Педагогический проект "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
статья по русскому языку (4 класс)

Сомова Раиса Владимировна

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograf_zorkosti.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово  

муниципального района Сызранский Самарской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Автор проекта:

Сомова Р.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Сызранского района

                                             

                                                           

                                                Содержание

1. Актуальность

2. Цель и задачи педагогического проекта

3. Планируемые результаты.

3. Стратегии, методы, механизмы реализации проекта.

4. Рабочий план  реализации проекта

  • подготовительный
  • основной
  • заключительный

       5. Механизм оценки результатов

6. Дальнейшее развитие проекта

7. Список используемых ресурсов

  1. Актуальность

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять, то или иное правило при написании слов, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому считается формирование прочных навыков грамотного письма.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

 С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В Стандарте четко сформулированы требования к  результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и  условиям ее реализации,  учитывающие  возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить  возможность: 

  • прийти к пониманию того, что язык и речь представляют собой  явления национальной культуры и основные средства человеческого общения; сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Проанализировав ситуацию по орфографии, можно сделать вывод, что уровень  подготовки  детей,  в  частности, орфографической, не устраивает ни учителей,  ни  родителей,  ни  общество  в

целом, что красноречиво  подтверждают   результаты   ежегодно   проводимых контрольных работ по русскому языку.

      Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями  уходит  в начальную  школу,   т.   к.   именно   здесь   закладываются   основы   всех лингвистических знаний и умений.

Ведущей педагогической идеей  является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.

                  2. Цель и задачи педагогического проекта

Цель - развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Задачи:

  • освоение учащимися основ знаний по русскому языку, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей и связной устной и письменной речи;
  • осмысление своего индивидуального потенциала, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
  • развитие интереса к русскому языку, постоянной потребности к знаниям, реализации своих возможностей и передачи опыта другим ученикам.

                    3. Планируемые результаты

  •  Ученик научится 
  • - различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения;
  • -выявлять, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение
  • -правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения: , выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания;
  • - ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

                   4. Стратегии, методы, механизмы реализации проекта.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

К наиболее активно используемым методам в процессе обучения относятся:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

2. Частично-поисковый метод.

Выполнение упражнений и заданий поискового характера, например, корректировка и редактирование текста. Такие упражнения способствуют концентрации внимания учащихся.

Использование этих и методов обучения позволяет обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

  • активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
  • логические  операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

                             5. Рабочий план  реализации проекта

  • подготовительный

Подготовительным этапом работы над проектом было изучение специальной литературы по теме. 

На протяжении всей истории методики обучения орфографии  высказывалась

мысль о том, что важным  при  обучении  грамотному  письму  является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности (Ф. И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Г.М. Дьяченко и др.). И ученые  ХХ века –  лингвисты  (И.С.  Ильинская,  М.В.  Панов,  С.М.  Кузьмина  и  др.), психологи (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник,  П.С.  Жедек,  В.В. Репкин), методисты (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Н.С.  Рождественский,  М.М.Разумовская и др.) настойчиво подчеркивают зависимость результатов  обучения орфографии от того, насколько у пишущего  развита  способность  обнаруживать орфограммы.

  Предпочтение в процессе поиска новых путей и средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые  способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. В школьной практике к таким средствам всё чаще относят игры (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.).

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложный предмет, требующий большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. “Орфография - общепринятая система правил написания слов. По своему происхождению слово орфография восходит к греческим словам “orfos” - “правильный” и “grapho” - “пишу”, т.е. буквально означает “правильно пишу”. Значение слов орфография и правописание не совпадает: второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)

                 Условия формирования орфографической зоркости:

 1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)

3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.Умение осуществлять самопроверку.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

  • активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
  • логические  операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
  • Основной

Формирование орфографической зоркости условно можно разбить на 3 этапа:

1 этап. Прежде всего необходимо научить слушать звуки, определять            их количество в слогах, а затем в словах.

      Уже в первом классе дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении  и написании слов с парными звонкими и глухими    согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся уже осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударения. В связи с этим особое значение приобретают упражнения слого- звукового и звуко-буквенного анализа слова.

Обучение звуковому анализу

В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции, т.е. однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е. может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:

1.Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон)

2.Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах.

3Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран).

4.Перевертыши: кот-ток, сорт-трос.

5.Исключение звука из слова: роса-оса.

