Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Евстахова Альфия Наильевна

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и  «что?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_na_konkurs.docx23.64 КБ
Файл na_otkr_urok_3_kl_rya.pptx2.17 МБ
Файл samoanaliz.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Зеленянская Альфия Наильевна,

учитель начальных классов

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и  «что?»

Цели: ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи:

Предметные:

- познакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного;

- познакомить с признаками имени существительного;

- развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

- формировать умение принимать учебную задачу и уметь ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- расширять словарный запас.

Личностные:

- воспитывать понимание важности изучения русского языка;

- воспитывать любовь, уважение к русскому языку;

- воспитывать любовь к природе, родному краю.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма:  урок-путешествие.

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс 2 часть; мультимедийный проектор; карточки с материалом для урока.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего отношения и бережного отношения друг к другу!

Нам сегодня предстоит непростое приключение. Мы отправимся в путешествие по неизведанным местам. Нам необходимо помочь нашему знакомому в поисках сокровищ! Угадали, кто это? (Джек Воробей). Правильно! Отправляемся!

  1. Актуализация опорных знаний

Станция 1. «Знаешь ли правило?»

Для начала нам необходимо запастись знаниями, не можем же мы отправиться в путешествие, не зная правила! Итак, кто скажет мне, что мы уже знаем об имени существительном?

Составление кластера «Имя существительное»

Часть речи, обозначающая предмет

Отвечает на вопросы кто? что?

Одушевленные и неодушевленные

Женский, мужской и средний род

Единственное и множественное число

  1. Словарная работа. Станция 2.

Фронтальная работа.

Кораблю нужна дозаправка! Наполните эти две бочки необходимым топливом. Для этого вам необходимо разложить слова в свою бочку.

Мы с вами вспомним словарные слова.

Показываю картинку, называем что это.

Петух, месяц, собака, малина.

Посмотрите внимательно на наши слова: на какие 2 группы можно разделить их? /Одушевленные  и неодушевлённые/

- Назовите одушевленные?/Петух, собака, солдат/

- Назовите неодушевлённые?/Месяц, малина/

- На какие они вопросы отвечают?/кто? Что?/

- Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока? /Имена существительные, отвечающие на вопрос: кто? Что?/

Познакомимся со значением слова «СОЛДАТ»

-Слово «солдат» – итальянское слово, произошло от итальянского soldo- жалованье.

 Первое значение – рядовой военнослужащий, первоначально вольнонаёмный. (Служить в солдатах).

Второе значение – крупный муравей с большой головой и сильными челюстями, в муравьином сообществе несущий функции нападения и защиты от врагов.

- Давайте определим, какой частью речи являются слова?  /существительные/

- Какая часть речи называется существительным?

Станция 3. Работа на карточках.

(Работа в парах)

-Ребята, давайте попробуем составить предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой

Костя идёт по широкой улице.

 -Мы с вами прочитаем его,  назовите слова, в которых есть правило, орфограммы. Запишите предложение, выделите орфограммы карандашом.

 

-О ком говорится в этом предложении?

-Возьмите линейки и подчеркните главные члены предложения. Давайте определим, какой частью речи является подлежащее (Костя) и на какой вопрос отвечает? /кто?/

Обратите внимание, что существительное имеет еще один признак. Какой можно сделать вывод? /имена собственные пишутся с заглавной буквы/

  1. Физминутка.

Если вы услышите существительные, отвечающие на вопрос кто? – поднимаете руки вверх и тянитесь на носочках, если услышите существительное, отвечающее на вопрос что?- садитесь на корточки. Будьте внимательны!  

Слова: ПАРТА, МАТРОС, КАРАНДАШ, КОШКА, ХУДОЖНИК, ЛИНЕЙКА, ЗМЕЯ, ножницы, часовщик, черепаха.

  1. Выборочное письмо с последующей проверкой.

Упражнение 9 стр. 9 в учебнике.

1 вариант  –  одушевленные.

2 вариант –  неодушевленные.

Давайте сделаем вывод…

  1. Самостоятельная работа

Работа с перфокартой

- Ну, а теперь Джек Воробей предлагает вам такое задание: на слайде написаны имена существительные. Вам надо записать в столбики только вопросы, на которые они отвечают.

Кто?

Кто?

Кто?

мышка, девочка, ёж

 

Кто?

Что?

Что?

кошка, мяч, берёза

Кто?

Кто?

Кто?

солдат, матрос, капитан

Что?

Что?

Кто?

книга, фломастер, бабочка

Кто?

