Технологическая карта урока "Распространенные и нераспространенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе развивает умение распознавать распространенные и нераспространенные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasprostr._i_nerasprostr._chp.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, УМК «ШКОЛА РОССИИ», 4 КЛАСС

ТЕМА: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель деятель-
ности учителя

Способствовать развитию умений определять главные и второстепенные члены предложения, распознавать
распространенные и нераспространенные предложения

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Парная, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

Доска

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, предложения; схема предложения

Основные понятия и термины

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие ком-
поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка учебной задачи

Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений
по названию раздела и тем

– Откройте учебник на с. 26. Прочитайте название темы урока.

– Скажите, что будем изучать, повторять, закреплять в рамках данной темы.

– Проверим ваши предположения. Рассмотрите
схему на с. 27.

– В ходе урока обсудим, что составляет предложение, какие члены предложения выделяют, почему члены предложения получили такое название, какие выделяют главные члены предложения, какова их роль, какова роль второстепенных членов пред-ложения

Выполняют
задание.

Ответы  
учащихся.

Выполняют
задание.

Внимательно слушают

Фронтальная

П – извлекают
необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника.

Р – осознают
и принимают учебную задачу
.

К – слушают друг друга, строят понятные высказывания.

 

Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания»

II. Ми-нутка
чистопи-сания

Упражнения на детальный
анализ строения букв-знаков, овладение навыком начертания букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже предложение.

– Это предложение запишите в тетради.

Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах в предложении, правильное оформление предложения на письме.

– Заглавной
и строчной букв
 Е, е, ё.

Выполняют
задания.

– Плакали
ночью желтые клены: вспомнили клены, как были зелёны.

Фронтальная. Индивидуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Написание элементов букв, предло-жения

 

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите предложение. Подчеркните в предложении известные орфограммы.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше всех

Выполняют
задания

III. Изучение нового мате-риала.

1. Работа
со схемой,
с. 27,
упр. 38

Работа
со схемой «Члены предложения» с целью определения состава предло-жения

– Вернемся к схеме в учебнике на с. 27. Опираясь
на сведения схемы, ответьте на вопросы. Каков
состав предложения?

– Какие члены предложения выделяют?

– Как вы думаете, почему они получили такие
названия?

– Какие выделяют главные члены предложения?

– Какова роль главных членов предложения?

– Предложение состоит из главных
и второсте-пенных
членов.

– Главные
и второстепенные члены предложения.

Ответы учащихся.

– Подлежащее и ска-
зуемое.

– Они составляют основу предложения. Подлежащее обозначает,
о ком или о чем говорит-

Индивидуальная.

Фронтальная

П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Р – осознают
и принимают учебную задачу.

К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Знание
и определение главных членов предло-жения

 

– Какова роль второстепенных членов предло-
жения?

– На какие вопросы отвечает подлежащее?

– На какие вопросы отвечает сказуемое?

– На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

ся в предложении, а сказуемое – что говорится о подлежащем.

– Они поясняют главные
и другие второстепенные члены пред-
ложения.

– Кто? Что?

– Что делает? Что делал? Что сделал? Что будет
делать? Что сделает?

– Кого? Чего? Какой? Какая? Где? Куда?
и др.

2. Работа
по учебнику, с. 27, упр. 39

Упражнение в рас-познавании распространенных

– Найдите в учебнике упр. 39. Прочитайте и сравните первое и второе предложения.

– Определите основу предложений.

Выполняют
задания.

– В первом
и во втором предложени-

и нерас-пространенных предложений.

Упражнения физкульт-
минутки

– Какое предложение является распространенным? Почему распространенное предложение получило такое название?

– Спишите распространенное предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

– Соотнесите распространенное предложение
со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета?
на время действия? на направление действия?

        Стрижи      что  сделали?       улетели

              ↓                                            ↓       ↓

          какие?                                когда?    куда?

              ↓                                         ↓             ↓

   быстрокрылые                        давно      на юг

Физкультминутка
(см. урок 1)

ях основа одинакова – стрижи улетели.

