Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Татьяна Анатольевна Корнилова

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_russkiy.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Корниловой Татьяны Анатольевны

Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№12»

Предмет:  Русский язык

Класс: 1 «А»

УМК: «Перспективная начальная школа»  Н.А.Чуракова.

Тема урока: Слова – помощники

Кол-во часов: 1час.

Цель: сформировать представление о работе слов-помощников.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о словах – помощниках (о предлогах)

- формирование навыка каллиграфически правильного письма;

- ознакомления со схематическим изображением слов-помощников;

- закрепления знаний о значении предлогов

Развивающие:

- развивать устную речь учащихся;

- совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников;

- развивать мышление, память, способность к самоконтролю.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;

- формировать интерес к изучению родного языка;

- воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

- воспитывать любовь к окружающему миру, животным.

Тип урока: комбинированный.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

-Как вы думаете, что нужно для успешной работы?

-Давайте вспомним, куда отправились Маша и Миша?

- Как мы уже им помогли?

-Откройте оглавление учебника. Какую главу мы изучаем?

-Как она обозначается?

-С какими словами мы уже познакомились?

-Мы продолжим работу по этой главе, или начнём новую?

Проговорить правила поведения на уроке.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

– Правила поведения на уроке.

– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.

-Дети отправились в Волшебный лес.

- Анишит - Йокоп заколдовала животных.

- Мы вернули им названия, признаки и способность действовать.

- Мы изучаем главу « Маша и Миша знакомятся с миром слов»

- Она обозначается значком «бабочка»

- Мы познакомились со словами- названиями предметов, словами – названиями действий и словами – названиями признаков.

- Продолжим.

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке

 (регулятивные УУД).

Формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради (познавательные УУД)

II. Чистописание

Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы. А что это за буква догадайтесь сами.

На доске ряд букв: О А У Б  Ю Я И

-Внимательно посмотрите и определите, какую букву будем писать на минутке чистописания? Почему?

- Почему предлагаю прописать именно эту букву?

- Что нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

Плакат № 1

 

-Пропишите прописную и строчную букву Бб учитывая правила

Проверим все ли верно.  Эталон для самопроверки (на доске)

Ответы детей.

Допускаем ошибки.

Правила каллиграфии.

Сопоставляют  свою работу с эталоном для самопроверки.

Те, кто допустил ошибку, определяют причину своей ошибки.

Взаимопроверка. Выбор лучшей пары букв.

Называют элементы  буквы (познавательные УУД)

Высказывают свое мнение и слушают других (коммуникативные УУД).

Контролируют свои действия в ходе работы (регулятивные УУД).

III. Актуализация опорных знаний.

- С какими группами слов познакомились на прошлом уроке?

Волшебница Анишит - Йокоп приготовила для вас первое задание.

В каждой строчке подчеркни «лишнее» слово и объясните.

Карточка № 1

Назовите лишнее слово в первой строке. Почему?

Во второй. Почему?

В третьей. Почему?

Ответы детей

Работа в паре

Слово – предмет

Слово – действие

Слово- признак

Познавательные  УУД

Формирование  логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации на основе внешних признаков или известных характерных свойств, создание собственных устных высказываний, отвечая  на проблемные  вопросы.

Коммуникативные УУД

Учет позиции   партнера по деятельности, согласование вариантов решения проблемы.

Умение инициировать учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

IV. Сообщение темы урока, постановка целей.

Волшебница Анишит - Йокоп приготовила для вас второе задание.

Из слов, записанных на доске, составьте предложение.

Живёт    дереве     аист

-Получается предложение?

-Чего не хватает?

-Запишите предложение. Подчеркните ошибкоопасные места. Составьте схему предложения.

- Проверим все ли верно.  Эталон для самопроверки (на доске)

-Расскажите, как выполнили задание.

-Откройте страницу, по которой мы будем сегодня работать.

-Давайте выполним третье задание, которое вам приготовила волшебница Анишит – Йокоп.

-Устно скажи, где живет каждое из этих животных.

-Как вы думаете, почему авторы учебника выделили жирным шрифтом слово где?

-Какие слова помогают нам точно понять?

- И так, кто догадался, какова тема нашего урока?

-Какие слова – помощники вы знаете?

- Всё ли мы знаем о словах – помощниках?

- Какую цель поставим на уроке?

Аист живёт дереве.

-Предложение не получается.

Не хватает слова – на.

Аист живет на дереве.

Сопоставляют  свою работу с эталоном для самопроверки.

Те, кто допустил ошибку, определяют причину своей ошибки.

Самооценка

Страница 18

Ответы детей.

Тема: «Слова – помощники»

Дети называют знакомые слова–помощники.

