Рабочая программа по родному (русскому) языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Никулина Татьяна Дмитриевна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Содержание учебного курса
  6. Календарно-тематический план
  7. Планируемые результаты освоения учебного курса
  8. Система оценки достижений планируемых результатов
  9.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_s_tnr_po_rod.rus_.yaz_._2_kl.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании

научно - методического совета школы

Протокол  от __ августа 20__ г. №__

зам директора по УВР

______________ /___________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________

/_________/

Приказ  от __ августа 20__ г. №  ___

Рабочая программа

(АОП вариант 5.1)  

учебного предмета

«Родной русский язык»

для учащегося 2  класса  

Составитель:

Никулина Т.Д.

учитель начальных классов

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Содержание учебного курса
  6. Календарно-тематический план
  7. Планируемые результаты освоения учебного курса
  8. Система оценки достижений планируемых результатов
  9.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР вариант 5.1) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
  •  СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
  • Уставом Школы.
  • С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, 2015г.

Адаптированная программа реализуется через УМК «Школа России» с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося Лоскутова Семёна Павловича, ученика 2 «А» класса.

По заключению ПМПК у ребёнка общее недоразвитие речи III уровня со вторичным снижением ВПФ. Семён имеет разные речевые недостатки: дисграфия, дислексия.

         Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся  с тяжёлыми нарушениями речи; вариант стандарта 5.1.

      Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для формирования духовно-нравственной личности школьника.

         В программу и учебник введены специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. Даются исторические справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите, об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове, пословицах, фразеологизмах. При анализе путей пополнения словарного состава русского языка обращается внимание учащихся на факты неоправданного введения в речь обилия иноязычной лексики, в основном английской, сленга, что засоряет родной язык. Такой подход дает учителю возможность развивать в детях чувство сопричастности к сохранению самобытности и чистоты языка русского народа.

Цели:

  • сформировать умение сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
  • воспитать уважение к языку родного народа, чувство сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремление познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

         В обучении детей с ТНР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: 

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, уточнять и обогащать словарный запас путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире;
  • развивать связную речь, память, внимание и работоспособность;
  • формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы; усвоить приёмы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка;
  • развивать эмоционально-волевую сферу, умение действовать по устной и письменной инструкции.

       При обучении родному русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:

  • Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
  • Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
  • Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
  • Выполнение письменных заданий предварять  анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

      Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

  1. Общая характеристика учебного курса

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

        В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.  

        Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

        Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.        

  1. Место учебного курса в учебном плане.

Программа по русскому родному языку рассчитана  на 68 ч. ( 34 учебные недели).

         4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Одним из результатов обучения родному русскому языку  является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду и к творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Содержание учебного курса

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
  • изучение исторических фактов развития языка;
  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.п.);
  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

6. Календарно-тематический план по предмету русский родной язык

№ уроков

кол.

часов

Наименование темы, содержание

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)

1-3

3

Слова, называющие игры, забавы, игрушки.  

4

1

Слова, называющие предметы традиционного русского быта

5-6

2

Слова, называющие домашнюю утварь.

7-8

2

Слова, называющие орудия труда.

9-10

2

Слова, называющие то, что ели в старину.

11-12

2

Слова, называющие то, во что раньше одевались дети.

13-17

5

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда.

18-20

3

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

21-23

3

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

24-25

2

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (15 часов)

26

1

Как правильно произносить слова.

27-28

2

Смыслоразличительная роль ударения.

29-30

2

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.

31

1

Работа со словарем ударений.

32-33

2

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

34-35

2

Разные способы толкования значения слов.

36-37

2

Наблюдение за сочетаемостью слов.

38-40

3

Совершенствование орфографических навыков.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (25часов)  

41-43

3

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,

44-45

2

Сохранение инициативы в диалоге.

46-47

2

Уклонение от инициативы

48-50

3

Завершение диалога.

51-52

2

Особенности русского речевого этикета.

53-55

3

Устойчивые этикетные выражения.

56-58

3

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

59-61

3

Связь предложений в тексте.

62-63

2

Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

64-65

2

Создание текстов-повествований.

66-68

3

Резерв учебного времени – 3 ч.

7. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

- осознания русского языка как основного средства общения народов России;

- осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;

- понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).

Предметные

Обучающиеся научатся:

- осознавать слово как главное средство языка;

- осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

- различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

- производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;

- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

- различать родственные (однокоренные) слова;

- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

- осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

- применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

- осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

- устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Метапредметные

 Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- понимать цель выполняемых действий;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

- понимать важность планирования работы;

- осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

- выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;

- осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

- намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

- осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

- оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

- использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

- строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

- находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

- владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

- владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

- уметь слышать, точно реагировать на реплики;

- понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

- озаглавливать текст;

- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

        8. Система оценки достижения планируемых результатов

С целью осуществления контроля результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, тематический, комплексный, итоговый.

Для контроля используются следующие формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки, творческие задания, тестовые задания, проверочные и контрольные работы.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому родному языку.

Развернутый ответ  должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

Александрова О.М., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. Русский родной язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2010,-М.: Просвещение.

Технические средства:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер с принтером.

4. Мультимедийный проектор. Экран.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы и презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку для обучающихся 2- 4 классов

Рабочая программапо родному (русскому)  языкудля обучающихся 2- 4 классов...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Литературное чтение на родном (русском) языкеСодержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебн...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практик...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Русский язык» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ин...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...