Кто?

Кто?

заяц, ласточка, воробей.

Давайте проверим.

Как вы определили одушевленность и неодушевленность существительных?

Продолжаем работать по теме  нашего урока.

-Какое сейчас время года?/зима/

-Придумайте группы существительных на тему зима.

- На какой вопрос отвечают ваши существительные?/что?/

-Придумайте слова связанные со  словом  снег. /Ребята предлагают свои варианты/

- А теперь назовите существительные, отвечающие на вопрос кто?/снегирь/

Сколько месяцев длится зима?

Дети: - Три.

У. – В каком порядке наступают зимние месяцы?

Этот месяц год кончает, а зиму начинает.

Декабрь

Этот месяц году начало, а зиме середина.

Январь

Месяц этот всех короче, и короче стали ночи.

Февраль

Итог урока. Рефлексия. Станция 6.

Слайд 6

- Я понял, что …

- Было интересно …

- Было трудно …

- Мне захотелось …

- Я научился …

Выберите смайл, оцените себя.

Домашнее задание. Станция 7.

Слайд 7.

Упражнение 11.

Составить синквейн со словом «смельчак».

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 


Как составить синквейн?

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Как составить синквейн?

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Как составить синквейн?

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Как составить синквейн?

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Как составить синквейн?

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Как составить синквейн?

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Как составить синквейн?

1 строка – смельчак

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.

Карточка. Составьте из данных слов предложение.

по, Костя, улице, идёт, широкой, города, своего.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе

Слайд 2

Пятнадцатое января. Классная работа.

Слайд 3

Слово «солдат» – итальянское слово, произошло от итальянского soldo - жалованье. Первое значение – рядовой военнослужащий, первоначально вольнонаёмный. (Служить в солдатах). Второе значение – крупный муравей с большой головой и сильными челюстями, в муравьином сообществе несущий функции нападения и защиты от врагов.

Слайд 4

Работа с перфокартой З апишите к существительным подходящие вопросы мышка девочка ёж кошка мяч берёза солдат матрос капитан книга фломастер бабочка заяц ласточка воробей

Слайд 5

Проверим себя! кто ? кто ? кто ? кто ? что ? что ? кто ? кто ? кто ? что ? что ? кто ? кто? кто? кто?

Слайд 6

Выберите необходимый смайлик: Если вам понятно, как пользоваться правилом! Если вы затруднялись в выполнении некоторых заданий. Если вы ничего не поняли в течение урока.

Слайд 7

Домашнее задание: Упр. 11, Составить синквейн



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка по теме:

«Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и  «что?»

в 3 классе, разработанный и проведённый учителем начальных классов МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина

Зеленянской А.Н.

Цели: ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи:

Предметные:

- познакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного;

- познакомить с признаками имени существительного;

- развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

- формировать умение принимать учебную задачу и уметь ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- расширять словарный запас.

Личностные:

- воспитывать понимание важности изучения русского языка;

- воспитывать любовь, уважение к русскому языку;

- воспитывать любовь к природе, родному краю.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма:  урок-путешествие.

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс 2 часть; мультимедийный проектор; презентация; карточки с материалом для урока; смайлы для рефлексии.

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в микрогруппах.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации, использование здоровьесберегающих методик.

  Данный урок является первым в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

     

Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока - урок изучения нового материала и первичного закрепления.

 Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

  1. Мотивация учебной деятельности
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Определение темы. Словарная работа.
  4. Работа на карточках.
  5. Физминутка.
  6. Выборочное письмо с последующей проверкой.
  7. Самостоятельная работа (Работа с перфокартой)
  8. Итог урока. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

      При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников класса: это средняя работоспособность, средняя концентрация и переключение внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления.

Урок опирался на знания, умения  учеников, полученные ранее.

    Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Дети самостоятельно определили тему и цель урока. Приём закрепления в виде кластера вызвал у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, поставил каждого ученика в условия поиска, обеспечивал участие в работе всех учащихся.

    Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное. Такое задание, выборочное письмо, даётся на развитие концентрации и устойчивости внимания. Осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

       На уроке реализованы следующие принципы:

1. принцип адаптивности (работа в парах.)

2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока.

3. принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков).

4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).

5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)

     Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. Дети переводились из положения «сидя» в положение «стоя». Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами парной работы, так как снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.                     Анализ листов самооценки на этапе рефлексии мне позволил увидеть затруднения детей в процессе изучения новой темы.  Это позволит  скорректировать дальнейшую работу с детьми на следующих уроках. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...