Урок по русскому языку по теме: «Последовательность предложений в тексте»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок по русскому языку для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку | 42.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевск
Открытый урок по русскому языку по теме: «Последовательность предложений в тексте» в рамках зонального семинара учителей начальных классов по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя в рамках реализации ФГОС»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Зиганшина Р.Ф.
15 марта 2019 г.
Цель: Формирование у обучающихся представления о тексте, как информации, состоящей из нескольких предложений, связанных друг с другом. Создание условий для расширения знаний обучающихся о тексте, формирование орфографической зоркости.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать знания о тексте и его основных признаках;
- наблюдать за последовательностью предложений в тексте;
- учить редактировать тексты
Развивающие:
- способствовать развитию умения работать в микро группах;
- развивать внимание, наблюдательность
Воспитательные:
- воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм;
- воспитывать доброе отношение друг к другу,
УУД
- Личностные УУД:
-самоопределение;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
- Регулятивные УУД:
-целеполагание, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в микро группе);
-учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения
- Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
-согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
- Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
- составлять ответы на вопросы
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать
- что такое текст и его основные признаки;
-правила оформления предложений на письме;
- Уметь
-определять последовательность предложений в тексте;
-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений; включать недостающие по смыслу предложения и исключать избыточные в смысловом отношении предложения;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности и на основе наблюдения за собственной речью;
- уметь осознавать и определять свои эмоции;
- уметь чувствовать красоту и выразительность речи;
- проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения, интерес к изучению языка
Метапредметные:
- способность ориентироваться в задачах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Формы организации учебной деятельности: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
- Презентация
- Индивидуальные задания для групп
- Оценочные листы
Оборудование:
- Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова М.И. «Русский язык» 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений («Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.)
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. | Приветствие учителя детей. Положительный настрой на работу на уроке. Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Руки? – НА МЕСТЕ! Ноги? – НА МЕСТЕ! Локти? – У КРАЯ! Спина? – ПРЯМАЯ! Желаю вам хорошего урока! | |
II. Актуализация знаний. | - Какое сейчас время года? -Подберите к слову «весна» слова признаки или … кто продолжит? - А слова действия или … - Составим предложение с любым из этих слов. -Какой знак поставили в конце предложения? -Как обозначаем на письме начало предложения? -Какое это предложение? (по цели высказывания, по интонации) -Ребята, а мы все смогли рассказать о весне с помощью одного предложения? -А чтобы рассказать больше, что надо сделать? - А мы можем составлять тексты? - Давайте попробуем. На последнем уроке окружающего мира о каких птицах мы говорили? -Назовите несколько. - Откроем тетради и запишем: 15 марта. Классная работа. - Несколько детей выйдут к доске и запишут Ворона Сорока Воробей - Составим предложения с этими словами. - Можно ли из ваших предложений составить текст? -Почему? - Значит, у текста есть свои признаки. Какие же? - Какие еще есть признаки текста? -А если у текста нет заголовка? Тогда, что мы можем сделать? - А как выбрать правильный заголовок? На что надо ориентироваться в тексте? | - Весна - Прилагательные - Шумная, яркая, разноцветная, зелёная, дождливая, тёплая, долгожданная …. - Глаголы - Наступила, цветёт, шумит, поёт … - Наступила долгожданная весна. - Точку. - Первое слово пишем с заглавной буквы. - Повествовательное. - Нет. - Составить текст. - Умеем. - О зимующих птицах. - Ворона, сорока, дятел, воробей. -Запись в тетради. Дети записывают слова, проговаривая орфограммы и обозначая их на письме. -Ответы детей. - Нет. - Эти предложения не связаны по смыслу. - Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. - У текста есть заголовок.
