Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Буданцева Ирина Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_zpr_2_kl.docx56.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к   АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1.),

введенной в действие  приказом № 212 от 31.08.2020г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования

Протокол №             от «      »                     . 

Руководитель кафедры  /                 / С.М. Старцева

Согласовано

Заместитель директора  /                   / Е. В. Зверева

«___ »                                г.                                                                                                                                           

                                                                           

Рабочая программа   учебного предмета

«Русский язык»

для обучающегося по АООП  НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1.), 2 класс

136 часов

Рабочая программа по русскому языку для 2  класса составлена с использованием

материалов Федерального государственного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ

(ФГОС.М. Просвещение, 2016г) и

рабочей программы авторов Канакина В.П., В.Г. Горецкий Сборник программ «Школа России» М., Просвещение 2016г.

Учебник по русскому языку для 2 класса Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык,  М.: Просвещение, 2020г.

Тетрадь: Проверочные и контрольные работы по русскому языку Т.Н. Максимова, 2 класс, Москва «Вакко», 2020г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Составитель: Буданцева Ирина Владимировна

                                                                                                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                                                                                            высшей квалификационной категории

пгт. Пионерский

2020 года

Пояснительная записка.

          В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по русскому языку на основе рабочей программы авторов Канакина В.П., В.Г. Горецкий Сборник программ «Школа России» М., Просвещение 2016г.

Учебник: Русский язык 2 класс в 2 частях / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий / Москва, Просвещение, 2020 г. Тетрадь: Проверочные и контрольные работы по русскому языку Т.Н. Максимова, 2 класс, Москва «Вакко», 2020г.

           Цели и задачи обучения предмету

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

1    формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

2    формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

3   уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

  1. развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
  2. формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
  3. формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
  4. удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  5. способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
  6. содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Индивидуальные особенности обучающегося с ЗПР

        Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. При ЗПР трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия пространственной ориентировки. Психические процессы обучающегося (память, внимание, мышление) развиты на среднем уровне, низкий уровень работоспособности, наблюдается повышенная утомляемость на уроках, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. При изучении предмета «Русский язык» возникают трудности в освоении тем в разделах «Пунктуация», «Орфография».

Основные направления коррекционной работы

1 новый материал следует преподносить предельно развёрнуто;

2 значительное место отводить практической деятельности учащихся;

3 систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного, и для полноценного усвоения нового;

4  используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с

их признаками и т.д.;

5 выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

6 чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

7 для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;

8 увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Общая характеристика учебного предмета

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

1 система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

2 орфография и пунктуация;

3 развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

      Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место учебного предмета в учебном плане

                                     Во 2 классе на изучение русского языка отводится 136 часов. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)

Ценностные ориентиры

        Основная концептуальная идея курса «Русский язык» соответствует современной концепции системы «Школа России», где первоочередной является задача реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как идеологической основы ФГОС НОО. Это, прежде всего, начало становления российской гражданской идентичности, усвоения базовых национальных ценностей, получение детьми родиноведческих и краеведческих знаний, а также поликультурность, отражающая единство и многообразие культур-народов России.

       Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Планируемые результаты

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2 понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3 сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4 овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5 овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание учебного курса

          Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости- глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

          Морфология. Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Глагол. Значение и употребление в речи. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов числам в настоящем и будущем времени. Частица. Частица не, её значение. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:

1 сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;

2 сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;

3 перенос слов;

4 прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

5 проверяемые безударные гласные в корне слова;

6 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

7 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

8 непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

9 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

10 разделительные ъ и ь;

11 раздельное написание предлогов с именами существительными;

12 раздельное написание частицы не с глаголами;

13 раздельное написание предлогов с другими словами;

14 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

            Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Название раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционно-развивающая направленность при изучении раздела

Примечание

1

НАША РЕЧЬ          

3

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Различать устную, письменную речь и речь про себя, осознавать значимость каждого вида речи в жизни людей, в учебной деятельности. Наблюдать за речью окружающих людей

и  осознавать значимость русского языка

как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Высказывать собственное мнение.

Выполнять алгоритм правила списывания и оценивать себя.

Оценивать результаты своей деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Анализировать чужую речь людей (при анализе текстов), наблюдать по речи принадлежность человека к той или иной трудовой деятельности, характер человека и его отношение к окружающим, определять вежливую, уважительную речь.

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.  Развивать навык смыслового  

и выразительного чтения.

Оценивать результаты своей деятельности.

Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации;

Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии;

Развитие артикуляционной моторики; Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и узнавания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных понятий; Развитие слухового внимания и памяти;

 

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; Формирование навыков относительно анализа; Развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Формирование умения планировать свою деятельность Развитие комбинаторных способностей; Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации;

Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;

2

ТЕКСТ

4

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Определять тему и главную мысль текста, соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, запоминать названия частей текста.

Выбирать ту часть текста, который соответствует заданной коммуникативной задаче.

