Урок русского языка "Слова с несколькими значениями" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

УМК "Перспектива". Презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слова с несколькими значениями

2 класс

УМК «Перспектива»

Цель: показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи.

Задачи:

  1. Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;
  2. Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;
  3. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— положительное отношение к изучению темы;

— эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

— осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

— классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- Подбирать слова с общим значением к каждой группе.

- Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам.

- Писать имена собственные и нарицательные в тексте.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

- Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнитесь друг другу и тихонько пожелайте удачи.

 Я желаю вам хорошего настроения, доброго отношения друг к другу.

  1. Минутка чистописания.

- Для того, чтобы красиво писать в тетради, подготовим наши пальчики.

(Этот пальчик хочет спать,

этот пальчик лег в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул,

этот пальчик задремал 

– Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого.

Задремал, а тут же встал 

- Большой палец загнуть и сразу выпрямить.
Просыпаться нам пора-

Большой палец ритмично сгибается-разгибается
Встали пальчики, Ура!

- Все пальцы разжимаются, открывая ладони.)

- Запишите в тетради число, слова «Классная работа».

Двадцать девятое января.

Классная работа.

- Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Сон – начинается с буквы «эс», а не «г».)

галоши гусеница сон Гриша гном

- Что Вы можете сказать о букве «гэ»? (Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г'].  Звуки звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].)

- Потренируемся писать эту букву.

Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге ге

- Запишите слова с этой буквой.

галоши гусеница Гриша гном

- Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения.

- Покажите сигнальные карточки.

- Обведите слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

- Покажите сигнальные карточки.

- Соотнесите схему и слово.         

- Поднимите сигнальные карточки.

- Объясните, почему слово Гриша написано с большой буквы, а остальные – с маленькой.

- Поднимите сигнальные карточки.

- Назовите полное имя Гриши. (Григорий)

- Откройте домашнее упражнение 21. Есть ли среди слов упражнения имена собственные? Назовите их. Кого так называют? ( Гнедой (конь), Мурка (кошка), Пушок (собака).)

  1. Актуализация знаний

- Понятно ли Вам значение слова «галоши»? Что оно означает? (Низкая резиновая обувь, обычно надеваемая поверх другой обуви для предохранения их от сырости и грязи.)

- Как проверить, верно ли мы понимаем, толкуем значение слова? (По словарю.)

- Как называются словари, которые толкуют, объясняют значение слова? (Толковый)

- Прочтите статью из толкового словаря, что такое «галоши». (Читают.)

- Составьте предложение со словом «галоши».

- Запишите предложение. Какие правила записи предложения нужно помнить? (Запись предложения.)

  1. Постановка учебной проблемы.

- Как вы думаете, одно и то же слово может называть два разных предмета? (Ответы детей.)

- Назовите предметы, которые изображены на рисунках.

- Почему предметы все разные, а называются одним словом?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Есть ли что-то общее у этих предметов?

(Все предметы разные, а обозначены одним словом кисть. Кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.)

- Какой вывод Вы можете сделать? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)

- Составьте и запишите словосочетания со словом кисть в разных его значениях. (Занавески с кистями, виноградная кисть, малярная кисть, кисть руки).

  1. Сообщение темы урока.

- Предположите, какова тема нашего урока? (Слова с несколькими значениями.)

- Проверьте, верно ли Вы предположили. Прочитайте тему урока на стр. 19 учебника.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- Вернёмся к записи слов в начале урока. Как Вы думаете, есть ли среди них слово, которое обозначает не один предмет? (Ответы учащихся.)

- Как бы вы объяснили значение слова «гусеница»?

(Предлагаются рисунки с изображением предметов и словарной статьёй из толкового словаря.

 (Гусеница: 1. Личинка бабочки, имеющая червеобразное тело с несколькими парами ног.

Мохнатая гусеница. 

2. Замкнутая сплошная (обычно металлическая) лента в виде цепи, надеваемая на колёса самоходных машин.

Гусеницы трактора, танка, крана.))

- Что общего у гусеницы – личинки бабочки и гусеницы, надеваемой на колёса самоходных машин? (Длинные, имеют повторяющиеся звенья.)

- Повторите, к какому выводу мы с вами пришли? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)

ФИЗМИНУТКА

  1. Создание проблемной ситуации.

- Рассудите спор Ани и Вани. Ваня вчера был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Как бы Вы ответили Ване? (Выслушиваются варианты объяснений.)

(Если дети затрудняются в правильном объяснении:

- Есть ли что-то общее у золота и у осенней листвы? (Цвет. Цвет золота))

  1. Самостоятельная работа с проверкой.
  1. – Откройте  упражнение 26.

- Как Вы понимаете знак слева от упражнения? (Работаем в паре.)

- Выполняйте. (Выполняют.)

- Назовите словосочетания.

- Поднимите сигнальные карточки.

- Объясните значение словосочетания «золотой браслет». (Браслет (предмет, изделие), сделанный из золота.)

- Как вы понимаете словосочетание «золотые руки?»

- Послушайте стихотворение (читает учащийся):

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях,

Руки эти.

Самые нужные

Руки

На свете.