Больше узнать о словах – помощниках.

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы (познавательные УУД)

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

V. Изучение нового материала.

Упражнение 7, стр. 19

- Отгадайте загадку.

- Чем питаются белки?

- Белки всеядны: кроме орехов семян, плодов, грибов и зелѐной растительности, они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, лягушек, а по весне с удовольствием едят почки и побеги лиственных деревьев.

-Прочитайте предложения.

Белка живёт в дупле.

Белка живёт над дуплом.

Белка живёт за дуплом.

Белка живёт под дуплом.

-Сравните эти предложения. Какими словами они различаются?

- Какое предложение содержит верное высказывание?

-Какое слово помогло сделать высказывание верным?

-Почему такие слова назвали словами – помощниками?

Работа в группе

-Прочитайте задание в учебнике для работы в группе.

-Не забудьте о правилах работы в группе.

- Воспользуйтесь помощью слов-помощников: из, в, над и уточните высказывания, изменив слова в скобках:

- Какому слову в этих предложениях слова-помощники помогли уточнить высказывания?

-Давайте сравним свои выводы и правило в учебнике на странице 20.

              Чтение интриги.

-«Докажите, что все эти слова-помощники пишутся со словами-названиями предметов раздельно! – попросила Волшебница».

-Дополните письменно предложения нужными словами.

Аист живет на высоком дереве.

Медведь живет в теплой берлоге.

-Как пишутся слова – помощники в предложении?

Белка

Высказывания детей.

Белка живёт в дупле.

Помогло слово – помощник в.

Эти слова помогают составить верное высказывание.

Читают задание, обсуждают в группе.

- Мы думаем, эти слова помогли слову миска.

- Мы думаем, что слова – помощники помогают словам – названиям предметов.

- Мы думаем, что слова – помощники помогают неглавным словам – названиям предметов.

Дети читают правило  страница 20

Комментированная запись предложений.

Развитие умения применять, правилами пользоваться, инструкциями и освоенными закономерностями; Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

 ( познавательные УУД)

Самоопределение – выполнениесистемы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (личностные УУД)

Умение слушать и слышать партнёра, выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, уважать партнёра и самого себя  (коммуникативные УУД)

Контроль, оценка, коррекция.               ( регулятивные УУД)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам

( познавательные УУД)

VI. Физкультминутка

Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть за партой и т.д.

Выполняют физ. минутку

Заботится о своем здоровье (личностные УУД)

VII.  Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа

Тетрадь стр.12, №1

-Впиши вместо пропусков слова-помощники, подходящие по смыслу.

- Проверьте друг у друга.

- Расскажите, как выполнили задание.

- Как написали слова – помощники?

- Докажите, что они пишутся отдельно.

Работа по карточке

Перед вами карточки, изучите задание

Выполняете, внимательно  каждый делает, самостоятельно, если кто-то забыл, что он знает о словах - помощниках, повторите правила.

Взаимопроверка

Самооценка №2

Слова – помощники написали отдельно.

- Между словом – помощником и словом – названием предмета  можно поставить слово- название признака или вопрос.

Учащиеся выполняют самостоятельно работу на карточках.

Карточка №2

Контроль, оценка. Коррекция                ( регулятивные УУД)

Общеучебные, овладение логическими действиями: анализ сравнение, вывод                                      (познавательные УУД)

Самоопределение (личностные УУД)

VIII.  Итог урока.

Рефлексия деятельности.

-Мы закончили третью главу.

-Вспомните, как она называется?

-С какими словами мы познакомились?

- Для чего служат слова-помощники?

- Какому слову помогают уточнить высказывание?

- Как пишутся слова- помощники с другими словами?

-Какое слово можно вставить между словом-помощником и словом-предметом?

–Что нового узнали?

- Оценим свою деятельность.

Инструкция учителя: «Составьте цветограмму урока по данной схеме».

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку своей деятельности на уроке (регулятивные УУД)

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение слушать и принимать мнение одноклассников, высказывать собственное мнение (коммуникативные УУД)

Оборудование урока:

Основные: учебник, рабочая тетрадь, плакат, принтер, программное обеспечение, УМК ПНШ.

Дополнительные:  карточки 1) со схемами предложений; 2) с заданиями учащимся для самостоятельной работы

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА                                          ...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Технологическая карта урока русского языка «как устанавливать связь слов в предложении?», 2 класс

Тема урока «как устанавливать связь слов в предложении?»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о главных и второстепенных членах предложений, развитие...

Технологическая карта урока русского языка «Корень как часть слова», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс

Цель урока: формирование представления у обучающихся о понятии «корень слова».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с ролью морфемы «корень»...