Конспект урока по русскому языку "Корень слова" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Полникова Валерия Алексеевна

Конспект урока по русскому языку "Корень слова" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-_koren_slova.doc67 КБ
Файл konspekt-_koren_slova.pptx834.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: беседа

Цель: формирование умения выделять корень в словах

Задачи:

Образовательная:

-Находить корень в словах

-Находить однокоренные слова и выделять в них корень

Развивающая:         

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на классификацию, анализ;

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов;

Воспитательная:

-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий

-Воспитывать аккуратность на основе выполнения письменных заданий в тетради

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1. Уметь находить корень в словах

П-2.Знать определение «Корня слова»

П-3. Находить однокоренные слова, выделять в них корень

П-4. Знать определение однокоренных слов

П-5. Объяснять лексическое значение слов

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р-2. Самостоятельно формулировать тему урока;

Р-3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном;

Р-4. Осуществлять контроль своей работы с заданным эталоном

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

К-2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;

К-4. Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:        

Л-1. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Л-3. Использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;

 Л-4: Осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий

Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.        

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь, дневник. Присаживайтесь.

- Приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку, садятся.

Р-1, К-1

2.Мотивационный этап

-Чтобы настроиться на учебную деятельность, давайте сыграем в игру «Эхо». Ребята, а что такое «эхо»?

-Верно. Я буду говорить предложение, а вы повторяете его за мной. (Слайд)

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-А теперь давайте произнесем эти строчки все вместе хором.

-Поднимите  руки те, кто пришел в школу с хорошим настроением.

-Пожмите друг другу руки, если вы готовы к сотрудничеству.

-Ребята, вы готовы трудиться на уроке и получать новые знания?

-Эхо – повторение (отражение) звуков, слов.

-Повторяют предложения за учителем.

-Произносят строчки все вместе, хором.

-Поднимают руки, кто пришел с хорошим настроением.

-Пожимают друг другу руки.

-Да. Готовы.

К-1,2,3,

Позн-1,

Л-1

3.Актуализация знаний

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

-Сейчас мы проведем минутку чистописания. Поработаем над буквосочетаниями, а над какими попробуйте отгадать. Какое буквосочетание повторяется в словах молодец, волосы?

-Посмотрите, на доске записано это буквосочетание. Пропишите его в тетради каллиграфически правильно до конца строки.

-Кто прописал, садится правильно

-Какое буквосочетание повторяется в словах сторона, город?

-На доске показано, как нужно правильно писать это буквосочетание. Пропишите это буквосочетание самостоятельно в тетрадях до конца строки.

-Ребята, посмотрите, я написала на доске слова. Прочитайте их. Вам нужно прописать эти слова до конца строки, чередуя их. Подчеркните карандашом в словах сочетания оло, оро.

-У вас на партах лежат карточки. Как называются слова, написанные на них? Работая в парах, вам нужно вставить пропущенные буквы в слова, подчеркнуть орфограммы.

Слова: Красная площадь, аккуратно, мороз, Россия, метро, Инна, погода, растение, сирень.

-Сверьте свои ответы с правильными ответами на слайде.

-Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте группы слов. В какой группе находятся однокоренные слова?

На слайде:

1 группа – город, города, городом;

2 группа – ягода, ягодка, ягодный;

3 группа – товарищ, друг, приятель.

-Объясните свой выбор. Почему слова в первой группе не являются однокоренными? Что вы можете сказать о словах 3-ей группы? Это родственные слова?

-Как называется общая часть родственных слов?

-Верно. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдем речь на нашем уроке?

-Правильно! Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова». (Слайд)

-Открывают тетрадь, записывают число, классная работа.

-Буквосочетание – оло

-Прописывают в тетради буквосочетание – оло

-Буквосочетание – оро

-Прописывают в тетради буквосочетание – оро

-Слова: волосы, сторона. Прописывают слова в тетради, чередуя их. Подчеркивают буквосочетания в словах.

-Словарные слова. Работая в паре, вставляют в слова пропущенные буквы

-Сверяют свои ответы с эталоном на слайде

-Однокоренные слова во второй группе (ягода, ягодка, ягодный)

-Объясняют свой выбор. Слова имеют общую часть - корень и сходны по смыслу.  В первой группе – формы одного и того же слова. В третьей группе не родственные слова, только близкие по значению.

-Корень

-Об однокоренных словах, о корне слова.

П-3, Р-2,3,4,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,3,

Л-2,3,4

4.Первичное восприятие нового материала

-Ребята, а что вы знаете об однокоренных словах?

-Запишите слова второй группы в тетрадь. Кто запишет эти слова на доске? (учитель вызывает одного ученика к доске)

-Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

-Ребята, а какое еще лексическое значение имеет слово «корень»?

-Посмотрите на слайд. Корень – это подземная часть растения. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

Корень – это начало, источник чего-либо.

-Как видите, слово «Корень» имеет много значений. Давайте узнаем, что такое «корень» в языкознании. Откройте учебник на стр.74.  Самостоятельно прочитайте правило, выделенное оранжевым цветом.

-Что такое корень? Что заключено в корне?

-В парах расскажите друг другу это правило.

-Выполним в учебнике на стр.74 упражнение 130. Прочитайте предложения, написанные в нем.

-Прочитайте первое задание. Что нужно сделать? (один ученик читает задание вслух)

-Какие однокоренные слова есть в тексте?

-Как вы определили, что это однокоренные слова?

-Объясните лексическое значение каждого слова. Что значит осиновый? Что такое осинник? Как вы думаете, чем отличается осинка от осины? Что такое подосиновик?

