Урок по русскому языку "Гласные звуки и буквы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Макарова Рина Александровна

Цель: закрепить знания гласных звуков и букв.

Тип урока: Закрепление

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Личностные  Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 3 классе по русскому языку

Тема урока: Гласные звуки и буквы

Цель: закрепить знания гласных звуков и букв.

Тип урока: Закрепление

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Личностные  Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели 

Ребята,  у вас на партах лежат три облачка:  ярко – голубое  означает ваше  отличное настроении, бледно – голубое –  хорошее  и серое – плохое. Покажите то облачко, которое подходит вашему настроению.          

- Я рада, что у большинства из вас отличное  настроение.  Надеюсь, к концу урока отличное  настроение будет у всех.

Минутка чистописания.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

-Какая буква дана для прописи? (А)

Дайте характеристику этому звуку.

- Посмотрите на экран. Вспомним элементы написания буквы.

- Давайте пропишем  букву А. Не забываем о  правильной осанке при письме.

- Ребята, а теперь обратите внимание, на партах у вас лежат оценочные листы.

Вы в  течение урока на разных видах деятельности  будете себя оценивать по пяти балльной системе.

2. Актуализация знаний.

- Скажите, пожалуйста, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

(мы изучали тему «Однокоренные слова»)

- Какие слова называются однокоренными?

(Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень, с одним и тем же значением, например, береза – березка)

- Сейчас мы проверим, умеете ли вы находить однокоренные слова: на партах у вас  лежат карточки,  на которых написаны четыре ряда слов. Ваша задача – внимательно прочитать слова. В  каждой группе слов найти лишнее слово и подчеркнуть его, у однокоренных слов выделите корень. Работаете самостоятельно.

Работа по карточкам

1). Белка, белый, белить.
2). Вода, водить, водяной.
3). Свет, краснеть, светить.
4). Лес, песок, лесник.

На выполнение работы отводится 3 минуты.

- Давайте проверим ваши работы: Читаем по одной строчке, по желанию.  Ученик прочитывает группу слов, называет лишнее.

(Белка, белый, белить. Лишнее слово – белка, слова белый и белить – однокоренные, корень бел)

- Вы все молодцы, справились с заданиями. Оцените себя в оценочном листе «Однокоренные слова»

3. Самоопределение к деятельности.

На экране записаны буквы:

у,  м, а, ы, о, э

Найдите лишние буквы, докажите (м – обозначает согласный звук). Щелчок

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О гласных звуках и буквах)

Тема нашего урока «Гласные звуки и буквы» (запись на доске - открывается)

- А какая же цель будет нашего урока?

Цель: закрепить знания гласных звуков и букв.

- Ребята, а какие задачи мы будем решать на уроке?

Задачи: 1) различать  звуки  и буквы

                2) учить распознавать ударные и безударные звуки

                3) находить  орфограммы в словах

                4) развивать зрительно – слуховое внимание

4.  Работа по теме урока

1) Беседа (отвечают на вопросы)

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается звук от буквы? ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем).

Сколько  в русском языке гласных букв? ) (10) , а сколько же тогда гласных звуков? (в русском языке 6 гласных звуков).

- Давайте вспомним, что мы еще знаем о гласных звуках и буквах?

2) Работа по учебнику

- А теперь открываем учебник, на странице 63 рассмотрим таблицу «Гласные звуки» и сравним её с нашими ответами. (Один читает вслух).

- Ребята, мы все отметили признаки гласных звуков и букв? (ответы детей)

5. Закрепление изученного материала

- Выполним упражнение 113 . Работаем по цепочке: ученик читает слово, выполняет задание, записывает слово на доске (остальные в тетрадях), затем выходит следующий…

Рассуждаем так: ВОЛНА – пишем букву О, проверочное слово ВО’ЛНЫ.

Слово записываем, вставленную буквы подчёркиваем простым карандашом одной чертой:

Волна, …(7 слов)

- Ребята, какой вывод можно сделать по этому упражнению? (мы с вами вспомнили о том, как проверить проверяемую безударную гласную в корне слова)

Ребята, оцените себя в оценочном листе «Упражнение 113»

Физкультминутка

- А теперь немного отдохнём. Все встали,  повторяем движения. Садимся.

Словарная работа

Посмотрите на слайд, перед вами 2 ребуса, в этих ребусах спрятались слова, отгадайте их (отгадывают ребусы)

- Ребята как мы можем назвать одним словом эти предметы? (овощи)

- Запишите эти слова в столбик и найдите к ним проверочные слова (дети ищут, но не находят).

- Получается найти проверочные  слова? (нет)

- Попробуйте найти эти слова в орфографическом словаре. Нашли?

