Конспект урока по теме "Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект составлен по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 44.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Открытый урок по русскому языку во 2 «Б» классе.
Тема: «Чередование гласных звуков в корнях слов,
которое мы не видим на письме».
Учитель начальных классов: Бондарева Светлана Николаевна
2017 год
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».
Цели урока:
- создать условия для знакомства со словами, где гласный в корне будет чередоваться и составления правила проверки безударного гласного в корне слова;
- создать условия для воспитания умения работать в паре и группе;
- создать условия для формирования умений сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать собственное мнение.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся самостоятельно применять правило проверки безударных звуков в корне слова.
Метапредметные:
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами ;
коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: решение и постановка учебной задачи.
Средства обучения и оборудование:
- учебник «Русский язык» 2 класс (1часть). Автор: Н.А. Чуракова: под ред. М.Л. Каленчук;
- рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельной работы №1;
- сигнальные карточки с гласными буквами;
- карточки – задания;
- слайды мультимедийной презентации.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I.Организационный момент Цель: проверить готовность учащихся к уроку (психологический настрой) | Я желаю вам старанья Пониманья и желанья. Много нового узнать, Чтобы грамотно писать! Ребята, как называется наш урок? - Откройте рабочие тетради. Подпишите число, классная работа. | Приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку. Открывают, подписывают. | Рабочая тетрадь. ТПО. Учебник. Сигнальные карточки (конверт №1) Звёздочки (конверт№2). Ручка, карандаш. |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном этапе. 1)Минутка чистописания. | - Прочитайте записанные на доске слоги. Запишите их в тетрадь. - А теперь посмотрите внимательно и скажите какое слово здесь спряталось? - Ребята, а что такое ударение? - В ударном слоге гласный произносится отчётливо. Давайте произнесём это слово с ударением. - Ну, а сейчас пропишем это слово один раз. | Читают слоги. Записывают. - Спряталось слово ударение. - Выделение слога в слове силой голоса. - Произносят. Прописывают. | (Если затрудняются, помогаю). Слово закрыто, открываю. |
2) Постановка учебной проблемы. | - Ребята, послушайте загадку. - Много её – беда! Мало её – беда! Нужна она нам всегда, Больше, чем даже еда. (Вода). - Герои нашего учебника Миша и Маша тоже её отгадали. Слайд №1. -Миша написал – вада, А Маша – вода. - Кто же из них прав? - У нас возникли разные мнения. - Давайте произнесём это слово так, как написал Миша. - Какой звук мы слышим после звука( в)? - А теперь произнесём так, как написала Маша. - Какой звук слышим после звука в? - Что происходит с гласными звуками? (Если затрудняются, помогаю). - В слове вода слышим и произносим (а) и большинство людей произносят здесь звук (а), а также и все дикторы радио и телевидения. Но есть сёла и города, где произносят звук (о), например, Вологодская область. - Как же быть? (Карточка №1 – на доске). -Что надо писать, и кто прав из ребят? - Давайте произнесём слово вода с ударением. - Если это ударный звук, то какой звук на этом месте в слове(В…да)? - Ребята , подберите родственные слова к этому слову. (Карточка №2 – на доске). - Есть ли общая часть у этих слов? - Как мы её называем? - Значит, в какой части слова вода находится безударная гласная? | Отгадывают загадку. Дети высказывают свои мнения. - Произносят (вада). - Слышим звук а. - Произносят (вода). - Слышим звук о. - Гласные : о и а меняются, чередуются. - Произносят. - Безударный звук. - Подбирают родственные слова (водичка, водяной, водный). - Да, есть общая часть у этих слов. - Мы её называем корнем слова. - Значит, безударная гласная стоит в корне слова. | Использование ИКТ. Карточка №1: О В…ДА А Карточка №2: В…ДИЧКА В…ДЯНОЙ В…ДНЫЙ |
III.Сообщение темы урока. Постановка учебной цели. Цель: вызвать у учеников внутреннюю потребность включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации. | - Ребята, давайте сформулируем тему урока. Слайд №2. - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? | - Безударная гласная в корне слова. - Учиться проверять безударную гласную в корне слова. | Использование ИКТ. |
IV. Изучение нового материала. Цель: создать ситуативный момент для совместного анализа рассуждений учащихся. 1)Работа с учебником. | - Ребята, послушайте стихотворение: Если буква гласная Вызвала сомнение. Ты её немедленно Поставь под ударение! - А теперь развеем наши сомнения, давайте проверим безударную гласную в слове вода. Для этого поставим ударение в родственных словах и найдём слово, в котором гласная стоит под ударением в корне. - Что слышим в слове водный под ударением? - Значит, если в слове водный под ударением о, то в слове вода, какую букву надо писать. (Вписываю букву о на карточке №1). - Прочитайте правило на стр.122 в учебнике. - Запишите слово водный, поставьте ударение. ( Записываю на доске слово: водный). - Можно ещё проверить по- другому. Давайте изменим форму слова. (Записываю на доске: воды – вода). - Как мы сделали проверку? - Сколько способов проверки безударной гласной в корне слова мы обнаружили? - Какие способы, назовите. - Откройте учебники на стр. 123. - Ребята, давайте сравним наше правило с правилом в учебнике. - Итак, как можно проверить безударный гласный в корне слова? | - Слушают, затем вместе повторяют. - Выходит 1 человек, ставит ударение , находит слово, в котором гласная стоит под ударением (водный). - Слышим звук (о), пишем букву (о). - Надо писать букву о.
