Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы, тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс – четвертый
Тип урока: Изучение нового материала.
Метод обучения: поисковый, словесный, практический.
Цель: создать условия для “открытия” правила правописания безударных личных окончаний глаголов и зависимости их от начальной формы.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;
- отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
развивающие:
- учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- карточки с заданиями;
- учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.
Технологии, методы:
- проблемное обучение;
- иформационно-коммуникационное;
- частично-поисковый;
- практический;
- наблюдение, сравнение, анализ;
- словесный.
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 1 |
2 | Вхождение в тему. | Проверка знаний и умений учащихся, полученных ранее. Фронтальный опрос. Постановка проблемы. | Повторяют орфограммы, вставляют пропущенные буквы. Размышляют. Выход на проблему. | 4 |
3 | Стадия вызова. Прием “Продолжи фразу” | Подготовка учащихся к получению новых знаний. | Актуализация знаний. Осмысление. Работа в парах. Взаимопроверка. | 5 |
4 | Стадия осмысления. Решение проблемного вопроса. | Разъяснение заданий. Наблюдение, помощь. | Индивидуальная и парная работа. Анализируют, размышляют, работают с научной информацией. Делают открытие. | 12 |
5 | Составление алгоритма. | Анализ, помощь, фиксация. | Систематизация знаний. | 3 |
6 | Закрепление. | Объяснение заданий, организация игры, помощь. | Самостоятельная, парная работа. | 9 |
7 | Самостоятельная работа. | Организация самостоятельной работы, наблюдение, помощь. | Применение знаний. | 5 |
8 | Итог урока | Организация. | Определение ценности и полезности урока. | 1 |
9 | Рефлексия. | Организация рефлексии деятельности. | Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности. | 2 |
10 | Домашнее задание. | Разъяснение дифференцированного задания. | Восприятие. Запись. | 1 |
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
II. Вхождение в тему.
На доске (или на экране) слова: с_сна, в_лна, сверка_т, пч_ла, к_рмушка.
- Назовите орфограмму, встречающуюся в данных словах, подберите проверочные слова.
(Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
С_сна – со'сны, в_лна – во'лны, пч_ла – пчё'лы, к_рмушка – ко'рм.)
- Какое слово вызвало затруднение? Почему?
(Слово “сверкает” - безударная гласная в окончании. Мы ещё не знаем, как её проверять.)
- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
- В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?
- Как называется изучаемая орфограмма?
- Что у вас вызывает трудности?
- Над этим мы и будем работать на уроке.
III. Стадия вызова.
Приём “Продолжи фразу”. (актуализация знаний)
Каждый ученик работает по карточке ( можно вывести на экран)
а) Часть речи, которая обозначает действие ...(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется ... (глаголом)
б) Не с глаголами пишется ... (отдельно)
в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы... (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы .... (ть, ти,чь)
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и ...(по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)
е) В предложении глагол является .... (сказуемым).
ё) Спряжение – это ... (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Работа в парах. Взаимопроверка.
- Обсудите результаты своей работы. …..- Проверим вашу работу.
IV. Стадия осмысления.
1. Работа с текстом
(Работа в парах)
(На экране текст)
Прочитайте текст. Выясните, что вы знаете, а что ново для вас, затем результаты обсудите с соседом по парте:
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
По окончаниям в 1-м лице определить спряжение нельзя, потому что они одинаковые для ОБОИХ спряжений! Нужно определять спряжение по окончаниям глаголов во 2-м или 3-м лице!
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо помнить, что у глаголов 1-го спряжения в окончаниях есть буква -Е и буквы -У или -Ю в 3-м лице множественного числа, а у глаголов 2-го спряжения – буква -И и буквы -А и -Я в 3-м лице множественного числа.
Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по его начальной форме.
- Что нового узнали? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
2. Решение проблемного вопроса.
Групповая работа
- Какая проблема встала перед нами?
(Как определить спряжение глагола по начальной форме?)
- Попробуйте выяснить, как определить спряжение по начальной форме глагола.
(Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают с сообщениями).
- Как проверить верность наших выводов?
(Надо обратиться к научной информации).
- Поработайте с плакатами Летучей мыши и текстом на стр.54 – 56.
- Какое открытие вы для себя сделали7 (Что нового узнали?)
1. Если мы не знаем, как писать безударные личные окончания глагола, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
2. Если глагольный суффикс –и-, значит, это глагол 2-го спряжения и надо писать личные окончания глаголов 2-го спряжения: букву –и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я – в окончаниях 3-го лица мн.ч.
3. Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и-, значит, это глагол 1-го спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву –е-, а в окончаниях 3-го лица мн.ч. – буквы –у/-ю.
V. Физминутка. Встаньте из – за парты. Слушайте и выполняйте.
- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – хлопки за спиной.
Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.
VI. Составление алгоритма.
- Что общего между словами, которые я называла?
- У этих слов ударное окончание.
- Давайте составим алгоритм определения спряжения:
1. Проверяем, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными.
2. Если личные окончания ударные, спряжение определи по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У (-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения.
3. Если личные окончания безударные, поставь глагол в начальную форму и посмотри, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит, глагол (как правило!) 2-го спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1-го спряжения.
VII. Закрепление.
1. Упр. 33, стр. 56 (работа в парах)
Запиши словосочетания.
Налить воды, грузить вагон, сеять пшеницу, забить гол, зашить дырку, уснуть на уроке, колоть дрова, шагать по улице, вязать шарф.
Попробуй определить спряжение глаголов. Пользуйся инструкцией и подсказкой (на стр. 56 – 57 учебника).
Проверка
-Один ученик, был невнимателен на уроке, решил, что глаголы налить, забить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс – и -.
- Вы согласны с этим мальчиком? Докажите.
2. Самостоятельная работа.
- Пользуясь новым способом определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:
На доске.
Пиш_т, вяж_м, вар_м, чита_шь, отвеча_т.
Проверить.
Дополнительное задание.
- Поставьте глаголы в форму настоящего времени;
определите спряжение; выделите окончание.
НА доске (или на карточках 3-5 шт. для быстроработающих)
Весеннее солнце теплыми лучами (пригревать) ____________землю.
Природа (оживать) ___________ от зимнего сна. Одним из первых (прилетать) ___________ весной грач.
IX. Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового о глаголе вы узнали?
- Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
X. Рефлексия.
- Закончите фразу “Теперь я знаю...” или “Я умею...”.
XI. Дом. задание.
стр.58, упр.34;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Тренировка в правописании личных окончаний глаголов».
урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для 4 класса...
Урок в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени "
Конспект урока в технологии АМО...
Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Дата:16.04.20...
Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).
Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...