Технологическая карта урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: «Окончание как часть слова»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование представлений об окончании как части слова.
Задачи урока:
Дидактические: познакомить обучающихся с окончанием как частью слова, с понятием «форма слова», научить находить и выделять окончание в слове.
Развивающие: развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание, развивать умение изменять форму слова, умение находить окончание в слове, умение приводить примеры.
Воспитательные: воспитывать ответственность к результатам учебного труда, усидчивость, старание, самостоятельность, интерес к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_._2_klass._okonchanie_kak_chat_slova._04.10.22.docx | 326.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДАТА 04.10.2022
Студент: Канавина Анастасия Юрьевна
Класс и учитель: 2 «А» Сидорова Елена Николаевна
Руководитель практики: Каратыгина Елена Юрьевна
Тема урока: «Окончание как часть слова»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование представлений об окончании как части слова.
Задачи урока:
Дидактические: познакомить обучающихся с окончанием как частью слова, с понятием «форма слова», научить находить и выделять окончание в слове.
Развивающие: развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание, развивать умение изменять форму слова, умение находить окончание в слове, умение приводить примеры.
Воспитательные: воспитывать ответственность к результатам учебного труда, усидчивость, старание, самостоятельность, интерес к изучению русского языка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работына этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||
Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»). | ||||||||
-Здравствуйте меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня проведу у вас урок русского языка. - «С русским языком можно творить чудеса». К.Г. Паустовский -Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему вы так думаете? -Сегодня на уроке мы с вами будем узнавать много нового, интересного, а главное нужного. -Вы готовы? | Приветствуют учителя Воспринимают речь учителя Предполагают. Высказывают мнение -Да | Беседа с мотивирующим приемом | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Компьютер, презентация | Определяет предметные рамки учебной деятельности. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; | воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
2. Актуализация знаний (5 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. | ||||||||
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Проведем минутку чистописания - Запишем транскрипцию слова хлеб. - Объясните орфограммы в слове хлеб. - Запишите в тетради хлеб – хлеба. - Что такое хлеб? - Почему это слово? - Чем похожи эти два слова? - Чем отличаются данные слова? - Верно, во втором слове появляется «кирпичик», который называют окончанием. - Как вы думаете, слова хлеб – хлеба это одно и то же слово или разные слова? - Сформулируйте тему урока. - Поставьте цель урока. - Сформулируйте задачи урока, продолжив фразы: 1.Узнать … 2.Научиться … 3. Проверить … | Выполняют требование учителя Выполняют чистописание в тетради. Записывают: [х л э’п]. - На конце слова слышим «п», пишем «б», проверочное слово «хлеба». Записывают. - Это слово. - Оно состоит из звуков и имеет значение (смысл). - Слова похожи тем, что они означают одно и тоже, похожи частью «хлеб». - Во втором слове добавляется буква «а». Предполагают: одно слово. - Тема урока: «Окончание как часть слова». Формулируют цель урока: познакомиться с окончанием. Формулируют задачи урока: 1.Узнать, что такое окончание. 2.Научиться находить и выделять окончание в слове. 3.Проверить свои умения. | Загадки Беседа Подводящий диалог Наглядные- интерактивная презентация | Качественная оценка | Ф | Компьютер, презентация | Повторить знания учащихся о слове, звуках, орфограмме «правописание парных согласных в корне слова». | Р: целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне. | ||||||||
- Приступим к решению 1-й задачи урока. Как она звучит? - Ребята, что я держу в руках? - Это особенная чашка. Другие чашки, которые стояли рядом на полке, смотрели и завидовали ей. Им тоже хотелось быть такими же красивыми. На чашке цветут розы и маки. Голубые васильки напоминают небо. Не чашка, а букет! Как не залюбоваться такой чашкой! - Вам нравится эта чашка? - Какое слово в моём рассказе встречалось чаще всего? - Запишите это слово в тетрадь. - Какие ещё формы слова чашка вы услышали? - Запишите эти слова в тетрадь. - Сравните четыре слова, которые вы записали. Чем они похожи? - В чём отличие данных слов? - Почему слово чашка изменило свою форму четыре раза? - Изменилось ли при этом значение слова? - Верно. - Ребята, слова состоят не только из звуков, но и из частей-кирпичиков, , с помощью которых слова образуются или изменяют