Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Качурина Ирина Николаевна

Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии  деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока93.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Непроизносимые согласные в корне  слова.

Цели:

 Деятельностная цель:

 - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;

Содержательная цель:

 - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными;

Задачи:

 - формировать умение правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

- составить  алгоритм правописания непроизносимых согласных;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;

 - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру  учебного труда.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, компьютеры  для учащихся, сигнальные карточки, презентация к уроку «Непроизносимые согласные», тренажёр «Хитрые буквы», аудиозапись, 1С: Образовательная коллекция  «Полезные уроки.  Русский язык за 10 минут в день. 3 класс»,  мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс»

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Я рада вас видеть. На улице холодно и  неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Давайте вспомним летние прогулки по  лесу.

Пальчиковая гимнастика.

С ветки ягодки снимаю.

Их в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко,

Я поем ещё чуть-чуть.

Лёгким будет к дому путь.

Вы согрели свои ладошки? Теперь  всё у нас получится замечательно!

2. Чистописание. Слайд № 2.

 - Посмотрите, какой узор сплёл паучок.  На какие буквы он похож? (В, д, л, т).

-Определите порядок букв в цепочке. (Вдлт  Влтд …)

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки)

(Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

2. Актуализация опорных знаний. Слайд № 3.

 - Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Внезапно начался шторм. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.

арбуз          берёзка

хлеб             травка

ветер             съел

 (Дети записывают слова, подбирают проверочные слова и  выделяют орфограммы)

- Назовите «лишние слова».

- Какие орфограммы встретилась в словах?

- Как проверить слова с парной  по глухости-звонкости согласной в корне?

-  Обозначьте задание к выполнению. (Записать слова с проверочными словами)

3. Изучение нового материала. Слайд №4

- Море  успокоилось, и на горизонте показался остров.

- Поприветствуем остров. Каким  словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)

- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)

- Посмотрите на слова, что необычного в них?

- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте  и последите за их написанием.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце»,  «радостно», «сердце»?

- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся,  но не произносятся?

- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».

- В какой  части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).

- Какова тема нашего исследования?

4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:  

Слайд № 5

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

(Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

- Что вы узнали из сказки?

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

На интерактивной доске запись:

здравствуй –

солнце –

радостно –

сердце –

прекрасный -

- Обозначьте задание к выполнению. ( Подобрать проверочные слова)

 - Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

(с каждым словом работает отдельный ребенок)

- Объясните свой выбор. 

- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника. 

- Всегда ли в стечениях согласных в  корне слова  пишется непроизносимая согласная?

Чтение правила по учебнику на странице  28.

- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах)

- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

5. Реализация проекта. Слайд № 6. 

Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами здравствуй, солнце, радостно, сердце.

(Здравствуй – в слове «здравствуй» в корне есть стечение согласных «вств», подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «здоровье».

Солнце - в слове «солнце» в корне есть стечение согласных «лнц». Подберу проверочное слово,  чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «солнышко».  Аналогично работают  с другими словами.)

- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Есть ли в слове непроизносимая согласная?)

- Дальше что будем делать, на что  смотреть?

Алгоритм получается следующего вида: 

(После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.)

Физкультминутка для глаз.

6. Первичное закрепление с проговариванием.

(Задание выполняется на доске)

- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

Звёз…ное небо, ус…ный журнал, извес…ный писатель, ярос…ный крик.

(Дети записывают слова и выделяют орфограмму)

7. Физкультминутка.

- Отдохнём и подумаем. Не торопитесь, будьте внимательны!

(Я называю слова.  Дети подпрыгивают, если слово с непроизносимым согласным, или стоят на месте, если нет непроизносимого согласного).

Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный, вкусный.

8. Словарная работа. Слайд  №  7.

- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас.

1) Как называется ряд ступенек, идущих вверх и вниз? (Лестница)

- Есть ли в слове непроизносимая согласная? Как проверим? Если слово проверить нельзя, а написать надо правильно, что надо сделать? (Посмотреть по словарю)

2) Скоро Новый год. Это весёлый … (праздник)

3) Страх, гнев, испуг, счастье – это … (чувство)

(Дети записывают словарные слова в тетрадь)

9. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (ТПО).