- Почему же руки назвали «золотыми»? («Самые нужные руки», трудолюбивые, умелые, искусные)

- Объясните выражение «золотой человек». (Замечательный по достоинствам, очень ценный, прекрасный.)

- Что же мы называем словом «золотой»? (Самое хорошее, самое ценное, самое нужное: золотой работник – нужный, хороший; золотое сердце – доброе, отзывчивое.)

2. - Определите значение слова «золотой» в тексте стихотворения Е. Серовой в упражнении 27.

(Золотая рожь – рожь цвета золота.

Золотые руки – умелые руки.)

- Поднимите сигнальные карточки.

- Вот как много значений у слова «золотой». Как Вы назвали бы такие слова?

- Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван Иванович Самоваров на стр. 20 учебника.

- Какие слова называются многозначными? (Ответы детей.)

- Послушаем Ивана Ивановича. Что ещё интересного он расскажет Вам о словах?

(Слова профессора Ивана Ивановича Самоварова на диске.)

- Что нового о многозначных словах рассказал Вам Иван Иванович Самоваров?

(Слова с одним значением называются однозначными. Многозначные слова могут быть с прямым и переносным значением.)

- Какое из словосочетаний со словом «золотой» будет в прямом значении? (Золотой браслет.)

- Поднимите сигнальные карточки. (Проверка на экране.)

- А в остальных словосочетаниях какое значение имеет слово «золотой»? (Переносное.)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Работа в паре. Упражнение 25.

- Назовите предложения. (Мальчик идёт по улице. На улице идёт дождь. В комнате идут часы.)

- Почему в этих случаях можно употребить слово «идёт»? (Есть общее, похожи по действию.)

- Что общего по значению у слова «идёт» в этих предложениях? (Двигаться, действовать, перемещаться.)

- Что значит слово «идёт» в первом предложении?

(Идти – перемещаться, двигаться, ступая, делая шаги.)

- Во втором? (Падать (о дожде, о снеге).)

- В третьем? (Быть в работе, в движении, действовать. Так говорят о механизмах.)

- Какое из словосочетаний со словом «идёт» будет в прямом значении? (Мальчик идёт.)

- Поднимите сигнальные карточки. (Проверка на слайде.)

- А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном.)

- Послушайте стихотворение (читает учащийся):

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Нюшей вместе,

А часы стоят на месте!

- Как Вы понимаете  выражения: часы стоят? Часы идут? Часы спешат?

- В каком случае говорят часы бегут?

- Знаете ли вы о том, что слово идти имеет 26 значений! Посмотрите в словаре, если Вам интересно.

- Повторите ещё раз, как называются слова, имеющие два или несколько значений. (Многозначные.)

- А как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные.)

4. Работа с упражнением на диске. (Распределить слова на два столбика – однозначные и многозначные слова.)

(Однозначные: берёза, диван, сосна. Многозначные: класс, язык, колокольчик.)

Если останется время, запись с тетрадях.)

  1. Домашнее задание.

На выбор: 1. Подобрать 4 многозначных слова, записать с ними словосочетания.

  1. Выполнить упр. 28.
  1. Итог урока. Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

- Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания?

(   Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово).

   В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. 

   Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой.

   Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.)

- С каким настроением уйдёте с урока?

- Прошу в тетради, на полях, нарисовать солнышко того цвета, на какой ступени лестницы знаний Вы сейчас находитесь.

Хочу знать больше

Хорошо, но могу лучше

Пока испытываю трудности

- Поднимите тетради, покажите мне Ваши солнышки.

- Спасибо за урок!

  1. Орг. окончание урока.



Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №331НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Урок русского языкаСлова с несколькими значениями2 классУчитель начальных классов: Евдокимова Марина Александровна
Двадцать девятое января.Классная работа.
галоши гусеница сон Гриша гном
Двадцать девятое января.Классная работа.
Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге гегалоши гусеница Гриша гном
Двадцать девятое января.Классная работа.
Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге гегалоши гусеница Гриша гном
Двадцать девятое января.Классная работа.
Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге гегалоши гусеница Гриша гном Григорий
галоши
Низкая резиновая обувь, обычно надеваемая поверх другой обуви для предохранения их от сырости и грязи.
кисть
соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.
гусеница
Личинка бабочки, имеющая червеобразное тело с несколькими парами ног. Замкнутая сплошная (обычно металлическая) лента в виде цепи, надеваемая на колёса самоходных машин.
Золотая осеньзолотой браслетзолотой человекзолотые рукизолотой работникзолотые рукизолотая рожь
Многозначные слова
Слова, у которых имеется два или несколько значений.
Мальчик идёт по улице.На улице идёт дождь.В комнате идут часы.
Мальчик идёт по улице.На улице идёт дождь.В комнате идут часы.
Домашнее задание
По выбору:Подобрать 4 многозначных слова, записать с ними словосочетания.Выполнить упр. 28
Я

узнал
смог
Мнепонравилось
Лестница знаний
Хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Пока испытываю трудности
Спасибо за урок !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...


 

Комментарии

Урок русского языка. УМК "Перспетива". Цель урока - показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи.