Технологическая карта урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА                            

                                                                                                                                                                 

Тема урока: «Окончание как часть слова»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формирование представлений об окончании как части слова.

Задачи урока:

Дидактические: познакомить обучающихся с окончанием как частью слова, с понятием «форма слова», научить находить и выделять окончание в слове.

Развивающие: развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание, развивать умение изменять форму слова, умение находить окончание в слове, умение приводить примеры. 

Воспитательные: воспитывать ответственность к результатам учебного труда, усидчивость, старание, самостоятельность, интерес к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_._2_klass._okonchanie_kak_chat_slova._04.10.22.docx326.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА                              ДАТА 04.10.2022

                                                                                                                                                                           

Студент: Канавина Анастасия Юрьевна

Класс и учитель: 2 «А» Сидорова Елена Николаевна

Руководитель практики: Каратыгина Елена Юрьевна

Тема урока: «Окончание как часть слова»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формирование представлений об окончании как части слова.

Задачи урока:

Дидактические: познакомить обучающихся с окончанием как частью слова, с понятием «форма слова», научить находить и выделять окончание в слове.

Развивающие: развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание, развивать умение изменять форму слова, умение находить окончание в слове, умение приводить примеры.  

Воспитательные: воспитывать ответственность к результатам учебного труда, усидчивость, старание, самостоятельность, интерес к изучению русского языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работына

этапе урока

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р- регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

-Здравствуйте меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня проведу у вас урок русского языка.

- «С русским языком можно творить чудеса».

К.Г. Паустовский

-Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему вы так думаете?

-Сегодня на уроке мы с вами будем узнавать много нового, интересного, а главное нужного.

-Вы готовы?

Приветствуют учителя

Воспринимают речь учителя

Предполагают. Высказывают мнение

-Да

Беседа с мотивирующим приемом

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Компьютер, презентация

Определяет предметные рамки учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

2. Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Проведем минутку чистописания

https://sun9-west.userapi.com/sun9-69/s/v1/ig2/P_5YH4QkCGDW5Bv68LQ0Dkva0IlBX_5g0i82AptgTxhnyBD3UHcefZu4Q87o4d5EEy7RWdXyPHV14sJHrclKmg_n.jpg?size=1280x513&quality=95&type=album

- Запишем транскрипцию слова хлеб.

- Объясните орфограммы в слове хлеб.

- Запишите в тетради хлеб – хлеба.

- Что такое хлеб?

- Почему это слово?

- Чем похожи эти два слова?

- Чем отличаются данные слова?

- Верно, во втором слове появляется «кирпичик», который называют окончанием.

- Как вы думаете, слова хлеб – хлеба это одно и то же слово или разные слова?

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цель урока.

- Сформулируйте задачи урока, продолжив фразы:

1.Узнать …

2.Научиться …

3. Проверить …

Выполняют требование учителя

Выполняют чистописание в тетради.

Записывают: [х л э’п].

- На конце слова слышим «п», пишем «б», проверочное слово «хлеба».

Записывают.

- Это слово.

- Оно состоит из звуков и имеет значение (смысл).

- Слова похожи тем, что они означают одно и тоже, похожи частью «хлеб».

- Во втором слове добавляется буква «а».

Предполагают: одно слово.

- Тема урока: «Окончание как часть слова».

Формулируют цель урока: познакомиться с окончанием.

Формулируют задачи урока:

1.Узнать, что такое окончание.

2.Научиться находить и выделять окончание в слове.

3.Проверить свои умения.

Загадки

Беседа

Подводящий диалог

Наглядные- интерактивная презентация

Качественная оценка

Ф

Компьютер, презентация

Повторить знания учащихся о слове, звуках, орфограмме «правописание парных согласных в корне слова».

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности;

3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

- Приступим к решению 1-й задачи урока. Как она звучит?

- Ребята, что я держу в руках?

- Это особенная чашка. Другие чашки, которые стояли рядом на полке, смотрели и завидовали ей. Им тоже хотелось быть такими же красивыми. На чашке цветут розы и маки. Голубые васильки напоминают небо. Не чашка, а букет! Как не залюбоваться такой чашкой!

- Вам нравится эта чашка?

- Какое слово в моём рассказе встречалось чаще всего?

- Запишите это слово в тетрадь.

- Какие ещё формы слова чашка вы услышали?

- Запишите эти слова в тетрадь.

- Сравните четыре слова, которые вы записали. Чем они похожи?

- В чём отличие данных слов?

- Почему слово чашка изменило свою форму четыре раза?

- Изменилось ли при этом значение слова?

- Верно.