Оценивать результаты своей деятельности

3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

11

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять количество слов в различных предложениях и писать слова раздельно в предложении, в котором более одного слова. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Определять границы предложения в деформированном тексте.

Наблюдать над значением предложений,  различных по цели высказывания (без терминологии), обосновывать  употребление знаков конца предложения. Составлять предложение-ответ на вопрос вопросительного предложения.

Осознавать значение слова «родина».  Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Определять границы предложения в деформированном тексте и в тексте, предложенном учителем на слух.

Выбирать знак для обозначения конца предложения и   обосновывать его выбор.

Осознавать связь слов в предложении.  Составлять предложения из слов, объединяя их по смыслу, и располагая слова в предложении в соответствии с данной схемой предложения.

 Составлять предложения из слов, данных в начальной форме и добавляя новые слова

Оценивать результаты своей деятельности

4

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА.  

16

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Работать с памяткой «Как найти корень слова»

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень

Оценивать результаты своей деятельности

5

ЗВУКИ  И  БУКВЫ

46

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

 Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах

и в формах одного и того же слова.

Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава- травы, травка).

 Оценивать результаты своей деятельности. 

6

ЧАСТИ  РЕЧИ

56

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Отличать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых. Различать неодушевлённые   имена существительные с опорой на вопрос что? Подбирать примеры таких существительных. Объяснять лексическое значение слов- неодушевлённых имён существительных. Классифицировать неодушевлённые имена существительные по значению. Распознавать имена существительные, различать имена существительные  одушевлённые и неодушевлённые, ставить к ним вопросы. Обосновывать правильность определения имён существительных.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами  (запись слов в две группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).

Составлять текст из деформированных слов. Осознавать чувство гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников, воспитание патриотизма.

Находить информацию (с помощью взрослых)   из справочной литературы в библиотеке, из Интернета) о происхождении своей фамилии.  

Формулировать ответы на вопросы и записывать их.

Оценивать результаты своей деятельности

Итого:

136

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники:

1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Тетрадь:

Проверочные и контрольные работы по русскому языку Т.Н. Максимова, 2 класс, Москва «Вакко», 2020г.

Приложение

                                                                                      Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ п/п

раздела

                           Название тем урока

Дата по плану

Дата по факту

                    Примечание

НАША РЕЧЬ  (3 ч)

1

1

Знакомство с учебником.  Какая   бывает   речь?

01.09

2

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

02.09

3

3

Диалог  и монолог.

03.09

ТЕКСТ  (4 ч)

4

1

Текст. Признаки текста.

07.09

5

2

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

08.09

6

3

  Части текста.

09.09

7

4

Обобщение знаний о тексте. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

10.09

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч)

8

1

 Что такое предложение?

14.09

9

2

 Как из слов составить предложение?

15.09

10

3

 Что такое главные члены  предложения?

16.09

11

4

Входная контрольная работа

17.09

12

5

Что такое второстепенные члены предложения?  (без деления на виды)

21.09

13

6

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

22.09

14

7

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

23.09

15

8

Как  установить связь слов в предложении?

24.09

16

9

Коллективное составление рассказа  по репродукции  И.С.Остроухова «Золотая осень»

28.09

17

10

Контрольный диктант № 2 по теме: «Предложение»

29.09

18

11

Работа над ошибками

30.09

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА.  (16 ч)

19

1

Что такое лексическое значение слова?

01.10

20

2

Что такое  однозначные и многозначные слова?

05.10

21

3

Что такое прямое и переносное значение слов?

06.10

22

4

Что такое синонимы?

07.10

23

5

Что такое антонимы?

08.10

24

6

Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам № 1.

12.10

25

7

Обобщение знаний о значении слова.  Тест № 1.

13.10

26

8

Что такое родственные слова?

14.10

27

9

Что такое однокоренные слова?

15.10

28

10

Что такое корень слова?

19.10

29

11

Обобщение Тест № 2.

20.10

30

12

Какие бывают слоги?

21.10

31

13

Как определить ударный слог?

22.10

32

14

Как переносить слова с одной строки на другую?

26.10

33

15

Составление рассказа по серии сюжетных рисунков

27.10

34

16

Проверочная работа Тест № 3.

28.10

ЗВУКИ  И  БУКВЫ (46 ч)

35

1

Как различить звуки и буквы?

29.10

36

2

Как мы используем алфавит?

09.11

37

3

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

10.11

38

4

Проверочная работа. Тест № 4.

11.11

39

5

Как определить гласные звуки?

12.11

40

6

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

16.11

41

7

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление.

17.11

42

8

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

18.11

43

9

Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом».

19.11

44

10

Контрольный     диктант № 3. «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»  

23.11

45

11

Работа над ошибками

24.11

46

12

Восстановление деформированного текста  или  Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Титунова «Зима пришла. Детство»)

25.11

47

13

Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением

26.11

48

14

Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов

30.11

49

15

Диктант № 4.«Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением»

01.12

50

16

Работа на ошибками

02.12

51

17

Как определить согласные звуки?

