Конспект урока "Закрепление знаний о суффиксах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Самсонова Марина Анатольевна

Конспект урока по русскомц языку "Закрепление знаний о суффиксах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.»

Цели:

Образовательные.

- учить применять правила при написании слов с приставкой и суффиксом, овладевать умением образовывать новые слова;

Развивающие.

- развивать умение применять правила при написании однокоренных слов с приставкой и суффиксом, применять знания в нестандартной ситуации, развивать умение разбирать слова по составу, развивать речь учащихся, умение работать в группе;

Воспитательные.

- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, воспитывать товарищество и взаимовыручку, любознательность.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся формировать определение приставки и суффикса,

объяснять значение приставок и суффиксов в слове,

выделять в словах приставки и суффиксы,

образовывать слова с помощью приставки или суффикса,

устанавливать: суффикс придает слову оттенок значения или образует слово с новым значением,

планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Ii  Чистописание

 ( на выбор возьмите букву и запишите ее с различными соединениями).

 На 3 рабочей строке запишите слово , где встречается эта буква. Затем измените форму слова и запишите новое слово. Подберите и запишите однокоренное слово, выделите корень. С помощью какой части слова, у вас получилось однокоренное слово? Что такое суффикс? Какие еще части слова знаете? Что такое приставка?

Запишите слово, что бы в нем были все части слова( приставка, корень, суффикс, окончание) по окончанию работы зачитать слова.

II I Актуализация знаний

У вас на столах есть карточки. Прочитайте группы слов, выделите корень, зачеркните  лишнее слово. .(Работа в парах)

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Вывод: в каждой группе слов есть слово, которое имеет другой смысл, то есть неродственное слово, поэтому оно лишнее. Затем объединяемся в группы.

- Разберите слова по составу (Проверка проходит между группами. Работа групп оценивается.)

  • - Повторить правила о частях слова

Алгоритм разбора слова по составу

  • Измени форму слова, чтобы выделить окончание.
  • Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой  части речи  оно относится. Изменяется слово или нет?
  • Найди в слове приставку (если она есть), подобрав однокоренные слова без приставки или с другой приставкой). Выдели приставку.
  • Подбери однокоренные слова и выдели корень слова.
  • После корня,  перед окончанием стоит суффикс. Выдели суффикс.
  • Назови все части слова.

Или

Памятка.

  • .Находим окончание.
  •  .Находим корень.
  •  .Перед корнем будет приставка.
  •  .После корня суффикс.

- Сформулируйте тему урока. Как вы считаете, какие задачи мы выполним на уроке? Чему будем учиться?

IV  Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на доску. Что написано? ( На доске две группы слогов:

1. на-, пере,- за -, из-, вы-, от-, под –

2.-ушк, -чик,- еньк, -очк, - ок)

- Что объединяет первую группу? (Это приставки.)

- Что объединяет вторую группу?( Это суффиксы.)

Игра "Наоборот"(, назвать слово, противоположное по значению)

  • Развязать - (завязать)                              Развернуть - (завернуть)
  • Вбежать - (выбежать)                              Вползти - (выползти)
  • Внести - (вынести)                                     Влить –( вылить)

-Что объединяет эти все слова, если мы посмотрим на их состав? ( Во всех словах есть приставка). Выделите приставки.  Запишем несколько ласковых слов, выделим корень и суффикс.( проверяем коллективно).

-Повторяем правила о приставке и суффиксе.

. Игра "Я ласка" (Назовите все предметы ласково.)

  • Кошка –                                      кошечка
  • Ложка -……………..                 ложечка
  • Книга –………………                книжечка
  • Дом –…………….                      домик
  • Кот –………………….                 котик
  • слон –……………………..            слоник

Суффиксы придают различные оттенки словам.

Например.: суффиксы обычное слово могут  превратить в профессию людей.

  • Охота – охотник
  • камень – каменщик
  • стекло – стекольщик
  • кран - крановщик

 Суффиксы –ан-, -ян-, -анин, -янин- указывают на местность: 

  • Россия – россиянин,
  • Земля – земляне,
  • юг – южане,
  • город – горожанин.

Записать по 2 примера ( Объяснить значение слов, выделить суффиксы)

V  Самостоятельная работа.( в тетрадях для проверочных работ).

Стр. 73 № 3,4,5.

VI     Рефлексия.

 :Какая была тема на уроке?

  • - У кого возникли затруднения? Почему?
  • - Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.
  •  Какое открытие сделали на уроке?
  • – Какой вид работы понравился больше?
  • – О чем хотели бы узнать подробнее?

VII  Подведение итогов урока.

  • - Перед вами лесенка

                                                                              Хочу больше знать

                                    Хорошо, но могу лучше

Испытываю трудности

- На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь? Нарисуй смайлик.

  • ΥΙΙΙ. Домашнее задание.

Стр.94 № 176

Если осталось время.

Игра « Собери слово»( запиши слова, разбери по составу)

           друж              ка         по                ка         сказ     при               под       ник           дорож

ел      у     а       лет                 ал     рас    и     сказ                      игр     про      ал

                                                                              Хочу больше знать

                                    Хорошо, но могу лучше

Испытываю трудности

                                                                              Хочу больше знать

                                    Хорошо, но могу лучше

Испытываю трудности

                                                                              Хочу больше знать

                                    Хорошо, но могу лучше

Испытываю трудности

                                                                              Хочу больше знать

                                    Хорошо, но могу лучше

Испытываю трудности

                                                                              Хочу больше знать

                                    Хорошо, но могу лучше

Испытываю трудности

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Карточка 1.

-отцарствовал, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. "Закрепление знаний о суффиксах и приставка.х

Урок позволяет повторить и закрепить знания  и умения  разбирать слова по составу. Развивает орфографическую зоркость, речь, мышление....

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения. Данная технология относится к числу личностно-ориентированных и позволяет включить в учебный процесс каждого ученика класса. В процессе ур...

Конспект урока "Существиетльное с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих", 3 класс, ПНШ

Тема урока: «Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих» Цель: создать условия для формирования  знаний учащихся о написании суффикса – о...

Конспект урока по русскоу языку "Закрепление знаний о суффиксах"

Урок русского языка для 3 класса "Закрепление знаний о суффиксах"...

Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...

Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий

Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;            2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...