– Второе предложение является распространенным.

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная

П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, пла-
нируют, контро-лируют, оцени-
вают учебные действия.

К – слушают,
излагают свое мнение и аргу-ментируют свою точку зрения

Выделение основы предложения.

Установление
связи слов
в предложении

 3. Работа
по учеб-нику,
с. 28,
упр. 40

Упражнение в кон-струировании предложений

– Откройте в учебнике с. 28, найдите упр. 40.
Прочитайте слова первой группы.

– Можно ли считать это предложением? Объясните, почему.

– Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными членами, потом – слова, которые будут их пояснять.

– Обратите внимание, что в составленном предло-жении слова не связаны по смыслу. Правильнее
составить такое предложение: «Уже прошло красное лето».

– Запишите предложение в тетради. Подчеркните главные члены предложения.

Аналогично проводится работа с остальными предложениями.

– Какой темой можно объединить предложения?

– Лето, уже, красное,
пришло.

– Нет. В предложении
заключена мысль, слова связаны
по смыслу.

– Прошло
лето уже
красное.

Выполняют
задания.

– Подготовка животных
и птиц к зиме

Фронтальная.Индивидуальная

П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, пла-
нируют, контро-
лируют, оцени-
вают учебные действия.

К – слушают,
излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения

Констру-ирование предложений

4. Работа
по учеб-нику,

Упражнение в рас-простране-

– Найдите упр. 41. Это упражнение мы разберем устно, а дома вы выполните его письменно.

Фронтальная

П – используют речевые средства для решения ком-

Распространение предло-

 с. 28,
упр. 41

нии предложений второстепенными членами

– Прочитайте. Распространите первое предложение второстепенными членами, используя слова из скобок. С каким из главных членов предложения образует словосочетание каждый второстепенный член?

– Какое предложение получилось?

Учитель обращает внимание учащихся на соблюдение правильного порядка слов при построении предложений.

Аналогично проводится работа с остальными
предложениями.

– Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок

Выполняют
задание.

– Рыжая
белочка сидела на пеньке.

Отвечают
на вопросы, выполняют
задание

муникативных
задач; владеют логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, пла-
нируют, контро-лируют учебные действия.

К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение

жений второстепенными членами

5. Работа
по учеб-нику,
с. 29,
упр. 42

Упражнение в определении главных
и второстепенных чле-нов предложения

– На с. 29 найдите упр. 42. Прочитайте строки из стихотворений. Следующее задание будете выполнять в паре: объясните, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены.

– Выполните письменное задание: запишите одно из предложений по памяти, подчеркните его основу.

Учитель напоминает учащимся, что сначала надо прочитать предложение орфографически, по слогам. Затем, закрыв учебник, снова произнести
предложение, четко проговаривая каждое слово.

Выполняют
задание,
отвечают
на вопрос.

Выполняют
задание

Фронтальная.

Индивидуальная.

Парная

П –  используют знаково-символические средства предоставления информации,
осознанно строят речевое высказывание.

Р – принимают
и сохраняют зада-

Определение главных и второстепенных членов предложения

 

После этого нужно открыть учебник и проверить, правильно ли озвучили предложение, затем опять закрыть учебник и написать предложение
по памяти.

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное

чи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия

IV. Итог урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Как различить главные и второстепенные члены предложения?

– Почему члены предложения получили названия главные и второстепенные?

– Какова роль главных членов в предложении?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 28, упр. 41; рабочая тетрадь, с. 13, упр. 28

Отвечают
на вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л –  проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению
 новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Предложение"

Урок по русскому языку 2 класс на тему "Предложение"...

Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...

Технологическая карта 4 класс «Однородные члены предложения» по мультфильму русский язык

Технологическая карта 4 класс «Однородные члены предложения» по мультфильму русский язык....

Технологическая карта к уроку " Главные члены предложения"

Материал к уроку русского языка в начальной школе....