03.12

52

18

Согласный звук [ Й ]  и буква И краткое

07.12

53

19

Слова с удвоенными согласными.  Проект «И в шутку и всерьёз»

08.12

54

20

Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам

09.12

55

21

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

10.12

56

22

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

14.12

57

23

Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо".

15.12

58

24

Изложение по коллективно составленному плану № 2.

16.12

59

25

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

17.12

60

26

Буквосочетания  ЩН,НЧ.

21.12

61

27

Проверочная работа. Тест № 5

22.12

62

28

Буквосочетания  ЖИ - ШИ

23.12

63

29

Буквосочетания ЧА - ЩА,   ЧУ - ЩУ

24.12

64

30

Проверочный диктант № 5 «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

28.12

65

31

 Работа над ошибками. Проект «Рифма»

29.12

66

32

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

11.01

67

33

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

12.01

68

34

Проверка парных согласных в корне слова.

13.01

69

35

Распознавание проверяемых и проверочных слов.

14.01

70

36

Проверка парных согласных в корне слова.

18.01

71

37

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

19.01

72

38

Проверочная работа. Тест № 6

20.01

73

39

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

21.01

74

40

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

25.01

75

41

Запись слов и форм одного и того же слова.

26.01

76

42

Проверочный диктант № 6 «Слова с парными глухими и звонкими согласными»

27.01

77

43

Работа над ошибками.   Составление поздравительной открытки.

28.01

78

44

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

01.02

79

45

Контрольное списывание

02.02

80

46

Составление устного рассказа по серии рисунков.

03.02

ЧАСТИ  РЕЧИ (56 ч)

81

1

Что такое части речи?

04.02

82

2

Что такое имя существительное?

08.02

83

3

Роль имен существительных в нашей речи

09.02

84

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

10.02

85

5

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

11.02

86

6

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

15.02

87

7

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных ( фамилии, имена, отчества людей)

16.02

88

8

Заглавная буква в написании кличек животных.

17.02

89

9

Заглавная буква в географических названиях

18.02

90

10

Обучающее изложение № 3

22.02

91

11

Единственное и множественное число имён существительных

24.02

92

12

Обобщение знаний об имени существительном.

25.02

93

13

Диктант № 7«Имя существительное»

01.03

94

14

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

02.03

95

15

Обучающее изложение № 4

03.03

96

16

 Восстановление деформированных предложений и текста

04.03

97

17

 Что такое глагол?(Общее представление)

09.03

98

18

Упражнения в распознавании глаголов.

10.03

99

19

Упражнения в распознавании глаголов. Составление рассказа по репродукции картины художника.

11.03

100

20

Единственное  и множественное число глаголов

15.03

101

21

Правописание частицы НЕ с глаголами

16.03

102

22

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»     Тест № 7

17.03

103

23

Обобщение знаний о глаголе. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

18.03

104

24

Что такое текст –повествование?

22.03

105

25

Диктант № 8«Глагол»

23.03

106

26

Работа над ошибками. Составление текста-повествования на предложенную тему.

24.03

107

27

Что такое имя прилагательное?

25.03

108

28

Связь имени прилагательного с именем существительным

05.04

109

29

Прилагательные близкие и противоположные по значению

06.04

110

30

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

07.04

111

31

Единственное и множественное число имён прилагательных

08.04

112

32

Проверочная работа.   Тест № 8.

12.04

113

33

Обобщение знаний об имени прилагательном

13.04

114

34

Что такое текст-описание?

14.04

115

35

Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описания.

15.04

116

36

Составление текста-описания на основе личных наблюдений.

19.04

117

37

Что такое местоимение?

20.04

118

38

Что такое текст-рассуждение?

21.04

119

39

Проверочная работа. Тест № 9.

22.04

120

40

Общее понятие о предлоге

26.04

121

41

Раздельное написание предлогов со словами

27.04

122

42

Правописание предлогов с именами существительными

28.04

123

43

Контрольный диктант № 9 «Части речи»

29.04

124

44

Восстановление деформированного повествовательного текста.

04.05

125

45

Проект «В словари за частями речи!»

05.05

126

46

Проверочная работа.   Тест № 10.

06.05

127

47

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

11.05

128

48

Повторение по теме «Текст»

12.05

129

49

Повторение по теме «Предложение»

13.05

130

50

Повторение по теме «Слово и его значение»

17.05

131

51

Повторение по теме «Части речи»

18.05

132

52

Повторение по теме «Звуки и буквы»

19.05

133

53

Повторение по теме «Правила правописания»

20.05

134

54

Контроль знаний. Диктант № 10

24.05

135

55

Работа над ошибками

25.05

136

56

Повторение изученного материала

26.05

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. , 1 класс, УМК "Школа России"

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной ...

Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 4 класс

Рабочая программа по русскому языку длядетей с ОВЗ  4 класс...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаСодержание учебного курсаКалендарно-темат...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Русский язык» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ин...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...