6.Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

      2 этап. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Преподавателю важно   научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

     3 этап. Необходимо для достижения грамотного письма научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные - а, о, и, е, я;

- пары звонких и глухих согласных;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;

- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;

- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Так, учащиеся начальных классов уже знают из практики, что в приставке вообще ничего проверять не нужно - достаточно только убедиться, что “под-” - это приставка, а не начало корня (подвез), так как приставок “пад-” и “пот-” в русском языке нет.

Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие/глухие согласные и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова.

Опознав сочетание морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул); необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:

  • Списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, диктанты с самопроверкой.
  • Игра «Найди опасное место»: учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять.
  • «Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора», как только найдёте в слове «опасное место».
  • «Дырявое письмо»: если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет - пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться  и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).

Кто больше насобирает орфограмм?»

          «От значения слова к правильной букве». Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность.

   Пример: храбрец от слова храбрый,

                  кофейник от слова кофе,

                  а тащить от слова тощий?

Алгоритм списывания:

  • Прочитай предложение так, как оно слышится;
  • Повтори по памяти;
  • Подчеркни «опасные места», орфограммы;
  • Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
  • Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
  • Проверь по книге.

Письмо по памяти:

  • Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
  • Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
  • Упражнение в запоминании.
  • Орфографическое чтение слов с орфограммами.
  • Запись.
  • Проверка.

Зрительный диктант

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Диктант “ Проверяю себя”

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Специально организованное списывание.

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант

Выборочный  диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако «открыть» такие приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Можно предложить детям игру в «составление инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно и успешно. Например, постановка знаков препинания в конце предложения:

1. Прочитай предложение. О ком, о чем в нем говорится?

2. Как произносится предложение?

3. Какой знак нужно поставить в конце предложения?

4. Алгоритмы-памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки, например:

Проверь!

1. Не пропустил ли ты букву?

2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?

3. Не уверен — спроси у учителя! Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно написать слова в предложении:

1. С какой буквы пишу слово?

2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?

3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

4. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например:

1) Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

2) Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.

Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

3) Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.

Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.

 Виды упражнений для развития орфографической зоркости.

Орфографическое проговаривание. Учитель направляет внимание детей на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Это упражнение целесообразно выполнять в первом и втором классе, где формируется первичный самоконтроль.

Графическое выделение орфограмм - подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм (учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий).

Сигнальные карточки уместно использовать в упражнении - это эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.

Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще неизученные правила, самостоятельно записывают. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске.

    Пример 1

Снежок порхает, кружится,

На  улицах бело,

Превратились лужицы в прозрачное стекло.

    Пример 2

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал.

Николай ногой качал.

    Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать различные виды диктантов, это способствует развитию зрительной памяти, и формированию навыков самоконтроля.

Виды диктантов.

    Зрительно слуховой диктант. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное по доске.

    Пример 1

В Москву.

    Мы едем  в Москву. Там увидим Кремль на Красной площади. Рядом с Кремлём течёт Москва - река.

    Пример 2

Ворона.

    Ворона - большая птица. Она строит гнездо в лесу. Ворона разоряет гнёзда мелких птиц.

    Объяснительно - предупредительный диктант применяется с целью закрепления полученных орфографических навыков. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают как их нужно писать.

    Пример

    По Волге и Дону ходят большие пароходы.

Использовать технологию «Проектная задача» 

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор заданий задавать возможные «стратегии» своего решения.

  • Заключительный

 Заключительным этапом проекта будет написание и анализ  диктанта со всеми изученными орфограммами.

6. Механизм оценки результатов

Оценивать сформированность орфографической зоркости можно с помощью индивидуальных карточек, контрольных диктантов, тестов

  • 7. Дальнейшее развитие проекта

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относится  к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.

                                 7. Список используемых ресурсов

  1. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием /Л.С. Лаптева // Начальная школа. -2004. -№8- С.58.
  2. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А. Ясова // Начальная школа. -2001. №4- С.42.
  3. Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии // Русский язык в школе.- 2005.- №4.
  4. Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ / Под общ. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2006.
  5. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.
  6. Каясова Т.А.Сборник объяснительных диктантов.  Самара,2011г.
  7. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992г.
  8. Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе. Томск, 1994 г.
  9. Шашкова В.Ф.Развитие орфографической зоркости учащихся.//Начальная школа.-2002.-№8-С.48
  10. festival.1september.ru
  11. pedsovet.org
  12. Воронцов А.Б. Проектная задача. – Начальная школа. – № 6/2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "

В данной статье  представлен опыт работы  по формированию грамотного письма младших школьников....

Выступление на педагогическом совете: «Методы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»

Методы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...