Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Знакомство с возвратными глаголами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка в 4 классе, первого по теме "Возвратные глаголы", то есть на нем происходит знакомство с такими глаголами.
Урок по УМК "Школа России".
В данном конспекте представлен такой прием, как использование проблемной ситуации, позволяющей ученикам самостоятельно "открыть" новое знание. На уроке осуществляется как индивидуальная работа детей, так и парная и фронтальная. В данном конспекте можно увидеть применение разных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vozvratnye_glagoly.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Составила учитель начальных классов: Хлуднева Надежда Владимировна
Класс: 4
Тема урока: «Знакомство с возвратными глаголами»
УМК «Школа России». Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Цель: познакомить с понятием «Возвратные глаголы».
Планируемые результаты:
Личностные:
- устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивом;
- проявлять интерес к изучаемому предмету.
Метапредметные:
- самостоятельно формулировать цель урока;
- продолжать учиться анализировать, сравнивать и обобщать;
- оценивать результаты своей деятельности.
Предметные:
- узнать о возвратных глаголах;
- учиться правописанию таких глаголов;
- закрепить умение определять спряжение и писать безударные окончания;
- продолжать учиться изменять глаголы по временам, лицам и числам.
Тип урока: усвоение нового материала.
Виды деятельности: чтение, ответы на вопросы, выполнение тестовых заданий, формулирование задач урока, классификация глаголов, поиск в учебнике, наблюдение над языковым материалом, самостоятельное выведение правила, списывание, составление словосочетаний, физкультминутка, работа со словариком и со знаковыми системами (таблицей), мини-исследование, работа в паре, оценивание своих результатов.
Методы: проблемно-поисковый, самоконтроля.
Приемы: «Найди ошибку», «Что лишнее?», проблемная ситуация, составление словосочетаний, рефлексия «Продолжи фразу».
Необходимое оборудование: компьютер, электронная доска, проектор.
Дидактические средства: учебник, 6 карточек на обычной доске, раздаточный материал (карточки).
Порядок проведения урока
- Актуализация знаний.
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Безударные личные падежные окончания глаголов.)
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы ее поняли.
- Перед вами на доске задания. Если вы выполняете верно каждое из них, то открывается карточка.
Задания в презентации.
- Определение темы урока. Формулирование задач.
- Что же написано на карточках? (Глаголы.)
Прочитайте их (читать, умываться, светить, удивлять, одеваться, учиться).
- На какие две группы их можно разделить? (Глаголы с суффиксом -ся и глаголы без него.)
- Может быть кто-то знает, как называются глаголы, оканчивающиеся на ся?
- Какую цель урока можем поставить? (Узнать, как называются такие глаголы.)
- Что было бы еще интересно узнать о таких глаголах? (Почему так называются, как их писать и др.)
- Открытие нового знания.
- Открываем учебник на стр.102.
- Кто же найдет название таких глаголов?
- Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей.)
- Выпишите возвратные глаголы с карточек.
- На какой вопрос они отвечают? («что делать?»)
- Значит, в какой они форме? (Неопределенной.)
- Какой суффикс выделяем? (-ся) А что в них пишется перед суффиксом? (Мягкий знак.)
- Какой вывод можем сделать о написании таких глаголов? (В неопределенной форме возвратных глаголов пишется мягкий знак перед суффиксом -ся).
- Проверим наш вывод, прочитайте рубрику «Сведения о языке».
Историческая справка от учителя или одного ученика. Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Что же это было за слово? Подумайте, что обозначают глаголы с таким суффиксом? (Действие направлено на себя.) Обозначал он «себя».
- Упражнение в правописании возвратных глаголов.
- Послушайте внимательно строки. Узнайте, из какого они произведения?
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться…».
К.И. Чуковский «Мойдодыр».
- Один глагол здесь лишний. Какой? (Нырять.)
- В какую группу можно объединить остальные глаголы? (Возвратные глаголы.)
- Запишите их.
Стр.103 упражнение 213. Задание, как в учебнике.
- Какое словарное слово встретилось в этом упражнении? Запишите его в словарик.
- Физкультминутка.
- Если слышите возвратный глагол, то выполняете упражнение, если глагол не возвратный, то не выполняете:
наклониться, распрямиться, попрыгать, повернуться влево, присесть, подняться на носочки, повернуть голову вправо, покачаться влево – вправо, покружиться, потянуться, улыбнуться.
- Изменение возвратных глаголов по временам, лицам и числам.
Проведем небольшое исследование: упражнение 214. Какой глагол изменяется в настоящем времени? (Учиться.) А в будущем? (Засмеяться.)
Запишите в три столбика: лицо, ед. и множ.число. Надпишите над глаголами время: настоящее время или будущее.
Лицо | Ед.число | Множ.число |
1-е | Я учусь, засмеюсь | Мы учимся, засмеемся |
2-е | Ты учишься, засмеешься | Вы учитесь, засмеетесь |
3-е | Он учится, засмеется | Они учатся, засмеются |
- Теперь еще раз прочитайте эти глаголы. Кто сделает вывод, когда пишется суффикс -сь, а когда – ся?
- Как изменяются возвратные глаголы?
- Закрепление. Рефлексия.
Задание в паре на карточках.
Замените словосочетание одним словом – возвратным глаголом в неопределенной форме. Запишите. Выделите суффикс -ся.
Завести дружбу – подружиться, получать знания – учиться, снять одежду (раздеться), допустить ошибку (ошибиться), настойчиво спрашивать о чем-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).
На обратной стороне карточки записать продолжение фраз.
Имя: | Имя: |
Я узнал (а): Было интересным: Было трудно: Осталось непонятным: | Я узнал (а): Было интересным: Было трудно: Осталось непонятным: |
- Итог урока.
- О каких глаголах вы сегодня узнали?
- Теперь вы можете сказать, почему они так называются?
- Что мы узнали про неопределенную форму возвратных глаголов?
- Как изменяются такие глаголы?
- Домашнее задание.
Учебник стр.102 упражнение 212.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русский язык 4 класс ПНШ Тема: «Спряжение глагола»
Конспект урока русский язык 4 класс ПНШТема: «Спряжение глагола»...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы, тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Неопределенная форма глагола " ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределенная форма глагола» Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; умения распознавать гла...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Времена глаголов" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов» Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.Планируемые результатыПредметные: - знать ...