Технологическая карта для урока русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данная технологическая карта разработана для урока русский язык 4 класс УМК "Перспектива". Тема урока: Правописание соединительных гласных в сложных словах. В данной тех. карте указаны образовательные технологии, которые помогут более чательно и безошибочно провести урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1_tehnologicheskaya_karta_s_tehnologiyami.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. участника: Заздравных Анастасия Павловна
Тема урока: Правописание соединительных гласных в сложных словах
Класс: 4Е
Цель урока: формирование представления о способе словообразования сложных слов с помощью сложения двух корней и соединительной гласной.
Задачи урока
Дидактические: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. организовать деятельность учащихся по изучению способов образования сложных слов; организация деятельности учащихся по формированию УУД;
Развивающие: развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, совершенствовать умение классифицировать слова с орфограммой в корне, приставке, суффиксе.
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка.
Ресурсы урока: презентация, учебник, тетрадь для работ.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Организационный этап. Развивающего обучения, проблемного обучения | Настроить детей на работу. | Словесный, диалогический | Приветствие детей. Подготовка к уроку. Приложение 1 | Приветствие учителя. Подготовка к уроку. | ф | презентация | предварительный | Уметь вычленять главные слова. | Р - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К- слушать мнение одноклассников. | ормировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. ормировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. ормировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Умение самоопределяться. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Развивающего обучения, исследовательской деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Поставить цель, помочь сформулировать задачи урока. | Словесный, практический, диалогический. | Работа со словами у доски, подведение к новой теме урока, проведение транскрипции слова, вопросы подводящие к озвучиванию темы урока. Приложение 2 | Отвечают на вопросы учителя. Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. - Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука - Звуков меньше, чем букв. - Мягкий знак звука не обозначает? -Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце. - [ж], [ш], [ч’], [щ’]. - Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв. - е, ё, и, я, ю - [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые. - Мышеловка. | ф | презентация | текущий | П- строить логическое рассуждение. К- слушать мнение одноклассников. | ормировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. ормировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. ормировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Умение самоопределяться. | |
Актуализация знаний. Развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ. | Вспомнить ранее полученные знания. | Словесный, практический. | Объяснение нового материала, по средствам вопросов, помогающих правильно ответить. Чтение правила на странице учебника Приложение 3 | Отвечают на вопросы учителя, связанные с задачами урока. Записывают слова в тетрадь. | И Ф | Презентация, учебник. | текущий | Уметь применять полученные знания | П- проявлять интерес к учебному процессу. Р- уметь устанавливать алгоритм действия. К- взаимодействовать в детском коллективе. | Способность формулировать свою точку зрения. |
Первичное усвоение новых знаний. Развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ | Усвоить новый материал с применением учебника. | Словесный, объяснение, практический. | Подготовка задач, связанных с темой урока, используя меж предметные связи с уроком математика. Объяснение соединительной гласной в корне слова. Проведение физминутки. Объяснение правил написания соединительных гласных в сложных словах. Приложение 4 | Решают задачи связанные с темой урока, записывают получившиеся слова в тетрадь объясняя написание соединительной гласной в слове. | Ф, И | презентация | текущий | Умение пользоваться материалом текста и применять к нему знания. | П- проявлять интерес к учебному процессу. Р- выстаивать алгоритм действия. | Умение работать и доски и защищать свою точку зрения. |
Первичное закрепление. Развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательской деятельности | Усвоение информации полученной на ранее изученных уроках. | Практический, словесный. | Подготовка заданий из учебника, закрепляющие материал урока. Помощь при выполнении заданий и возникающих трудностей. Приложение 5 | Выполняют задания из учебника, задают вопросы учителю при появлении трудностей в задании. | И, Г | презентация | текущий | Умение пользоваться материалом текста и применять к нему знания. | П- проявлять интерес к учебному процессу. Р- выстаивать алгоритм действия. К- взаимодействовать в детском коллективе. | Умение работать и доски и защищать свою точку зрения. |
Первичное повторение. Развивающего обучения, проектная технология, исследовательской деятельности, ИКТ | Самостоятельно отработать умение полученные на уроке. | Словесный, практический. | Игровой метод закрепления темы с помощью загадок про животных в названии которых имеется соединительная гласная. Подведение итогов урока. Приложение 6 | Отгадывают загадки, которые читает учитель, записывают название животных в тетрадь. Подводят итоги урока. | И | Раздаточный материал | текущий | Умение применять полученные знания изученного материала | Р- выстаивать алгоритм действия. К- взаимодействовать в детском коллективе. | Умение работать с раздаточным материалом самостоятельно, доказывать свою точку зрения. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательской деятельности | Умение работать с дневником | Запись домашнего задания в дневник | Объясняет выполнение домашнего задания. Домашнее задание: с. 109 упр. 193. Если кто-то хочет дополнительный бал к домашнему задание, то найдите три загадки, где отгадкой будет являться сложное слово и запишите их в тетрадь. | Записывают задание в дневник. | Фронтальная | Учебник | Самоконтроль | Перерабатывают полученную информацию, делают выводы | Р- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала К- формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Понимают значение знаний для человека и принимают его. |
Рефлексия/подведение итогов занятия. Технология формирования ключевых компетенций | Выявить уровень усвоения материала. | Словесный. | Проведение рефлексии. Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу: Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами. Всем спасибо за урок. | Подводят итоги урока. Выполняют требования учителя. | ф | - | текущий | Умение пользоваться материалом текста и применять к нему знания. | П- проявлять интерес к учебному процессу. Р- выстаивать алгоритм действия. К- взаимодействовать в детском коллективе. | Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. |
Приложение 1:
-Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы
будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения
Приложение 2:
На доске слова:
мышь мышь
мыши мышка
мышью мышонок
мышеловка
мышиный
мышковать
- Что вы можете сказать о словах первого столбика?