(Если ученики затрудняются ответить, учитель помогает)

-Прочитайте второе задание. (Один ученик читает задание вслух) Что нужно сделать?

-Кто выполнит это задание на доске? Остальные работают самостоятельно в тетради. (Учитель вызывает одного ученика к доске)

-Проверяем. Посмотрите на доску, правильно ли (имя ученика) выполнил (а) задание? Кто не согласен?

-Давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Я буду называть пары слов. Если эти слова однокоренные, то вы приседаете, если нет, то хлопаете в ладоши.

Пары слов: лес-лесной, береза - подберезовик, родная – родной, лось - лосенок, белка - белить, лист - лиса, вода - водяной

-Присаживайте, продолжаем работу.

-Давайте выполним задание под названием «Сажаем деревья». Первое выполним вместе, затем вы будете работать в парах. Посмотрите на доску. У дерева есть корень. Назовите его.

(На доску вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник)

-Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову лес, распределить их на ветках и выделить корень. Два человека выполняют это задание на доске, остальные выписывают однокоренные слова в тетрадь и выделяют в них корень.  (Учитель вызывает к доске 2-х учеников)

-Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ли выполнено задание? Все согласны?

-У вас на партах лежат конверты. Откройте их. (В конвертах лежат изображение дерева и карточки со словами:

Для 1-го ряда:

Гриб - грибок, грибник, грибница, гребёт, осина, грибной.

Для 2-го ряда: Бел-белка, бельчонок, белый, белочка, заяц, беличий, грибок

Для 3-го ряда:

Вод – вода, водяной, водичка, водитель, речка)

-У каждого ряда своя группа слов. Работая таким способом, вам нужно в парах выполнить задание.

-Проверяем. (Учитель спрашивает одного ученика с каждого ряда, задает вопросы, остальные проверяют, исправляю ошибки или дополняют) Какой корень у вашего дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Первый ряд, все согласны? Второй ряд, какой корень у дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Второй ряд, у всех так получилось? Третий ряд, какой корень имеет ваше дерево? Какие слова вы распределили на ветках? Все согласны?

-Молодцы!

-Однокоренные слова- слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

-Записывают слова: ягода, ягодка, ягодный. Один ученик работает на доске.

-Ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, выделяют корень – ягод.

-Одинаково

-Ответы детей

-Открывают учебник на стр.74. Читают правило

-Корень - главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-Рассказывают друг другу правило.

-Читаю предложения в упр. 130

-Один ученик читает задание вслух. Нужно найти однокоренные слова, объяснить их лексическое значение

-Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

-Слова имеют один корень, с одним и тем же значением.

-Ответы детей. Объясняют лексическое значение слов.

-Один ученик читает задание вслух. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень и подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму.

-Самостоятельно выполняют задание в тетради. Один ученик работает на доске.

-Ученики проверяют работу ученика у доски. При необходимости дополняют, исправляют ошибки.

-Выполняют физминутку.

-Корень – лес

-Два ученика работают на доске, остальные в тетради. Подбирают слова, распределяют их на ветках, выделяют корень.

-Ученики проверяют работу учеников у доски, исправляют ошибки, дополняют.

-Открывают конверты, знакомятся со словами

-Выполняют задание в парах

-Ответы детей. Учащиеся проверяют отвечающего, при необходимости дополняют, исправляют ошибки.

П-1,2, 3,4, 5,

Р-3,4,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,3,

Л-1,2,3,4

5.Закрепление новых знаний и способов деятельности

-Ребята, откройте учебник на стр. 75.  Выполним упр.132. Прочитайте слова. В какие группы можно объединить слова?

-Вам нужно найти однокоренные слова, записать их группами и выделить корень в словах. Выполните это задание самостоятельно.

-Сверьте ответы с правильными ответами на слайде.  (Слайд)

-Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.

-Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки.

-Поднимите руку, у кого 3 и более ошибок.

-Открывают учебник. Читают слова. Можно объединить однокоренные слова.

-Самостоятельно выполняют задание.

-Сверяют свои ответы с эталоном на слайде

-Поднимают руки

П-1,3,

Р-3,4,

К-1,2,3,

Позн-1,2,

Л-2,3,4

6.Подведение итогов

-Чему мы учились сегодня на уроке?

-Что такое корень?

-Какие слова называют однокоренными?

-Откройте дневник, запишите домашнее задание. Вам нужно выполнить в учебнике на стр. 74 упр.131

-Находить однокоренные слова, выделять корень.

- Корень - главная, значимая часть слова.

- Однокоренные слова- слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

-Записывают домашнее задание

П-2,4,

К-1,2,3,

Позн-1,

Л-2

7.Рефлексия

-Ребята, вам понравился урок?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке.

Предложения на слайде:

Мне было интересно…

Сегодня я узнал…

Я сегодня понял…

У меня получилось…

Мне было неинтересно…

Мне было трудно…

У меня не получилось…

Я не понял…

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

-Ответы детей.

-Ответы детей.

-Оценивают свою деятельность на уроке. Используя начало предложения, рассказывают о своих впечатлениях об этом уроке.

К-1,2,

Л-1,2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!

Слайд 2

1. Г ород , города, городом; 2. Я года , ягодка, ягодный; 3. Товарищ , друг, приятель.

Слайд 3

Корень слова. Однокоренные слова

Слайд 5

Чистота, чистить, чистый, чистенький Сказывать, сказка, сказочный Масло, масляный, маслить, маслице Побелка, белить, белый Звонить, звонкий, звон, звонок

Слайд 6

Мне было интересно… Сегодня я узнал… Я сегодня понял… У меня получилось… Мне было неинтересно… Мне было трудно… У меня не получилось… Я не понял…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...