свою форму. Начинаем изучать состав слова (из каких частей состоят слова) и словообразование (как образуются слова). - Откройте учебники на с.70. Найдите правило, обозначенное ключиком, и прочитайте его. - Что такое окончание? - Как обозначают окончание? - Что нужно сделать, чтобы найти окончание в слове? - Выделим окончание в словах, которые мы записали в тетрадь: чашка, чашки, чашке, чашкой. - Какую задачу урока решили? - Как звучит 2-я задача? - Прежде, чем приступить к решению 2-й задачи, выполним физкультминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1) И. п. - основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы, медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы. 2) И. п. – основная стойка. Круговые движения плечами вперёд и назад. 3) И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой. Повороты туловища вправо, руки в стороны; вернуться в И. п. То же влево. | Воспроизводят: узнать, что такое окончание. - Чашку. Воспринимают речь учителя. - Да, нравится. - Слово чашка. Записывают в тетрадь слово чашка. - Чашки, чашке, чашкой. Записывают. - У данных слов одинаковая часть «чашк». - В словах отличается последняя часть, буквы, которые пишутся на конце слова. - Оно изменило свою форму для связи слов в предложении, чтобы люди понимали, о чём говорится. - Нет, значение слова не поменялось. Воспринимают речь учителя. Читают правило в учебнике: - Окончание – это часть слова, которая изменяется. - Квадратиком. - Надо изменить форму слова. Выделяют окончание в словах: чашка – «а», чашки – «и», чашке – «е», чашкой – «ой». (обозначают в тетрадях квадратиком). - Решили 1-ю задачу урока: узнали, что такое окончание. Воспроизводят: научиться находить и выделять окончание в слове. Выполняют физкультминутку. | Проблемно-поисковый метод, практический | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Учебник | Знают, что такое окончание как часть слова, знают как обозначается окончание на письме, знают как найти окончание в словах. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя. Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. | быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок. |
Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. | ||||||||
- Откройте учебники на с.68 упр. 1. - Прочитайте первое предложение. - Вам понятен смысл предложения? - Что нужно сделать, чтобы мы смогли понять, о чём говорится в предложении? - Измените форму слова цветы и прочитайте полученное предложение. - Верно. Что изменилось в слове цветы? - Что такое «ов» в слове цветов? - Цветы и цветов – у эти слов одинаковое значение или разное? - Запишите в тетрадь предложение, которое у вас получилось. Выделите окончание в слове цветы. - Прочитайте второе и третье предложение. - Третье предложение имеет смысл? - Что нам нужно сделать, чтобы понять, о чём идёт речь в данном предложении? - Измените форму слова астра и прочитайте полученное предложение. - Что изменилось в слове астра? - Что такое «ы» в слове астры? - Астра и астры- это слова с одинаковым значением или с разным? - Запишите в тетрадь предложение, которое у вас получилось. Выделите окончание в слове астры. Оценивает работу обучающихся. - Сделаем вывод: для чего нужно изменять окончание в словах? - Как найти окончание в слове? - Какую задачу урока решили? - Как звучит 3-я задача? - Приступим к её решению. | Открывают учебники, находят упражнение 1 на с.68. - Наступила осень, но в саду ещё много (цветы). - Нет. - Нужно изменить форму слова «цветы». - Наступила осень, но в саду ещё много цветов. - Вместо буквы «ы» появилось «ов». - Это окончание. - Одинаковое значение. Записывают в тетрадь первое предложение, выделяют окончание в слове цветов. - Все они хороши! Вот стоят похожие на звёзды (астра). - Нет. - Нужно изменить форму слова астра. - Вот стоят похожие на звёзды астры. - Вместо буквы «а» появилось «ы». - Это окончание. - Слова имеют одинаковое значение. Записывают в тетрадь получившееся предложение, выделяют окончание в слове астры. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях). - Чтобы понимать смысл текста, чтобы люди могли понимать речь друг друга. - Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. - Решили 2-ю задачу урока: научились находить и выделять окончание в слове. Воспроизводят: Проверить свои умения. | Упражнение | Оценка Взаимооценка, Самооценка | Ф | Учебник | Умеют изменять форму слова, владеют умением находить и выделять окончание в слове. | Р высказывают своё предположение (версию)на основе жизненного опыта, иллюстрации. К умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. П: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок. уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. | ||||||||
- Проведём самостоятельную работу. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Подпишите фамилию и имя. Приступайте к выполнению задания. Выбери нужную форму слова дуб. Соотнеси словосочетание с окончанием.