- Ребята, слова состоят не только из звуков, но и из частей-кирпичиков, , с помощью которых слова образуются или изменяют свою форму. Начинаем изучать состав слова (из каких частей состоят слова) и словообразование (как образуются слова).

- Откройте учебники на с.70. Найдите правило, обозначенное ключиком, и прочитайте его.

- Что такое окончание?

- Как обозначают окончание?

- Что нужно сделать, чтобы найти окончание в слове?

- Выделим окончание в словах, которые мы записали в тетрадь: чашка, чашки, чашке, чашкой.

- Какую задачу урока решили?

- Как звучит 2-я задача?

- Прежде, чем приступить к решению 2-й задачи, выполним физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1) И. п. - основная стойка. Медленно поднять

руки вверх, сжимая и разжимая пальцы,

медленно опустить руки вниз, сжимая и

разжимая пальцы.

2) И. п. – основная стойка. Круговые движения

плечами вперёд и назад.

3) И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой.

Повороты туловища вправо, руки в стороны;

вернуться в И. п. То же влево.

Воспроизводят: узнать, что такое окончание.

- Чашку.

Воспринимают речь учителя.

- Да, нравится.

- Слово чашка.

Записывают в тетрадь слово чашка.

- Чашки, чашке, чашкой.

Записывают.

- У данных слов одинаковая часть  «чашк».

- В словах отличается последняя часть, буквы, которые пишутся на конце слова.

- Оно изменило свою форму для связи слов в предложении, чтобы люди понимали, о чём говорится.

- Нет, значение слова не поменялось.

Воспринимают речь учителя.

Читают правило в учебнике:

https://sun9-west.userapi.com/sun9-9/s/v1/ig2/00NHnVWXoWn9O1i2gHAPJ6gHmNm5x8LeEyb82FmmF5trSpwthnC_TpeFLZsTIOMnctImH_ZirgYC1l8Mj1RPHJnN.jpg?size=1280x348&quality=95&type=album

- Окончание – это часть слова, которая изменяется.

- Квадратиком.

- Надо изменить форму слова.

Выделяют окончание в словах: чашка – «а», чашки – «и», чашке – «е», чашкой – «ой». (обозначают в тетрадях квадратиком).

- Решили 1-ю задачу урока: узнали, что такое окончание.

Воспроизводят: научиться находить и выделять окончание в слове.

Выполняют физкультминутку.

Проблемно-поисковый метод, практический

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Учебник

Знают, что такое окончание как часть слова, знают как обозначается окончание на письме, знают как найти окончание в словах.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

осуществляют поиск необходимой информации;

осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок.

  1. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

- Откройте учебники на с.68 упр. 1.

https://sun9-east.userapi.com/sun9-58/s/v1/ig2/7yWcLglyCKG0BiYrzdCsywZPEfV8dA-wahzTygN_5nP0TYDeQwdqqJiAoOcjjVRWH3veyxRJXzRIweaWkeiFJJfI.jpg?size=1280x618&quality=95&type=album

- Прочитайте первое предложение.

- Вам понятен смысл предложения?

- Что нужно сделать, чтобы мы смогли понять, о чём говорится в предложении?

- Измените форму слова цветы и прочитайте полученное предложение.

- Верно. Что изменилось в слове цветы?

- Что такое «ов» в слове цветов?

- Цветы и цветов – у эти слов одинаковое значение или разное?

- Запишите в тетрадь предложение, которое у вас получилось. Выделите окончание в слове цветы.

- Прочитайте второе и третье предложение.

- Третье предложение имеет смысл?

- Что нам нужно сделать, чтобы понять, о чём идёт речь в данном предложении?

- Измените форму слова астра и прочитайте полученное предложение.

- Что изменилось в слове астра?

- Что такое «ы» в слове астры?

- Астра и астры- это слова с одинаковым значением или с разным?

- Запишите в тетрадь предложение, которое у вас получилось. Выделите окончание в слове астры.

Оценивает работу обучающихся.

- Сделаем вывод: для чего нужно изменять окончание в словах?

- Как найти окончание в слове?

- Какую задачу урока решили?

- Как звучит 3-я задача?

- Приступим к её решению.

Открывают учебники, находят упражнение 1 на с.68.

- Наступила осень, но в саду ещё много (цветы).

- Нет.

- Нужно изменить форму слова «цветы».

- Наступила осень, но в саду ещё много цветов.

- Вместо буквы «ы» появилось «ов».

- Это окончание.

- Одинаковое значение.

Записывают в тетрадь первое предложение, выделяют окончание в слове цветов.

- Все они хороши! Вот стоят похожие на звёзды (астра).

- Нет.

- Нужно изменить форму слова астра.

- Вот стоят похожие на звёзды астры.

- Вместо буквы «а» появилось «ы».