- Озаглавить. - На его тему, главную мысль |
III. Постановка темы урока | -Прочитайте внимательно что написано на слайде. - Что вы прочитали? - Можно ли это назвать текстом? - Почему? - Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы получился текст? - Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Молодцы! -А что такое последовательность? Может, вы, уже знаете значение этого слова? -Таким образом, мы с вами предполагаем, что последовательность - это порядок предложений в тексте. Так? А как вы думаете, важен ли порядок предложений в тексте? - Почему? | СЛАЙД №1. - Отдельные предложения. - Нет. - Предложения не связаны по смыслу. - Расположить предложения так, чтобы они были связаны по смыслу. - О последовательности предложений в тексте. - Порядок … - Важен. - Без порядка предложений у нас не получится текст. |
IV. Постановка цели урока и учебной задачи. | - Так, чему же мы сегодня будем учиться на уроке? - А для чего нам надо этому учиться? | - Последовательно располагать предложения в тексте. -Чтобы получить правильный текст. |
V. Решение учебной задачи. | -Откроем учебники на с. 60. Найдём раздел «Давай подумаем». Здесь нам даётся данный текст. Попробуйте расставить предложения в правильной последовательности и озаглавить его. - Работаем в группах. - Прочитаем что у вас получилось. | - Учащиеся обсуждают и располагают предложения так, чтобы получился текст. - Дети с каждой группы читают по одному предложению. СЛАЙД №1 |
VI. Первичное усвоение новых знаний. | СЛАЙД № 2 - У вас на столах лежат задания, возьмите карточку с первым заданием. Сейчас вам предстоит изучить материал на карточке и ответить на вопрос – перед вами текст или нет? - Работайте в парах, обсудите. - Постарайтесь работать быстро, но вдумчиво! - Итак, давайте обсудим, ваши варианты. - Вы прочитали текст или нет? Обоснуйте свой ответ. - Почему это не текст?
- А может, есть в предложениях, что то, что их связывает друг с другом?
- А как вы думаете, эти предложения можно связать между собой так, чтобы получился текст. -Что для этого надо сделать? - Как мы будем с вами это делать? -Поработайте сейчас в группе. - Работайте дружно. Помните правила работы в группах.
- Попытайтесь расставить предложения в правильной последовательности. - Возле первого предложения, с которого начинаться текст, поставьте цифру 1, у следующего 2 и т.д. У последнего предложения должна стоять цифра 6. - Давайте проверим вашу работу групп. СЛАЙД №3 - Поднимите руки кто выполнил всё правильно, не допустив ни одной ошибки. Кто ошибочно выполнил, вам предстоит еще потренироваться. - Давайте озаглавим этот текст. | - Работа по карточкам №1 Карточка №1 ___ Одно яблоко Лёва отдал товарищу. _____ Лёва и Витя играли в шашки. _____ За дверью послышались шаги. _____ Это пришла мама Лёвы. _____ Мама улыбнулась и похвалила сына. _____ Мама достала два яблока и дала сыну. - Нет. - Это не текст, так как предложения расположены не по порядку и поэтому не совсем понятен смысл. - Да, общая тема- они про одно событие, связаны все с детьми и их мамой. - Да - Расставить их в правильной последовательности. - Надо подумать: какое предложение должно начинать текст, а какое предложение его заканчивать. Для этого надо установить порядок происходящих событий с детьми и их мамой. - С каждой группы читается по одному предложению. - Добрый мальчик, хороший поступок, настоящий друг и т.д. |
Физкультминутка | - Мы уже много поработали. Хорошо потрудились. Настало время немного отдохнуть. Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А теперь быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной. Встали прямо, руки вбок, Влево — вправо поворот. Все, закончили. Ура! За занятия пора! | |
VII . Первичная проверка понимания. | Фигурка Пятачка. - Ребята, к нам на урок сегодня пришел Пятачок! - У него случилась неприятность. Ему на уроке по русскому языку задали списать текст с карточки в тетрадь, но он после урока спешил к другу на день рождения, бежал, запнулся и упал. Из ранца выпала карточка и предложения рассыпались. Фигурка Винни Пуха. - Он попросил помощи у Винни Пуха, но он ему не смог помочь. Пятачок узнал, что у нас сегодня на уроке будет изучаться тема «Последовательность предложений в тексте» и обратился к нам за помощью. - Мы уже можем помочь ему? -Давайте поможем Пятачку собрать предложения в правильной последовательности так, чтобы получился текст, и он получил за свою работу 5. - Работайте в паре. СЛАЙД №4 - Давайте проверим ваши тексты. - Зачитайте. (читает 1 человек из пары, остальные поднимают руку пары у кого такой же текст получился. Заслушиваем другой вариант, если есть). СЛАЙД №5 Растет в саду яблоня. Весной яблоня цветёт нежными душистыми цветами. Летом радует людей сочными вкусными плодами. Осенью соберут люди яблоки и спрячут на зиму. С морозами уснет наша яблоня до следующей весны. - Озаглавьте текст. - Пятачок получил от вас помощь и остался очень доволен. Он благодарит вас и отправляется к себе в школу. Записать в тетрадь? | - Да. Работа с карточкой №2 ___ Осенью соберут люди яблоки и спрячут на зиму. ____ Весной яблоня цветёт нежными душистыми цветами. ___С морозами уснет наша яблоня до следующей весны. ___Растет в саду яблоня. ___ Летом радует людей сочными вкусными плодами. - Яблоня. |