- Какие это слова? (Это словарные слова).

-Поставьте ударение в словах. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить. Какие мы буквы выделим? (в слове огурец гласную «о», в слове помидор – гласные «о» и «и». - Давайте сделаем вывод: какие это гласные? (непроверяемые безударные гласные).

- Ребята, а знаете, как появилось слово «помидор»? (нет)

- Предлагаю послушать Фонарёву Диану. (Заслушивание проекта)

Верите не верите,

Мы родом из Америки!

В сказке мы – синьоры,

А на грядке - помидоры

Знаешь ли ты, что у меня два имени: помидор и томат?

Моя Родина – Южная Америка. Там меня величали томат, что значит «Большая ягода». Это моё первое имя.

Плоды у меня были жёлтые, мелкие, похожие на яблочки. Их первыми увидели итальянцы и дали название «помидор», что означает «золотое яблоко.

Немцы называли помидор «райское яблоко».

Французы «яблоко любви».

Интересно, что долгое время помидор считался ядовитым и выращивался только для красоты в садах, на клумбе, как цветы.

Наконец, нашёлся такой смельчак – португалец, отведал он мои золотистые плоды и стал  всем советовать: ешьте, не бойтесь, вкусные, полезные. Так началось моё переселение в огород.

 В 18 веке помидор появился в России!

Жители города Каменка – Днепровская на Украине  установили  памятник «Слава Помидору!»

Выращивание томатов является основным занятием жителей этого города.

Сегодня томат  - один из самых популярных овощей в мире.

-Спасибо, Диана.

- Продолжим работу со словарными словами.

- Составьте из данных слов предложения. Запишите одно предложение. Прочитайте предложения, которые у вас получились.

- Молодцы, оцените себя « Словарные слова».

Работа по вариантам

- Ребята, а теперь вы будете работать по вариантам.

Р…ка, тракт…р, р…кета, к…вёр, п…года, м…сной,  пш…ница,  стр…на, м…лина, к…рмить, л…сной, …льбом.

Вариант 1. Ваше задание: Выписать слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить.

Вариант 2. Ваше задание: Выписать слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

Задание понятно? Начинаем работу.

Время окончено, давайте проверять. Поменяйтесь тетрадями с соседом.

 Смотрим на экран и проверяем работу.  Если нет ни одной ошибки - ставьте пять. Если есть одна или две ошибки - ставьте четыре. Если больше двух - ставьте три. Обменяйтесь тетрадями обратно.

-А теперь вы поставьте  себе в оценочном листе оценку «Работа по вариантам»

- Я думаю, что вы согласитесь с оценкой соседа?

Ребята, скажите мне, пожалуйста,  Каким алгоритмом мы пользовались, когда проверяли гласную букву? Кто мне расскажет?

 Спасибо.

Вы все большие молодцы.

6. Итог урока. Рефлексия

 - Давайте подведем итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что у вас лучше получалось на уроке?

- С какими трудностями вы встретились на уроке?

- Что нового мы узнали на уроке?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

А сейчас мы должны определить знатоков темы « Гласные звуки и буквы».

Ими стали ребята, которые набрали 19-20 баллов, вы получаете оценку «5», Те, кто набрал. Те, кто набрал   15 - 18   , получают оценку 4. Ну, а кто набрал  меньше  15                               баллов, ставите оценку 3.

- А теперь покажите, какое у вас  настроение к концу урока.

Домашнее задание упр. 116.  

Спасибо вам, ребята, за работу. Урок окончен!

пасибо вам, ребта, за работу! Урок окончен.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задания

Оцениваю свою работу

  1. Однокоренные слова

  1. Упражнение 113

  1. Словарные слова

  1. Работа по вариантам

Критерии:

Работал (а)  отлично - 5

Работал (а)  хорошо - 4

Не всё получилось - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...

Урок по русскому языку( письмо)в 1 классе по теме: «Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки»

Урок по русскому языку( письмо)в  1 классе по теме: «Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки»...

Конспект урока по русскому языку: "Звуки [р], [р’], буквы Р, р." 1 класс

Звуки [р], [р’], буквы Р, р. 1 класс. Азбука Н.Г.Агаркова...

Урок по русскому языку. Звуки и буквы. 2 класс

Урок по русскому языку. Звуки и буквы. 2 класс. УМК "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Звуки и буквы»Цели деятельности учителя: формирование распознавания и различие звуки и буквыПланируемые результаты:Предметные: -знать основные единиц...

Технологическая карта урока по русскому языку «Звук и буква [Г,г]» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития речи, логического мышления, памяти.Дидактические:- знать, какие бывают звуки;- ум...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.  Цель: обощить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, развивать письменную ...