- Это окончание.

- Слова имеют одинаковое значение.

Записывают в тетрадь получившееся предложение, выделяют окончание в слове астры.

 (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

- Чтобы понимать смысл текста, чтобы люди могли понимать речь друг друга.

- Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

- Решили 2-ю задачу урока: научились находить и выделять окончание в слове.

Воспроизводят: Проверить свои умения.

Упражнение

Оценка

Взаимооценка,

Самооценка

Ф

Учебник

Умеют изменять форму слова, владеют умением находить и выделять окончание в слове.

Р

высказывают своё предположение (версию)на основе жизненного опыта, иллюстрации.

К

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

П: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок.

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).

Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых  условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.

- Проведём самостоятельную работу.

Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Подпишите фамилию и имя.

Приступайте к выполнению задания.

Выбери нужную форму слова дуб. Соотнеси словосочетание с окончанием.

        

Могучим дуб …    

   

               

Могучего дуб …

Могучему дуб …

- Проверьте работу по эталону. Сравните результаты с эталоном на слайде.

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

- Кто допустил 1 ошибку?

- Кто допустил 2 ошибки?

- Кто допустил более 2 ошибок?

 

- Какую задачу урока решили?

Выполняют задание на карточках.

Могучим дуб …                          

   

               

Могучего дуб …

Могучему дуб …

Сравнивают результаты с эталоном на слайде.

Выполняют самопроверку.

- Решили 3-ю задачу урока: проверили свои умения.

Упражнение

Оценка

И

Раздаточный материал – карточки.

Умеют изменять форму слова, владеют умением находить и выделять окончание в слове.

Р – выполняют контроль и оценку работы.

К – оказывают помощь товарищу в случаях затруднений.

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

 - Выполним упр.2 на с. 69.

https://sun9-west.userapi.com/sun9-63/s/v1/ig2/NadQa5j2GJQMThxqt_nrBwbH0b_wJkM7qQd-ry6GvZy2BXfYfFSlHrhunXhH3FAL6cr0czlUTPokqOt_642ZFnpR.jpg?size=1280x877&quality=95&type=album

- Прочитайте 1-ю группу слов.

- Формы какого слова даны в 1-й группе?

- Поставьте вопрос к слову берёза. 

- Какая часть речи слово берёза?

- Запишите в тетради: (что?) берёза.

- Прочитайте 2-ю группу слов.

- Формы какого слова даны во 2-й группе?

- На какой вопрос отвечает слово гриб ?

- Какая часть речи слово гриб?

- Запишите в тетради: (что?) гриб.

- Прочитайте 3-ю группу слов.

- Формы какого слова даны в этой группе слов?

- Поставьте вопрос к слову ёж.

- Какой частью речи является слово ёж?

-Запишите в тетради: (кто?) ёж.

- Прочитайте последнюю группу слов.

- Формы какого слова даны в этой группе?

- Поставьте вопрос к слову лесной.

- Какой частью речи является слово лесной?

- Запишите в тетради: (какой?) лесной.

 Оценивает работу обучающихся.

 Находят упражнение 2 на с.69 учебника.

- Берёзу, берёзы, берёзой, (о) берёзе, берёзами, берёзам.

- Берёза.

- (Что?) берёза.

- Это имя существительное.

Записывают.

- Гриба, грибу, грибом, (о) грибе, грибы, грибами.

- Гриб.

- (Что?) гриб.

- Имя существительное.

Записывают.

- Ежа, ежу, ежом, (о) еже, ежи, ежами, (о) ежах.

- Ёж.

- (Кто?) ёж.

- Имя существительное.

Записывают.

- Лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные.

- Лесной.

- (Какой?) лесной.

- Имя прилагательное.

Записывают.

(1 ученик работает у доски, остальные в тетради).

Упражнение

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Учебник

Умеют изменять форму слова, владеют умением находить и выделять окончание в слове.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

сформировать уважительного отношения к иному мнению;

развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

- Наш урок подходит к концу. Назовите задачи, которые мы поставили в начале урока.

- Скажите, мы решили все поставленные задачи?

- Продолжите фразы:

Я узнал …

Я научился …

Я испытывал трудности …

- Запишите домашнее задание: с.70 учить правило, с. 70 упражнение 4.

- Урок окончен. До свидания.

Называют задачи урока.

Выполняют самооценку.

Записывают домашнее задание.

Прощаются с учителем.

Беседа

Качественная оценка

Ф

Компьютер, презентация

Выполняют анализ деятельности на уроке.

П: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Учитель:_______________________________

Руководитель практики:___________________________

Оценка:________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...

Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о особенностях  изменения глаголов по временам и о особенностях  каждой временной формы глагола...