Читают правило. - Записывают в тетради, ставят ударение. - Подбирают форму множественного числа (воды). - Записывают в тетради, ставят ударение. - Подобрали родственное слово; изменили форму слова. - Два способа. - Называют два способа. - Дети читают правило – 2 способа проверки. - Нужно подобрать родственное слово; Изменить форму этого же слова, чтобы на этот гласный падало ударение. | |
Физкультминутка. Цель: восстановление физических сил. 2)Коллективная работа. | - Ребята, встаньте, давайте отдохнём. Встали, выпрямили спинки. И следите все за мной: Покачали головой. Руку правую подняли, Ею дружно помахали. Опустили, поморгали, Руку левую подняли, Ею дружно помахали. Опустили, поморгали. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Будто ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. На меня все посмотрели.
| - Дети встают и повторяют за учителем движения. | Конверт№1 (сигнальные карточки с гласными буквами а, о, е, и, я). Использование ИКТ. |
- Откройте учебник на стр. 124 упр. 92. - Прочитайте задание. - Это задание выполним с помощью сигнальных карточек. - Достаньте из конверта №1 сигнальные карточки, прочитайте первое слово и покажите нужную букву. - Какие способы проверки использовали? Словарная работа: Слайд №3 (слово водяной). | Дети читают и устно подбирают проверочные слова, используя способы проверки, показывают сигнальную карточку с гласной буквой. В…дяной – воды, З…ленный – зелень, Б…леет – белый. (Подобрали родственные слова). Ст…лы – стол, Ств…лы – ствол. (Изменили форму слова). | ||
V. Первичное осмысление и закрепление. Цель: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. 1)Парная работа. |
- А сейчас, ребята поработаем в парах. - Перед вами карточка, на ней записаны слова, с пропущенной безударной гласной в корне слова. Выберите среди данных слов проверочные слова, а остальные зачеркните. Проверяем (устно). -Какие способы проверки использовали? | Работают в паре, выполняют задание. Называют проверочное слово, говорят какую безударную гласную вставили. Называют способы проверки. | Каждой паре дана карточка со словами: Река – речка, речной, реки. Леса– лесок, лес, лесник. Моря – морской, море, моряк. Гора – гористый, горы, горный. Сова – совы, совушка, совиный. Пятёрка – пять, пятачок, пятый. |
Физкультминутка для глаз «Кот Леопольд». Цель:снятие напряжения и усталости с глаз. | Слайд №4. - А сейчас пришло время уделить внимание своему здоровью. Я вам предлагаю физкультминутку для глаз. Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за предметами. | Учащиеся следят глазами за движущимися объектами на экране. | Использование ИКТ. |
2)Индивидуальная работа. | Самостоятельная работа. - Откройте тетради для самостоятельной работы №1 на стр. 40 упр.48. - Прочитайте задание. 1 вариант – 1 столбик; 2 вариант – 2 столбик. Проверка – устно (по цепочке). | Открывают тетради. Читают задание. Выполняют задание. Проверяют (по цепочке). | |
3) Групповая работа. 4) «Работа корректора» | Стр. 123 упр. 91(учебник). - Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. - А теперь проверяем. Слайд №5( картинки: лиса, лес, сама, сом, запевать, запивать). - Один ученик второго класса Ошибкин отдыхал летом в деревне у бабушки. И вот он решил написать письмо маме. Но Ошибкин не дружил с безударными гласными, поэтому в его письме оказалось немало странностей. Он разрешил показать вам это письмо. У бабушки летом хорошо. Я купался в рике. После даждей я хадил в лисок за гребами. - Исправьте ошибки, которые допустил Ошибкин Дети получают в печатном виде карточку с письмом Ошибкина и простым карандашом исправляют ошибки Проверка На экране правильный вариант. Оцените себя Кто справился с этим заданием – Кто пропустил 1-2 ошибки – Кто пропустил больше ошибок – | Читают задание, обсуждают, выполняют. Выходит 1 человек от группы. | Карточки: 1 группа Задание. Прочитайте словосочетания, вставьте и или е. Обоснуйте свой выбор. Хвойные л…са, рыжая л…са. 2 группа Вставьте а или о. Выполнила задание с…ма, поджарила крупного с…ма. 3 группа Вставьте о или а. Б…чок для мусора, лечь на б…чок. Использование ИКТ. |
VI. Домашнее задание. Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися. | С. 124 упр. 93 (учебник), задания по выбору из тетради для самостоятельной работы № 1 с.39 упр.46,47 по выбору. | Записывают домашнее задание. | Задание на доске. |
VII. Итог урока. Цель:обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения. | - Итак, ребята, скажите как проверить безударную гласную в корне слова? - А сколько способов проверки безударной гласной в корне слова? -Давайте оценим нашу работу и и поставим оценки тем. Кто сегодня активно работал на уроке. | - Нужно подобрать проверочные слова. - Два способа проверки: 1. Нужно подобрать родственное слово. 2. Изменить форму этого же слова, чтобы на этот гласный падало ударение. | |
VIII. Рефлексия. Цель: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. | - Посмотрите на доску, там у нас солнышко,но оно не светит,так ка у него отсутствует что? (лучи).Так вот мне хочется вам сказать, чтобы учение не было для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся лучами солнца, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Выберите соответствующий луч - если вам было интересно и легко на уроке, возьмите красный (самый яркий); - если иногда были трудности, сомнения– жёлтый; - если не разобрались в теме – синий. - Посмотрите сколько много красных лучей. Я надеюсь, что этот урок для вас был интересным и познавательным. Спасибо всем за работу! | Дети приклеивают лучи. Выходят к доске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"
Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....
Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - конспект
Урок русского языка во 2 классе по УМК"Перспективная начальная школа"...
Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация
изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...
Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация
изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...
Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме
Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме. 2 класс по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...