Могучим дуб …
Могучего дуб … Могучему дуб … - Проверьте работу по эталону. Сравните результаты с эталоном на слайде. - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. - Кто допустил 1 ошибку? - Кто допустил 2 ошибки? - Кто допустил более 2 ошибок?
- Какую задачу урока решили? | Выполняют задание на карточках. Могучим дуб …
Могучего дуб … Могучему дуб … Сравнивают результаты с эталоном на слайде. Выполняют самопроверку. - Решили 3-ю задачу урока: проверили свои умения. | Упражнение | Оценка | И | Раздаточный материал – карточки. | Умеют изменять форму слова, владеют умением находить и выделять окончание в слове. | Р – выполняют контроль и оценку работы. К – оказывают помощь товарищу в случаях затруднений. | уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы). | ||||||||
- Выполним упр.2 на с. 69. - Прочитайте 1-ю группу слов. - Формы какого слова даны в 1-й группе? - Поставьте вопрос к слову берёза. - Какая часть речи слово берёза? - Запишите в тетради: (что?) берёза. - Прочитайте 2-ю группу слов. - Формы какого слова даны во 2-й группе? - На какой вопрос отвечает слово гриб ? - Какая часть речи слово гриб? - Запишите в тетради: (что?) гриб. - Прочитайте 3-ю группу слов. - Формы какого слова даны в этой группе слов? - Поставьте вопрос к слову ёж. - Какой частью речи является слово ёж? -Запишите в тетради: (кто?) ёж. - Прочитайте последнюю группу слов. - Формы какого слова даны в этой группе? - Поставьте вопрос к слову лесной. - Какой частью речи является слово лесной? - Запишите в тетради: (какой?) лесной. Оценивает работу обучающихся. | Находят упражнение 2 на с.69 учебника. - Берёзу, берёзы, берёзой, (о) берёзе, берёзами, берёзам. - Берёза. - (Что?) берёза. - Это имя существительное. Записывают. - Гриба, грибу, грибом, (о) грибе, грибы, грибами. - Гриб. - (Что?) гриб. - Имя существительное. Записывают. - Ежа, ежу, ежом, (о) еже, ежи, ежами, (о) ежах. - Ёж. - (Кто?) ёж. - Имя существительное. Записывают. - Лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные. - Лесной. - (Какой?) лесной. - Имя прилагательное. Записывают. (1 ученик работает у доски, остальные в тетради). | Упражнение | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Учебник | Умеют изменять форму слова, владеют умением находить и выделять окончание в слове. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. | сформировать уважительного отношения к иному мнению; развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения. |
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание. | ||||||||
- Наш урок подходит к концу. Назовите задачи, которые мы поставили в начале урока. - Скажите, мы решили все поставленные задачи? - Продолжите фразы: Я узнал … Я научился … Я испытывал трудности … - Запишите домашнее задание: с.70 учить правило, с. 70 упражнение 4. - Урок окончен. До свидания. | Называют задачи урока. Выполняют самооценку. Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем. | Беседа | Качественная оценка | Ф | Компьютер, презентация | Выполняют анализ деятельности на уроке. | П: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт | уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Учитель:_______________________________
Руководитель практики:___________________________
Оценка:________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...
Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...
Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...
Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о особенностях изменения глаголов по временам и о особенностях каждой временной формы глагола...