VIII. Первичное закрепление. Обобщение. | - Ребята, что мы сегодня должны были запомнить, усвоить?
– От чего зависит последовательность предложений в тексте? И для чего нужен порядок предложений в тексте?
- Откройте учебник на стр. 61 и сравните наш вывод и с правилом, данным в учебнике. - Как вы считаете, вы достигли этой цели? - А теперь давайте проверим, действительно ли это так. Проверьте себя, как вы усвоили тему урока в самостоятельной индивидуальной работе. Задание. Расставьте предложения в правильной последовательности. Спишите текст в тетрадь. У первого и второго варианта свои тексты. Карточка №3 1 вариант На дворе стоял кувшин с водой. Вода стала выше, и галка смогла напиться. В кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камешки. Хотела галка пить. Карточка №3 2 вариант Он им очень понравился. Цыплята нашли в саду белый шарик. Но тут дунул ветер и унёс красивый шарик. Полетели по ветру мелкие пушинки. Каждый хотел поиграть этим шариком. Шумели цыплята, спорили. - А теперь проверьте свой текст с текстом на СЛАЙДЕ №6. - Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. Если всё правильно поставьте «5», допущено 1-2 ошибки «4», 3-4 ошибки – «3», больше 4 – «2». | - Научиться последовательно располагать предложения в тексте. - Мы должны знать какое предложение начинает текст, а какое заканчивает. - Для передачи смысла важна последовательность. - Чтение выводов по учебнику. - Да. - Самостоятельная работа. Взаимопроверка |
IX. Домашнее задание. | Домашнее задание – учебник с 61. упражнение 2. Прочитайте, пожалуйста, задание к упражнению. Если, что-то не понятно, то задайте вопрос. | |
X. Рефлексия. | -Подведем итог занятия. - Над какой темой работали? - После индивидуальной работы, кто считает, что цель урока им достигнута? (поднимите руку) - Чему мы научились на уроке? - Где нам может пригодиться умение правильно последовательно составлять текст? - Какое задание было самым интересным? - Что понравилось на уроке? - Какое задание вызвало трудность? - Над чем нужно еще поработать? - Покажите свое отношение к уроку (жестом). - Всем большое спасибо за урок! | - Последовательность предложений в тексте. - Последовательно располагать предложения в тексте. - По литературному чтению, например, при сочинении сказок, рассказов, при пересказе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"
Данный урок проводится в 3 классе с целью продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...
Конспект урока по русскому языку по теме" Последовательность частей текста и предложений"
Текст.В интересной форме дан материал по теме....
Разработка урока по русскому языку по теме "Сложное предложение"
Урок введение новых знаний...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
Урок русского языка по теме "Связь предложений в тексте"
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа XXI век" с использованием групповой и фронтальных форм организации работы....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Последовательность абзацев в тексте. Деление текста на абзацы" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний обучающихся о тексте и развитие умения делить текст на абзацы и определять их последовательность.Задачи урокаПланируемы...
Конспект урока по русскому языку на тему "Связь предложений в тексте"
Конспект урока по русскому языку на тему "Связь предложений в тексте" во втором классе...