Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок проводится в 3 классе с целью продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;
писать изложения по составленному плану;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по фонетике, грамматике, правописанию.
Тема: подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух»
Цель: 1) Продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст; писать изложения по составленному плану;
2) Развивать орфографическую зоркость учащихся;
3) Воспитывать интерес к языку, бережное отношение к природе, любви к ней;
Оборудование: карточки со словами, изображение подсолнуха и солнца;
Ход урока:
- Организация класса на работу.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим учиться писать изложения.
2. Подготовка учащихся к восприятию текста.
А) – Ребята, отгадайте загадки:
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... Солнце
Золотое решето
Чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов… Подсолнух
- Что это?
- Почему вы так решили?
- Ребята, а что вы знаете про подсолнух?
- Как он выглядит? Что напоминает?
- А для чего нам нужно солнце?
- Ребята, посмотрите на изображения. Что вы можете сказать? Наш подсолнух похож на солнце?
- Ребята, подсолнух называют «маленьким солнцем». Он радует нас своим видом, когда мы не видим солнце. А какие вкусные семечки у него. Вы ели семечки подсолнуха? Вам понравилось?
Б) Установка на прослушивание текста.
- Прослушайте текст. Закройте глаза и представьте себе эту картину.
В) Установка на прочтение.
- Прочитайте текст, который лежит перед вами.
3. Восприятие текста учащимися. (Чтение текста учителем)
Подсолнух.
В далекие времена Солнце было у людей божеством. Ему поклонялись, его восхваляли.
Каждый вечер в час заката люди смотрели на уходящее за край Земли Солнце и просили, чтобы оно появилось завтра и принесло с собой тепло и свет. Лишь один юноша, глядя на него, не произносил ни единого слова.
И однажды Солнце спросило этого юношу:
- Почему ты молчишь, почему ты нем как рыба?
- Когда я любуюсь на твой закат, у меня пропадает дар речи, - ответил юноша.
- Но ты хотел бы о чем-то попросить меня?
- Сделай так, чтобы я смог все время смотреть на тебя. Даже днем, когда ты ярко сияешь.
- Хорошо, пусть будет так,- сказало Солнце и скрылось на краю Земли.
А на следующий день, когда оно взошло вновь, юноша убедился, что может смотреть на Солнце без боли в глазах.
- Ты доволен?- спросило оно у юноши.- Может, ты хочешь чего-то еще?
- Хочу быть похожим на тебя,- дерзко ответил он.
- Я сделаю и это. Но люди не могут походить на Солнце.
И оно превратило юношу в цветок, украшенный венцом золотых лепестков.
- Когда тебе надоест быть цветком, ты отвернись от меня. Я вновь превращу тебя в человека, - сказало Солнце.
(Г. Гранова, О. Тихомиров)
4. Анализ текста.
- О ком говорится в тексте?
- Кем было Солнце для людей? Что делали люди?
- О ком еще говорится в тексте?
- Что хотел юноша?
- Его желание исполнились?
- Кем он стал?
5. Составление плана.
А) Повторное чтение учителем.
- Разделите текст.
Б) Определение границ каждой части.
- Ребята, подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст?
- Определите границы каждой из частей.
- Что у вас получилось?
- На сколько частей вы разделили?
- Почему?
- Составим план, по которому вам будет легче писать изложение.
- О чем говорится в первой части?
- Как можно было бы ее озаглавить?
- О чем говорится во второй части?
- Как озаглавим?
- В третьей? Как озаглавите?
- В четвертой? Как озаглавите? Почему так?
- О чем говорится в пятой части? Как озаглавим?
- А теперь откроем свои тетради, запишем число, посередине пишем изложение, строчкой ниже заглавие «Подсолнух».
6. Языковая подготовка.
А) Запись опорных слов.
План.
1. Солнце- божество. | Было божеством; люди смотрели и просили; появилось и принесло; юноша не произносил ни единого слова; |
2. Разговор Солнца и юноши. | Солнце спросило юношу; нем как рыба; |
3. Первая просьба юноши. | Хотел попросить; ярко сияет; |
4. Вторая просьба юноши. | На следующий день; юноша убедился; без боли в глазах; похожим на Солнце; |
5. Юноша, превращается в цветок. | Солнце превратило; цветок, украшенный венцом золотых лепестков. |
- Прочтем нашу первую часть.
- Кем было Солнце для людей?
- Что делали люди по отношению к Солнцу? Смотрите по тексту.
- А что делал юноша?
- Прочтем вторую часть.
- Что сделало Солнце в это части? Что сказало про юношу, с кем сравнило?
- Правильно.
- Что хотел сделать юноша в третьей части?
- Как сияет Солнце?
- Когда появилось Солнце в четвертой части?
- Что сделал юноша? Как он мог смотреть на Солнце?
- Что еще он попросил у Солнца?
- Что сделало Солнце с юношей в пятой части?
- Кем стал юноша? Как стал выглядеть?
- А теперь перескажем текст по нашему плану и опорным словам.
- Захар, начинай.
Б) Работа над речевыми особенностями.
- Ребята, а вы знаете что обозначает понятие божество?
Божество - Предмет обожания, преклонения;
- А как вы понимаете «украшенный венцом»?
- Ребята, а вы знаете, что такое диалог?
- Так вот в изложении диалог не пишется. Вы его заменяете на повествовательное предложение.
В) Орфографическая работа.
Г) Пунктуационная работа.
- Ребята, в тексте много однородных членов предложения. Найдем их.
- Какой частью речи являются однородные члены предложения во 2 предложении, в 3?
- Ребята, в 4 предложении «глядя на него» обособляется, т.к. это деепричастие, новое для вас правило, которые вы изучите позже.
- В последнем предложении после слова «цветок», также ставится запятая, это причастный оборот, об этом правиле вы также узнаете позже.
7. Установка на письменный пересказ.
- Каждая часть должна быть написана с красной строки.
- Сколько частей в тексте мы выделили?
- Сколько красных строк будет?
8. Запись изложения.
Учащиеся самостоятельно пишут изложение.
9. Самопроверка.
- Проверьте свои изложения, написание слов, наличие абзацев.
- Сдаем тетради.
Было божество
Ярко сияет
Люди смотрели и просили
Нем как рыба
Появилось и принесло
Солнце спросило юношу
Юноша не произносил
ни единого слова
Хотел попросить
Юноша убедился
На следующий день
Похожим на Солнце
Без боли в глазах
Солнце превратило
Цветок, украшенный венцом золотых лепестков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-100273-1349703741.jpg)
Конспект урока по русскому языку(2 класс).Обучающее изложение "Оляпка".
Обучающее изложение во 2 классе по вопросам. Презентация содержит словарную работу, орфографическую подготовку, вопросы по содкржанию текста. Данный ресурс полностью готов к уроку русского языка по пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-276295-1374867246.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Изложение "Медвежонок"с творческим заданием.
Описан подробный ход урока по написанию изложения с творческим заданием.Имеется презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-500076-1413470084.jpg)
Конспект урока по русскому языку по теме "Обучающее изложение "Первая газета"
Цель: развитие умений устной и письменной речи (умение пересказывать текст, оформлять его в соответствии с правилами орфографии и пунктуации)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-974868-1578573724.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1100030-1548681040.jpg)
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Обучающее изложение по тексту «Щенок Джульбарс»" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-1191122-1589800533.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Дата: 04.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-1447121-1672943234.jpg)
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Подробное изложение повествовательного текста «У вечного огня»"
Подробное изложение повествовательного текста «У вечного огня»...