Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи
консультация по логопедии
Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_trudnostey_obucheniya_v_shkole_powerpoint.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного , четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь , пожалуйста, дома! Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда! Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
Преодоление трудностей обучения в школе: нарушения письменной речи, устной речи Если у ученика при чтении Вами отмечены стойкие проявления : искажения звуко - слоговой структуры слова, проявляющиеся в пропуске согласных при стечении ( марка - " мара ");и вставки гласных между согласными при их стечении ( пасла - " пасала "); перестановки звуков ( утка - "тука "); пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове; пропуски, перестановки слогов (лопата - " лата ", " лотапа "); изменения падежных окончаний и числа существительных (" из-под листьях", у товарищах" ); неправильные согласования в роде, числе и падеже существительного и прилагательного (" сказка интересное ", " детей веселую"); изменений числа местоимений (" все" - "весь "); замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких - глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв ( Х - Ж, П - Н, З -В и т.д.); побуквенного чтения - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно; нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройство технической стороны.
Если у ученика при письме Вами отмечены стойкие проявления: частых смешений и пропусков, замен букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме;наиболее часто наблюдаются смешение следующих рукописных букв: п - н , п - и , у - и , ц - щ , ш - и , м - л , б - д , п - т, н - к нарушения деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами ( идет дождь -" идедошь ", в доме - " вдоме " ); раздельного написания слов (белая береза растет у окна - " белабе заратет ока"); раздельного написание приставки и корня слова ( наступила - "на ступила" ); заменен графически сходных рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в - д , т - ш ); включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами ( и-ш , п-т , х-ж , л-м ); зеркального написания букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включая одинаковые элементы, лишние, и неправильно расположенные элементы. то Ваш ученик нуждается в консультации логопеда, помогите ему сохранить готовность и желание сделать русский язык родным и любимым - давайте учится вместе!
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами. Общие рекомендации: Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком. Запаситесь терпением, не ждите быстрых Результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ. 1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. 2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ . Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. 3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ , позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. 4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР . Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ . Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он. 6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ . Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. 7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения .
8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. 9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ . Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения. 10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Речевая азбука для родителей Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении, Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро. Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.
Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!). Если ребёнку исполнилось 7-8 лет, он обязательно должен уметь говорить фразами.
Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка говорить. « Золота серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Присмотритесь к ребёнку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!). Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них; пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? почему? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3 - 4 года - [с], [ з ], [ ц ] уже должны правильно произноситься; 4 - 5 лет - [ ш ], [ щ ], [ч], [ж]; 5 - 6 лет - - [л], [ й ]; до 6 - 7 лет допускается замена самого сложного звука [ р ] более простым звуком или его отсутствие в речи. Леворукость - не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания, Это может привести к возникновению неврозов и заикания. Мелкая моторика - так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия. Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова - после 2 лет, фраза - после 3. Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!). Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного . Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если ребёнок плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом .
Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать. Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, учитель, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию , ОНР, дизартрию. Умственное развитие неотделимо от от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....
Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2
Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...
кружок по русскому языку «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи)
В содержании программы кружка по русскому языку заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Содер...
"Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь"
Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь Необходимо помнить, что устную речь у младших классов надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и ...
Обучение грамоте 1 класс "Речь устная и письменная. Предложение"
Конспект к уроку обучения грамоте 1 класс "Речь устная и письменная. Предложение" УМК Школа России...
Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении
Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей обучения леворуких детей в ОУ....