- Докажите.
- Что можете сказать о словах второго столбика?
- Докажите.
- Что такое корень?
- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь
- Что заметили?
- Почему?
- Зачем пишем «Ь»?
- Назовите все шипящие звуки русского языка.
- Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?
- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?
- Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?
- Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?
- Почему?
- Как называются слова, имеющие 2 корня?
Вы догадались какая тема нашего урока?
Приложение 3:
- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?
- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?
- Что такое соединительная гласная?
- Почему возникла трудность?
- Кто написал с буквой «о»?
- Кто написал с буквой «и»?
- Кто написал с буквой «е»?
- Кто написал с буквой «ы»?
- Кто написал с другой буквой?
- Почему выбрали именно эту букву?
-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?
- Почему? В чём проблема возникла?
- Какую задачу мы должны с вами решить?
Как называются эти слова? (Сложные слова)
- Как вы думаете, почему они так называются? Откройте учебник на с. 109, прочитайте узелки на память.
Приложение 4:
- Разберемся в происхождении слова сложный. Решите две задачки.
КАПУСТА – АП – А = ?
ПОЛЕ +ВОД = ?
ВОДА – А + ПАД = ? (водопад)
БЕЛЫЙ – ЫЙ + О + СНЕЖОК – О + А = ? (белоснежка)
Как получилось слово куст?
Как получилось слово полевод?
Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов? (Соединительная.)
Физкультминутка
Правило при написании соединительных гласных
- соединительная буква «е» пишется
1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);
2) после шипящих (пешеход, пищевод);
3) после «ц» (овцебык);
- соединительная буква «о» пишется:
после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).
Приложение 5:
А теперь откройте учебник на с.109 упр.192.
Какие соединительные гласные пишут в сложных словах?
Давайте ещё раз прочитаем правило в рубрике «Узелки на память.»
Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой?
Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге)
Сейчас выполняем упражнение с.109 упр.193, один у доски остальные в тетради. Прочитайте получившиеся предложения.
Приложение 6:
- Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:
- Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.
- Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота
- Молодцы!
(Появляется картинка с изображением землеройки.
(Слайд 11)
Млекопитающее с окаменелым панцирем,
обитающее в Америке.
- Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)
(Слайд 12)
Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).
- Верно! (Появляется картинка.)
- А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.
(Слайд 13)
Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.
(Слайд 14)
Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.
(Слайд 15)
Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.
- Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:
утконос
меченосец
носорог
Рекомендации: -
Анализ: урок по типу - урок систематизации и обобщения полученных знаний. Урок построен в соответствии с ФГОС. На уроке будет использована наглядность для активизации познавательной активности обучающихся. Тщательно продуманы этапы урока, составлены задания, подобраны вопросы, использованы различные приемы активизации учащихся. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности. Учебная информация будет привлекательна для обучающихся. Данный урок направлен на формирование интереса к предмету, на формирование коммуникативных качеств учащихся, с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровье-сберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, исследовательская. Цели урока достигнуты.
Оценка: 5 (отлично)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний
Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний; ЦельНаучить школьников ...
Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».
Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.
Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные....
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...
Технологическая карта к уроку русского языка, 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема урок: Правописание сочетаний ча, ща, жи, ши.
Тип урока: закрепление изученного материала...
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....