- Ребята, Нюша  уже выполнила  задание  № 1.  Вот что у него получилось: 

Слайд № 8. 

 - Давайте проверим выполненное задание. (Нюша ошиблась. Слово местечко тоже является проверочным).

(Задание № 2-4 дети выполняют самостоятельно. Самопроверка по образцу. Оказание помощи товарищам.)

ТПО

1. Прочитай слова. Выполни задание.

Место, местечко, местность, местный.

А) Данные слова однокоренные?

да                       нет

Б)  Подчеркни слова с непроизносимой согласной.

В) Обведи проверочные слова

2. Вставь пропущенную букву в слове грус...ный. Объясни свои действия.

Решение. Слышу в корне опасное сочетание согласных ___. Подбираю однокоренное слово, в котором после непроизносимого согласного стоит гласный или опасное сочетание находится в конце, например: ___________. Слышу согласный звук [_] отчётливо. Пишу согласную букву__ в опасном сочетании: ГРУС...НЫЙ.

3. Есть ли непроизносимая согласная  в  слове мес...ность? Объясни свои действия.

Решение. Слышу в корне _______________________ согласных ___. Подбираю ________________ слово, в котором опасное сочетание находится в конце, например: ___________.  Слышу согласный звук [_] отчётливо. _____________________ согласную букву в опасном сочетании:

                                  (Пишу, не пишу) 

МЕС...НОСТЬ.
4. Буква т пишется в
  слове трос...ник или чудес...ный ? Объясни свои действия.

Трос…ник. Подбираю однокоренное ___________, например: _____________________. __________________ согласный звук [_]

                                                                       (Слышу, не слышу)

отчётливо. _____________________ согласную букву__ в опасном

                                        (Пишу, не пишу)

сочетании: ТРОС...НИК.

Ответ: ___________________

- О какой орфограмме мы говорим на уроке? (Непроизносимая согласная в корне слова)

- Как работает наш алгоритм? ( Помогает пошагово проверить написание слов с непроизносимыми согласными)

- Всегда ли в стечении согласных  пишется непроизносимая согласная?

8. Работа в парах на компьютерах.

- Я предлагаю вам выполнить задание  на компьютерах, но не забывайте, что работаете вы в парах.

А) Первый ряд  работает с тренажёром «Полезные уроки».

1С: Образовательная коллекция  «Полезные уроки.  Русский язык за 10 минут в день. 3 класс». Раздел «Части слова», тема «Непроизносимые согласные», режим работы «Учёба».

- Вставьте, где надо, согласную букву. Щёлкай там, где нужна буква.(2 слайда один ученик, 2 слайда другой)

Частный, узники, упразднённый, безрадостный, сквознячок, капустный, лестничная, выяснять и др.

Б) Второй ряд  работает с тренажёром «В, Д, Л, Т».

-Вставьте пропущенные буквы.

- Над какой орфограммой вы работали?

Фронтальная работа с классом.

Задание №12  из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс». Урок 02. Корень слова. Орфограммы в корне слова.

А) Выдели слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки.

Солнце, осина, звёздный, трава, вестник, чувство, участь, красный, яростный, сердце, бесчувственный, опасность, тесный, праздник.

Б) Выдели в словах буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.

Солнце, звёздный, вестник, чувство, яростный, сердце, бесчувственный, праздник.

8. Рефлексия.

- Какую проблему исследовали на уроке?

- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (рис.1, 2,3)

Слайд № 9.

Рис. 1.

Я усвоил всё.

Рис. 2.

Я понял, но не всё.

Рис. 3.

Я не усвоил материал.

8. Домашнее задание.

- Выучите словарные слова с непроизносимыми согласными в корне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Конспект урока на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода), самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по пра...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

урок русского языка "Согласные в корне слова 2 класс"

урок русского языка   "Согласные  в корне слова 2 класс"...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, Ирина Николаевна!