскрашиваются цветными ручками. (Один из учеников комментирует, каким цветом закрашиваются схемы.) По окончании этапа дети вспоминают формулировку учебной задачи уроков и делают вывод, выполнена ли часть учебной задачи.
Чтение. Дифференциация. «Читающие» дети озвучивают текст «Мы учимся» (c. 7), приступают к чтению про
себя или тихим шёпотом материалов на c. 8 и вычерчиванию слого-звуковых схем. «Нечитающие» дети по цепочке или по указанию учителя читают текст «Мы учимся»
и рассказывают о своих любимых уроках, а затем приступают к чтению слов в заданиях на c. 8 и вычерчиванию
схем (один или два «читающих» ученика — на доске).
Письмо. Продолжение работы над правописанием сочетаний ча — чу и чк на c. 28 «Прописи». Можно использовать дополнительный слайд на доске со словами, которые учащиеся должны списать, вставляя нужные буквы:
ч...ткая прич...лил
ч...вство уч...стие
Чтение. Работа с текстом «Азбуки». «Читающие»
дети озвучивают текст первого стихотворения на c. 8, за-
тем обсуждается вопрос, как относятся все прочитанные
слова и тексты на c. 6—8 к теме «Делу время, а потехе
час». Дети приходят к выводу, что текст «Мы учимся»,
второе предложение из текста «Ручки», слова и послови-
цы на c. 7 относятся к делу — учёбе, а текст «Лисички»,
стихотворение В. Д. Берестова и выделенные слова — к по-
техе, то есть досугу (играм, сбору грибов и ягод).

III. Итоги уроков

 Какую тему мы продолжали обсуждать? Что относится к делу, а что к потехе? Какое правило правописания мы изучили? Почему ча пишется с А, а чу с У Какое ещё правило правописания мы повторили? Когда пишется заглавная буква?»

IV. Этап рефлексии

Закрашивание цветных кружков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...

согласные звуки [в], [в’], буквы “В”, “в”. Письмо строчной буквы “в”.

Конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе. Урок проводится на двух уроках с чередованием работы по чтению и письму....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р\']. Буквы Р, р. Письмо строчной и заглавной букв Р ,р (2ч)

1.         А.С. Пушкин. «Сказка  о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р, р. Письмо строчной и  заглавной букв Р ,р (2ч)...

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Звуки [б], [б\']. Буквы Б, б . Письмо строчной и заглавной букв Б, б. (2ч) )

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Звуки [б], [б']. Буквы Б, б . Письмо строчной и  заглавной букв Б, б. (2ч) )  Закрепление знаний о буквах Б,б. Сопоставление букв Б-П. П...

Технологическая карта урока письма "Знакомство с буквой П (п). Письмо заглавной и строчной букв П, п" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения писать заглавную и строчную буквы П, п.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с заглавной и стро...