Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроке русского языка в 3 классе по программе Школа России
«Закрепляем изученные орфограммы»
Цель: повторение и систематизирование знаний об изученных орфограммах.
Задачи:
- Разработать и создать тренировочное пособие по теме «Безударные гласные в корне слова, буквосочетанич жи-ши, ча-ща, чу-щу, парная согласная в конце слова).
- Развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в группе.
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интеллектуальные качества.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отвечать на вопросы, используя знания изученных орфограмм, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: уметь применять правила на изученные орфограммы на практике.
Оборудование: макет игрового поля, фломастеры, линейки, карандаши, таблички с названиями творческих групп и с названьями различных учебных пространств на доске, презентация.
Ход урока
1. Орг момент
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
Предстоит проект создать?
И гостям показать!
Вы отдыхали на перемене?
Делу время - потехе час говорит народная мудрость.
2. Предпроектный этап - Сегодняшний наш урок посвящен проектной деятельности.
Что такое проект?
«Проект – это замысел, план» С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
3. Создание проблемной ситуации
-Давайте поиграем в игру «Отгадай орфограмму».
Я называю орфограмму, вы называете пример к ней.
«Игра с мячиком».
- Нравиться вам играть?
- А можно всегда играть на уроке?
- Как совместить приятное с полезным?
(Играть в учебные игры)
-Я предлагаю вам создать такую игру.
-Скажите, какая цель нашего проекта?
Какая цель нашего сегодняшнего урока.
ЦЕЛЬ: Создание дидактической игры на изученные орфограммы.
ЗАДАЧИ:
-Создать проект;
-Развивать орфографическую зоркость;
-Развивать фонематический слух;
-Развивать речь;
-Учиться работать в команде;
-Развивать адекватную самооценку.
- Какую настольную игру мы сделаем нам подскажет загадка.
Бочку за бочкой тянут из мешочка. (Лото)
- Как мы его назовем, чтобы оно перекликалось с темой нашего урока?
(Орфографическое лото)
4. Вхождение в проектную деятельность
- Какие основные этапы проектной деятельности вы помните?
- Обдумывание проекта и составление плана
- Разработка составных частей проекта
- Иллюстрирование проекта
- Сборка
Испытание проекта
О чём будет наш проект?
(Об изученных орфограммах)
Я предлагаю обобщить наши знания в этом проекте
Орфограммы:
- Правописание безударной гласной в корне слова
- Гласные буквы после шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
- Парная согласная в конце слова
-Этот проект, как и любой другой, должен отвечать определённым требованиям:
ТРЕБОВАНИЯ К ДАННОМУ ПРОЕКТУ:
- - он является игровым пособием;
- -помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;
- - интересный и увлекательный;
- - работать с ним может сразу несколько человек;
- - использовать можно многократно.
5. Подготовительный этап
- Создание проекта это трудоёмкое дело. Для того, что бы всё успеть вы разделись на группы («изобретатели», «аналитики», «корреспонденты», и каждая группа будет разрабатывать свою часть проекта.
РАБОТА В ГРУППАХ
6. Разработка составных частей проекта.
- Каждая группа получает задание от учителя.
1) Задание «аналитикам» - выработка правил игры.
2) Задание «изобретателям» - выбор орфограмм.
3) Задание «корреспондентам» - приготовить вопросы для пресс-конференции
Из перечня слов выбираются те, где встречается выбранная орфограмма. Выбор обсуждается в группе. Таким образом, на первом этапе каждый член группы поработает исследователем.
Сборка проекта
После завершения отбора, выбранные слова и приклеиваются на карточки – заготовки. Все ребята в группе исполняют роль «иллюстраторов».
По завершению работы карточки сортируются по темам:
- Правописание безударной гласной в корне слова
- Гласные буквы после шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
- Парная согласная в конце слова
7. Испытание проекта.
«Аналитики» зачитывают правила игры.
Приложение 1.
Выбираются «испытатели» из каждой группы и проводится пробная игра в качестве испытания созданного проекта.
8.Защита проекта.
Приложение 2.
Защита проекта проходит в виде пресс – конференции. Корреспонденты задают вопросы о целесообразности созданной игры, а представители каждой группы отвечают на них
9. Итог урока.
