Звуки устной речи и не только.
занимательные факты по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Анохина Юлия Леонидовна

Известно, что в русском языке 33 буквы. В устной речи человека может быть бесчисленное множество различных (понятных и непонятных) звуков, не имеющих никакого значения. Но есть звуки, которые помогают различать значения слов. Таких в русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Их изучает наука Фонетика. У этой науки много разных тайн и загадок, ведь звуки такие интересные! На письме звуки можно передать словами – буквами. Но, оказывается, и услышать звуки можно тоже по-разному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_ust.rechi_.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки устной речи и не только.

                     Известно, что в русском языке 33 буквы. В устной речи человека может быть бесчисленное множество различных (понятных и непонятных) звуков, не имеющих никакого значения. Но есть звуки, которые помогают различать значения слов. Таких в русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Их изучает наука Фонетика. У этой науки много разных тайн и загадок, ведь звуки такие интересные! На письме звуки можно передать словами – буквами. Но, оказывается, и услышать звуки можно тоже по-разному.

                     Очень-очень давно люди не умели говорить, а могли только, как животные издавать звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. Но все-таки они отличались от животных: ходили на двух ногах, пользовались палкой и камнем. Даже научились острые осколки камней использовать как нож, а заостренную палку как копье. Но людям необходимо было договориться об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды. Так люди научились общаться жестами. Каждый жест имел свое значение – так появился язык жестов. Язык жестов – один из этапов появления устной речи. Этот язык создавался постепенно и не случайно. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (радость, восторг) и т.д.

                    Прошло много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для общения. Так общаться умеют только люди, и придумать такой язык могли только люди.  

                     Наверное, первыми словами на земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение, одобрение или предупреждение. Возможно, это были такие слова: ОЙ, АЙ, ОГО, ЭЙ, УХ. А может это были слова звукоподражатели, ведь в любом языке мира существуют эти слова: КУКАРЕКУ, МУ, МЯУ, ЧИК-ЧИРИК. А может это были команды: СТОЙ, СМОТРИ СЮДА, СКОРЕЙ, ИДИ, МОЛЧИ.  Такие слова стали средством общения, а значит – возник язык.

                    Слова складывались в предложения – так появилась устная речь. Она – звуковая и у нее есть специальные информационные средства: темп речи, логические ударения, повышение или понижение голоса, эмоциональная окраска, паузы и невербальные средства выражения (мимика, жесты).  Даже при произнесении согласных звуков наш собственный язык помогает нам понять: какой это звук - твердый или мягкий? Мягкий звук получается или твердый - зависит от «работы» языка. При произнесении мягких согласных средняя часть спинки языка поднимается к небу, при произнесении твердых такого подъема не происходит. Это легко показать жестом.  Твердый звук показывается так: ладонь лежит ровно; мягкий звук -  ладонь выгибается кверху дугой. Устная речь - богаче письменной речи по своей выразительности, и она оказывает самое сильное воздействие на слушателя.

                     Все мы знаем, что петух поет «ку-ка-ре-ку». В Германии считают, что он кричит «ки-ке-ри-ки», в Турции – «ко-ко-ри-ко», в Голландии – «ку-ке-лу-ку», а в Англии – «ко-кей-дудл-ду».                                                                                                                                                                              По разному в разных странах слышат хрюканье свиньи: у нас – «хрю-хрю», у немцев – «киик», у англичан – «ойнк-ойнк», у итальянцев – «фрон-фрон», у финнов – «снерф-снерф».                                                                                                                                                                              Мы считаем, что утки кричат «кря-кря», в Германии – «кар-кар», в Англии – «куак-куак», а во Франции – «куэн-куэн».                                                                                                                  Даже овцы по-разному блеют: у нас – «бе-е-е», в Германии – «ме-е-е», в Испании – «би-би», в Турции – «ми-ми», а в Англии – «ба-а-а».                                        

              Такая разница возникла потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки животных к звукам своего родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Понятия "Устная речь", "Письменная речь"

План урока составлен по требованиям ФГОС.МОБУ СОШ № 26 г. Якутск Республика Саха (Якутия), учитель: Дуранова Александра СпиридоновнаТема: Понятия: "Устная речь" и "Письменная речь"Тип урока: открытие ...

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...