Имя прилагательное как часть речи : значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка ( 2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания об имени прилагательном как части речи, углубить представление детей о связи имени прилагательного с именем существительным ;
Предметные:
Знать: Что такое имя прилагательное как часть речи, его значение и употребление в речи; связь имени прилагательного с именем существительным;
Уметь: находить прилагательное в предложениях; правильно употреблять имя прилагательное в речи; находить связь имени прилагательного с именем существительным;
Личностные: Принятие и усвоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности, воспитание культуры речи.
Тип урока: освоение новых знаний.
Оборудование: УМК «Школа России», Русский язык, 2 ч., В.П.Канакина, учебная презентация.
Задачи
Образовательные:
Формировать умение устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится.
Формировать умение подбирать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным .
Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и в парах; чувство уважения к русскому языку, гордости за русский язык.
Развивающие:
Развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Развивать умение формулировать устные ответы.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающийся научится характеризовать слово как часть речи.
Обучающийся научится находить имена прилагательные среди других частей речи, понимать их значение и употребление в речи.
Воспитание у обучающихся уважительного отношения к русскому языку.
Метапредметные. Работа с отрывком литературного произведения.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
1. Воспитание положительных качеств, норм поведения.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности.
3. Положительное отношение к языковой деятельности.
Регулятивные УУД:
Понимать и сохранять цель, ставить учебные задачи и решать их.
Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Оценивать результат своих действий и вносить коррективы.
Коммуникативные УУД:
Слушать собеседника и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Познавательные УУД:
Воспринимать и решать познавательную задачу под руководством учителя.
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, схема, таблица).
Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте – имени прилагательном.
Обобщать (называть предмет по заданным признакам).
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Этап , время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент 1 мин. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя - Здравствуйте, ребята. Прозвенел для нас звонок- начинается урок.
| Подготовка класса к работе. | Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и мотивация. Минутка чистописания. 7 мин. | - Пропишите заглавную и строчную буквы Вв. -Пропишите строчную в с гласными, указывающими на мягкость согласного. Какие это гласные? -Прочитайте слова во 2 и 3 строчках. Что можете о них сказать? - Объясните значения данных слов (СОПРОВОДИТЬ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ КАРТИНОК, ПРОСЛУШАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ) - Определите части речи. Какое слово лишнее и почему? - Что мы с вами уже знаем о именах прилагательных? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. -И,Е,Ё,Я,Ю. -Это однокоренные (родственные слова). Весна (сущ)-время года. Весенний (прил) – что-то относящееся к весне, связанное с весной. Веснушки(сущ)-мелкие пятнышки на лице, появляющиеся с приходом весны. Веснянка( сущ)- обрядовая песня, зазывающая весну.( Дать определение с использованием толкового словаря) -Лишнее слово- весенний. Т.к это прилагательное, а все остальные слова- существительные). Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Вопросы прилагательных зависят от рода и числа. Прилагательные могут изменяться по числам и родам. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи 10 мин.
| - Прочитайте имена прилагательные и догадайтесь, о ком или о чем идет речь. Серый, хищный, жадный… Рыжая, хитрая, ловкая… Чистая, прозрачная, питьевая… Грецкие, лесные, вкусные… Синее, теплое, глубокое… Оказывается, если точно описать предмет ( назвать его признаки), то можно узнать его ! - Слова какой части речи вы подобрали? Прочитайте получившиеся словосочетания ( сущ + выделенное прил). - Задайте вопрос от существительного к прилагательному. Что заметили? Почему задаем разные вопросы? - Как вы думаете ,о чем будем говорить сегодня на уроке? | волк -лиса -вода -орехи -море - имена существительные. Волк(какой?)серый, Лиса(какая?) хитрая, Вода(какая?) прозрачная, Орехи (какие?) лесные, Море(какое?) теплое. - Вопросы отличаются, потому что имена существительные различны по родам и числам. - Сегодня на уроке будем выяснять , как имя прилагательное зависит от имени существительного, к которому оно относится. Будем устанавливать связи между этими частями речи. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения 5 мин. | Работа в парах.( РЕБЕНОК-ИНОФОН и дети ОВЗ в паре с «СИЛЬНЫМ» учеником). Подберите к существительному из 1 столбика подходящее имя прилагательное из 2,3 или 4 столбика. - Что заметили? От чего зависит ваш выбор? - Совершенно верно. Имя прилагательное связано с именем существительным. Оно употребляется в том же роде и числе. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). - Род имени существительного совпадает с родом имени прилагательного. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление 10 мин Физкультминутка. 2 мин. | -Прочитайте предложения. -Что заметили? -Исправьте ошибки. -Докажите свое мнение. -Поставьте прилагательное в нужную форму, запишите предложения.
| Решают задания с проговариванием алгоритма вслух. -Зажурчал веселый ручеек. Ручеек – сущ.ед.ч, мужского рода. Значит и прилагательное должно употребляться в форме ед.ч, мужского рода.Вопрос- КАКОЙ? - Поспела душистая клубника. Клубника- сущ. ед.ч, женского рода. Значит и прилагательное будет употребляться в форме ед.ч, женского рода.Вопрос-КАКАЯ? - В саду мы собрали красные яблоки, сочные груши и ароматные персики. Яблоки, груши, персики- сущ.в форме множественного числа. Прилагательные тоже будут употребляться в форме мн.числа и отвечать на вопрос КАКИЕ? - По небу плывет белое облако. Средний род, ед.число. Вопрос прилагательного КАКОЕ? Выполняют движения, считают прилагательные. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 10 мин.
| Голубая пора. (Март.) - Предлагаю вам вспомнить все что мы знали и что мы узнали сегодня об имени прилагательном и заполнить этот кластер. ДЕТИ –ИНОФОНЫ и ДЕТИ ОВЗ выполняют работу с опорой на алгоритм и вопросы. 1.О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Запиши в центре кластера. 2. Что обозначают слова этой части речи? Запиши. 3. На какие вопросы отвечают слова этой части речи? 4. С какой частью речи связаны, согласуются в роде и числе? Запиши. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) 1 мин.
| Рефлексия. -Подумайте, какой этап урока вам был интереснее всего и почему? Сложнее всего? С каким настроением вы его завершили? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-539487-1417451872.jpg)
презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"
Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-1031935-1524029965.jpg)
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1102936-1547650056.jpg)
Русский язык 2 кл. УМК «ШР» «Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи»
Цели деятельности учителя: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-529359-1416265993.jpg)
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Имя прилагательное как части речи: значение и употребление в речи"
quot;Имя прилагательное как части речи: значение и употребление в речи"...