- Как можете оценить получившийся проект?
- Давайте обсудим как положительные, так и отрицательные стороны проекта.
- Какие трудности встретились?
- Как смогли их преодолеть?
- Какие рекомендации можно дать для дальнейших уроков проектной деятельности?
Все поставленные задачи выполнили?
-Прочитайте пословицы на желтом и красном фонах
Дело мастера боится.
Добрый разум не наживают разом
В конвертах у вас 2 полоски. Выберите ту, которая по цвету совпадает с выбранной вами пословицей. Давайте на доске зажжем солнышко.
(Дети прикрепляют полоски на доске в виде солнышка.
Всем спасибо за работу.
Литература
- Господникова М. К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе.- В.; «Учитель», 2007.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М. «Вентана – Граф»,2002.
- Карпенко М. Т. Сборник загадок. – М. «Просвещение» ,1988.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. «Русский зык», 1999.
Участникам игры раздаются карточки. |
Ведущий достаёт из мешка по одной фишке |
Называет математическое выражение и показывает ее игрокам. |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Оценочный лист деятельности учащихся
№ п/п | Деятельность учащихся | Цветовой сигнал |
1 | Работа с о схемой и транскрипцией | |
2 | Работа в группе | |
3 | Защита проекта | |
4 | Участие в эксперименте |
Приложение 1
Правила игры в орфографическое лото
- Участникам игры раздаются карточки.
- Ведущий достаёт из мешка по одной фишке
- Называет математическое выражение и показывает ее игрокам.
- Игрок подсчитывает результат на фишке.
- Тот игрок на чьей карточке находится слово с соответствующим значением выражения, закрывает своей фишкой совпавшее слово.
- Затем объясняет накрытую фишкой орфограмму.
- Если ответ верный кладет фишку на игровое поле красной стороной.
- Если ответ неверный кладет фишку на игровое поле синей стороной.
- Выигрывает тот, кто первым закрыл красными фишками лото все слова на карточке.
Вопросы для пресс – конференции
- Кто может играть в это лото?
- Зачем нужно орфографическое лото, что оно развивает?
- Знания по каким предметам необходимы для игры в вашу игру?
- В вашем лото встречаются все пройденные вами орфограммы или нет?
- Лото по каким предметам вы могли бы еще создать?
- Что такое предложение?
- Чем отличаются звук от буквы?
Кто может играть в это лото? |
Зачем нужно орфографическое лото, что оно развивает? |
Знания по каким предметам необходимы для игры в вашу игру? |
В вашем лото встречаются все пройденные вами орфограммы или нет? |
Лото по каким предметам вы могли бы еще создать? |
Лист самооценки группового проекта
Класс_______________________
Группа __________________________
Оцени работу своей группы.
Отметь знаком V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто – работал больше, а кто – то меньше.
- Как вы решали возникающие проблемы?
А. Пытались выяснять все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.
Б. Объясняли свою точку зрения, приводили доводы и убеждали.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, всё получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Лист самооценки группового проекта
Класс_______________________
Группа __________________________
Оцени работу своей группы.
Отметь знаком V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто – работал больше, а кто – то меньше.
- Как вы решали возникающие проблемы?
А. Пытались выяснять все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.
Б. Объясняли свою точку зрения, приводили доводы и убеждали.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, всё получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Приложение 3
№1 | 11 м…ряк | 9 х…лмы | 5 гр…бы |
12 ч…сло | 17 сл…ды | 13 з…мля |
№2 | 4 свеч… | 8 птич(ь)ка | 7 щ…ка |
18 ч…до | 3 друж…ть | 16 проч(ь)но |
№3 | 14 голу(б,п)ь | 3 утю(г,к) | 9 рука(в,ф) | |||
7 сугро(б,п) | 3 эта(ж,ш) | 4
обу(в,ф)ь | ||||
№4 | 17 (у)дома | 18 (у)тро | 5 (от)сосны | |||
13 (на)катке | 3 (без)Бори | 8 (до)бро |
6 + 5 | 6 + 2 | 9-4 |
6 + 3 | 9 + 9 | 6+7 |
7 + 10 | 8 + 6 | 13-9 |
13-9 | 7 + 9 | 8+6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....