Род существительного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иркабаева Елена Александровна

Цель урока:

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Род имени существительного.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: 

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Задачи:

-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

-развивать речь детей, словарный запас, мышление.

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Формируемые УУД:

  Личностные УУД:

    установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

  Познавательные УУД:  

   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

  Регулятивные УУД:  

   целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

  Коммуникативные УУД:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

  Оборудование:

    Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , тетрадь с печатной основой,         мультимедиапроектор, экран , карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.

                                                    Ход  урока. 

1.Организационный  момент.

 -  Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг  другу.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

- О какой части речи это стихотворение?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Что же мы уже знаем об этой части речи?

- Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное?

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.

   - Ребята, у вас на партах есть карточки на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.

-С какой буквы начинаются все слова?

- Каким звуком обозначается? Давайте дадим характеристику этому звуку.

1. Минутка каллиграфии – Сс ся см сл ст

2. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.

-Какая орфограмма нам здесь встретилась?

-  На какие две группы можно разделить эти слова?

- Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО? сорока, снегирь, собака)

неодушевлённые имена существительные (ЧТО?  стакан, сахар).

3. Актуализация знаний.

 1. Запишите под диктовку. (Один ученик пишет на доске и указывает орфограммы.)

Река, Киев, солнце, пирог, животное, мыши, Волга, площадь, Алексей.

 2. На какие две группы можно разделить слова? ( собственные и нарицательные)

 3. Какое слово здесь лишнее?

- Итог, что мы откроем секрет ещё один.

 4. Постановка учебной задачи.

- Ребята, теперь разделите эти существительные на три группы.

- Вы сможете сделать задание?

- Почему? В чём затруднение? (Не хватает знаний)

- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)

- Где мы можем об этом узнать? (В учебнике, спросить учителя). Ребята, я вам дам маленькую подсказку. Ребус.

 шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

-Вот тема нашего урока.

 5.«Открытие» учащимися новых знаний

- Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.

- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

- Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

- А чего мы не знали?

6. Физминутка.

- Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания

Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали.

Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево.

7. Первичное закрепление.

Работа по учебнику с.25,упражнение 39.

-Выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.?

- Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по карточкам.

- Сейчас я  предлагаю вам проверить свои знания. Игра «Кто самый  внимательный?»

- Запишите слова в три столбика и вставьте буквы.

(После выполнения учащимися задания,  учитель открывает образец со словами )

-Сверьте с образцом свою работу.- Давайте подведем итоги.

-У кого нет ошибок?

-В каком слове допустили  ошибку?

9. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

  Составить и записать словосочетания из слов, данных слева и справа от линии, определить род имен сущ., выделить изученные  орфограммы.

10. Рефлексия.

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите, как определить род имен существительных?

 Работа с электронным приложением.

11. Домашнее задание.

 Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, № 41

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....