Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. , 1 класс, УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Елагина Виктория Валерьевна

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС

Вариант 7.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1).

Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) заключается:

 в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;

 в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;

 в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий;

- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностейк эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли вжизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различныхвидах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественнымиматериалами.

В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи курса:

 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

 формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;

 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;

 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

 овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

 получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;

 формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого»;

 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями;

 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а также в специфических формах художественной деятельности (украшение, декоративно-прикладное творчество);

 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства (умение видеть и анализировать изображенное );

формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение.

Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико- синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.

Изучение предмета «Изобразительное искусство»:

 способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

 формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

 содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

 учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

 способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно- двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

 формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

 знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

 развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования. Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции. Вместе с тем учителю следует очень вдумчиво подходить к подбору содержания, поскольку познавательные ограничения обучающихся требуют перемещения акцентов на эмоциональное восприятие произведений искусства. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.

Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительнаясформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций), учителю в 1 классе следует соблюдать ряд специальных рекомендаций.

Необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы обучающихся:

 более тщательно, пошагово анализировать образцы;

 проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта в целом;

 организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;

 постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при необходимости обучающую помощь;

 соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к рисованию;

 выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;

 создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания.

Особенностью преподавания основ изобразительной деятельности является первоначальное обучение элементарным способам действия (штрихи, мазки, приемы, ориентировка на плоскости), затем выполнение более сложных работ. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал должен предполагать возможность повторения на последующих двух или трёх уроках. В процессе обучения в 1 классе учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером), кистью в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно-двигательной координации, речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных представлений и ориентации. Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка (устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения). Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности внимания. Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной действительности. Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной заинтересованности).

В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным предметом «Математика». Занятия по предмету «Изобразительное искусство» облегчают применение изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 4 года. На его реализацию отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции обучающегося с ЗПР, мониторинг становления которой проводится по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (расположение предметов для рисования и пр.);

– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; – словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

– в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

– в понимании роли изобразительного искусства в трансляции культурного наследия;

– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются:

– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками; – в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

В ходе реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценка результатов может осуществляться как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.).

Личностные результаты:

 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);

 называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

 проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;

 определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

 знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;

 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по предложенному учителем плану;

 отличать верно выполненное задание от неверного;

 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

 определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя;

 понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

 определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

 учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;

 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов;  учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

 сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.);

 ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;

 отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;

 сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;

 понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

 анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

 пользоваться языком изобразительного искусства;

 слушать и понимать высказывания собеседников;

 согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;  отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;

 принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

 контролировать свои действия при совместной работе;

 осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий)

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

 развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);

 овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства;

умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,обществу;

- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительногоискусства и традиционной культуры;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки.

Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов. Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.

Ты учишься изображать

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножкохудожник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надоучиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыкамиизображения в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Ты украшаешь

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разныхвидах искусства этих элементов языка.Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.Навыки коллективной творческой деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Ты учишься изображать ( 9 часов)

1.Введение в

предмет.

Урок-

экскурсия

Рисунок солнца. Предмет«Изобразитель

ное искусство». Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства.

2. Изображения

всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером

Изображения.

Урок-игра

Изображения в жизни человека. Знакомство с Мастером Изображения. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

3. Мастер Изображения учит видеть. Урок-игра

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы.

4.Изображать

можно

пятном.

Урок-

Экскурсия.

Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, хвост, уши, усы и т.д.) Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

5. Изображать можно в объеме. Урок-игра

Лепка животного. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

6.Изображать можно линией. Урок- экскурсия

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения

на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

7.Разноцветные краски. Урок- экскурсия

Создание разноцветного коврика рассказчица). Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать,

Исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

8.Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Выражениенастроения визображении.Эмоциональное иассоциативноезвучание цвета.Соотносить восприятие цвета сосвоими чувствами иэмоциями. Изображать радостьили грусть (работагуашью).

9.Художники и зрители (обобщение

темы).

Рассматривание художественныхпроизведений.Художники изрители..Знакомство спонятием«произведениеискусства».Картина.Скульптура.Цвет и краски вкартинаххудожников.Художественный музей.

Воспринимать иэмоциональнооценивать выставкутворческих работодноклассников.

2

Ты украшаешь.

( 8 часов)

1. Мир полон

украшений.Знакомство с

МастеромУкрашения

Изображение

сказочного

цветка. Украшения в

окружающей действительности. Находить примеры

декоративных украшений в окружающейдействительности.

2. Цветы украшение Земли. Красоту нужно уметь замечать.

Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа) Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

3.Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Украшение крыльев бабочки. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии.

4.Красивые

рыбы.

Монотипия.

Украшение рыбок узорами чешуи. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Выразительность фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

5.Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Объемная аппликация, коллаж,

Простые приемы бумагопластики. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике объемной аппликации и коллаже.

6.Узоры, которые создали люди.

Красота узоров (орнаментов), созданных

человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Находить

орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

7.Как украшает себя человек.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Какие украшения бывают у разных людей. Когда и зачем украшают себя люди. Рисование сказочных героев и их украшений.

8.Мастер Украшения помогает сделать

Праздник (обобщение темы).

Без праздничных украшений нет праздника. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

3

Ты строишь. (11 часов)

1.Постройки в

нашей жизни.

Знакомство с

Мастером

Постройки

Рисование домиков для сказочных героев. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей.

2.Дома бывают

разными.

Построение набумаге дома спомощьюпечаток.

Многообразие архитектурныхпостроек и ихназначение.Соотношениевнешнего видаздания и егоназначения.Составныечасти(элементы)дома (стены,крыша,фундамент,двери, окна ит. д.) иразнообразиеих форм. Конструировать изображение дома спомощью печаток(«кирпичиков»)(работа гуашью).

3. Домики, которые построилаприрода.

Лепкасказочногодомика в формеовощей илифруктов.Природныепостройки иконструкции.Многообразиеприродныхпостроек(стручки,орешки,раковины,норки, гнезда,соты и т. п.), ихформы иконструкции.Изображать (илилепить) сказочныедомики в формеовощей, фруктов,грибов, цветов и т. п.

4.Дом снаружи

и внутри.

Рисование домав виде буквы

алфавита. Соотношение ивзаимосвязьвнешнего вида и внутреннейконструкциидома. Понятия«внутри» и«снаружи».Назначениедома и еговнешний вид.Внутреннееустройстводома, егонаполнение. Красота иудобство дома.

5/6. Строим

город. (2 часа)

Складываниедомика избумаги,постройка

города избумажныхдомиков.Архитектура.Архитектор.Планированиегорода.Деятельностьхудожника-архитектора.Овладеватьпервичныминавыкамиконструирования избумаги.Конструировать(строить) из бумаги(или коробочек-упаковок)разнообразные дома.

7. Всё имеет своё строение.

Выполнениеизображенияживотногоиз различных геометрическихфигурв техникеаппликации. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

8/9. Строим

вещи.

10. Город, в

котором мы

живём.

Конструирование предметов быта. Знакомство с

Работой дизайнера. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их.

Разнообразиегородскихпостроек.Малыеархитектурныеформы, деревьяв городе. Делать зарисовкигорода повпечатлению послеэкскурсии.

11. Город, в

котором мы

живём.

Создание панно«Город, вкотором мыживём»(коллективнаяработа).Первоначальные навыкиколлективнойработы надпанно(распределениеобязанностей,соединениечастей илиэлементовизображения вединуюкомпозицию). Участвовать в создании коллективных панно- коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.( 5 часов)

1. Три Брата- Мастера всегда

Трудятся вместе?

Рассматриваниеработхудожников и детских работ. Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

2. Праздник весны. Праздник

птиц. Разноцветные жуки.

Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков. Весенние события в природе (прилет птиц,

Пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

3.Сказочная

страна.

Панно-коллаж с изображением сказочного мира

(коллективная работа). Изображение

Сказочного мира. Выразительность размещения элементов коллективного панно.

4. Времена года.

Экскурсия. Красота природы. Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники,

Стволы деревьев, насекомые). Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

5. Здравствуй,

лето! Урок

любования

(обобщение

темы).

Композиция на тему «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве российских

художников. Картина и скульптура. Репродукция. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.:Просвещение, 2011

Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011

Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.:Просвещение, 2011

Материально-техническое обеспечение

В соответствии с ПрАООП специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ЗПР в предметной области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).

Предметные результаты в 1 классе проявляются умениями:

 организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш, фломастер, кисть, пользоваться баночкой для воды;

 выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

 обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;  ориентироваться на плоскости листа бумаги;

 закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

 составлять простые узоры из геометрических фигур и других элементов орнамента;

 изображать предметы окружающей действительности;

 понимать три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

 правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;  владение элементарными правилами смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

 правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

 выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

 передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- применять элементы декоративного рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося 4 класса надомного обучения

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Подготовительный, 1 – 4 классы  под редакцией  В.В. Воронковой...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовате...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ОВЗ / УО 2 класс

  Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на ин...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по изобразительному искусству. (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)

Рабочая программа  по изобразительному искусству.  (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обу...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...