Конспект урока "Существиетльное с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих", 3 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: «Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих»
Цель: создать условия для формирования знаний учащихся о написании суффикса – ок после шипящих.
Планируемые результаты:
Личностные: - формировать навыки самоконтроля и самопроверки;
- развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с «Обратным словарём»;
- формировать умение оценивать свою деятельность.
Предметные: - познакомить с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий;
- оказать помощь при создании алгоритма правописания суффикса -ок- в словах, у которых корень оканчивается на шипящую.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы обучения: фронтальный.
Оборудование: учебник по русскому языку (М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова; 2, 3 часть), презентация, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnoe_s_suf_ok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | ЭТАП УРОКА МЕТОД И ПРИЕМЫ | Хро-номет-раж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | УУД |
1. | Организационный момент Словесный: ответы на вопросы | 3 мин | Приветствие -Здравствуйте, меня зовут Мария Валерьевна! Урок русского языка сегодня проведу я! Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Добрый день, ребята! - Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. - Попробуем? - Добрый день, ребята! - Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! - Добрый день всем девочкам! - Добрый день всем мальчикам! - Добрый день всем, кто любит русский язык! - Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! | Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу. | Л.: Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний Словесный. Практический: грамматические упражнения. | 3 мин | Откройте тетради и запишите число, классная работа. - Запишите предложение. Во время зимних каникул Маша прочитала три рассказа Бианки. - О ком говорится в предложении? (о Маше, которая прочитала 3 рассказа) - Выпишите из предложения слово «рассказ». - Ребята, что означает слово «рассказ»? (Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.) - Давайте прочитаем орфографически это слово. - Давайте прочитаем его, выделяя ударение. - Где в этом слове ошибка опасное место? (удвоенная с, -з) - Запишите это слово в словарь и подчеркните зеленой ручкой ошибка опасное место. - Какая это часть речи? (существительное) - Что такое существительное? (часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?) - Какие бывают существительные? (одуш., неодуш.) - Какие звуки называются шипящими? (ч, щ, ж, ш) - А что такое прилагательное? - Что такое суффикс? | Записывают число, классная работа в тетрадь. Отвечают на вопросы. Объясняют орфограмму. | П.: осмысленно читают текст. |
3. | Мотивационный Практический: упражнение | 6 мин | - Спишите, выделите часть слова, где находится орфограмма, вставьте пропущенную букву. ключ?к,зайч?нок,мудр?ц, каблуч?к Проверяем. - У кого написание слова каблучок вызывает затруднение? - Кто написал с буквой «о»? - Кто написал с буквой «ё»? - Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав? -Ребята, а что такое -ок? Почему? (суффикс) - К какой части речи относится слово каблучок?( сущ.) | Записывают слова, вставляя пропущенную букву. Выделяют орфограмму. Отвечают на вопросы. | П: осмысленно читают текст. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
24. | Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы Практический. Физминутка | 14 мин 2 мин 4 мин | Сообщение темы урока. - А кто-нибудь догадался, какая тема урока? Тема: Суффикс -ок в именах существительных. - Какую цель мы можем поставить на урок? Цель: учиться писать суффикс -ок в именах существительных. - Откройте обратный словарь в учебнике. На –к, и найдите на –ок. Посмотрите на все слова. - Какой суффикс есть во многих словах списка? (-ок) - Среди этих слов найдите и выпишите, слова в которых суффикс –ок идет после корня, оканчивающегося на шипящий. - Запишите с ними словосочетания: прил. + сущ. - Например: красный флажок. - Не забудьте поставить ударение в существительных, подчеркните букву шипящего, выделите суффикс. -Давайте проверим, какие словосочетания вы записали. -Итак, ребята, в каких -Давайте посмотрим на табл. На стр. 97. Как называется табличка? (Произноси правильно) -Давайте прочитаем эти слова по цепочке. Читаем по 2 слова в ед. числе и во мн. ч. Правильно ставим ударение! - Какого рода все существительные в 1 столбике? (мужского) - Какие окончания имеют существительные м.р. во мн. ч. И. п.? (-а(я) и -ы(и)) - Как вы думаете, есть ли правило когда -а(я), а когда -ы(и)? - Нет, нужно запомнить или проверить по словарю! Учебник стр. 96 №108 -Откройте словарь на букву –к, на – чок. Выпишите только одушевленные существительные. выделите суффикс. - Какие слова вы записали? - Куда падает ударение во всех этих словах? - Какая буква пишется в суффиксах после корня, который оканчивается на шипящую? А у вас есть предположения почему пишется эта буква? - От чего это зависит? - Давайте сравним ваши выводы с правилом в учебнике. Кто прочитает? -Как вы думаете распространяется ли это правило на слова корень, которых окачивается на букву Ш? - Как правильно мы напишем слово: ГРЕБЕШоК или ГРЕБЕШёК? Почему? Учебник стр. 99 № 110 - Откройте словарь на –К, на –шок. Какой суффикс есть во всех этих словах? (-ок) - Какую букву надо писать во всех этих словах? - Какую букву надо писать после щипящего, на который оканчивается корни во всех этих словах? (о) Почему? -Запишите только те слова, в которых есть чередование х/ш в корне слова. Например: слух – слушок. - Какие слова вы выписали? -Давайте выполним словообразовательный разбор слова пастушок. _____________________________________________________ - Ребята, а давайте предположим, какой суффикс нужно писать в словах, корень которых оканчивается на шипящий, - -онок- или -ёнок-? Почему? - Кто может привести пример? - Давайте встанем и немного отдохнем. Слушайте песню и повторяйте движения. Учебник стр. 99 № 111 - Давайте откроем обратный словарь на –к. Найдите слова на –ёнок-? Найдите слова на –онок-? Среди слов на –онок- выпишите 2 слова, корни которых оканчиваются на –Ж, Ч,Ш. Правильно выделите суффикс –онок-. - Ребята, что обозначают все эти слова? (детеныши животных) - А давайте посмотрим на суффикс –ёнок-. Эти слова означают то же самое? - Какой мы можем сделать вывод? (-онок- суффикс обозначающий значение животного характеризующее детскостью, невзрослостью) А суффикс -енок (сущ. М .р. с уменьшительно-ласкательным суффиксом). | Определяют тему и цели урока. Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова с суффиксом –ок. Ставят ударение, выделяют суффикс. Читают слова из таблицы. Отвечают на вопросы. Выписывают слова. Выделяют суффикс. Выдвигают свои предположения. Сравнивают с правилом в учебнике. Отвечают на вопросы. Повторяют правило. Выписывают слова с чередованием х/ш в корне слова. Выполняют словообразовательный разбор на доске. Выдвигают свои предположения. Выполняют двигательные упражнения. Выписывают слова. Выделяют суффикс. Делают вывод. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Выполнение действия по образцу |
О6. | Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы | 5 мин | -Давайте откроем печатную тетрадь на стр. 54 и выполним № 59. - Что нужно сделать в этом задании? - Выпишите из текста 2 пары родственных слов, поставив их в начальную форму. В каждой паре покажи стрелками, какое слово дало жизнь другому. Подчеркните чередования в корне. - Какие пары вы записали? Чередование каких букв в этом слове? | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение самостоятельно. | П: анализируют объекты с выделением существенных признаков; Р: планируют свое действие в соответствии с задачей |
57. | Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин | - Как называлась тема нашего урока? - Достигли ли вы цель, которую мы ставили в начале уроке? - Кто может повторить правило? (Я работал на уроке на оценку….. Задания были: Легкие Трудные Мне под силу. Я научился…….. Мое настроение…….) - Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 55 № 60 | Отвечают на вопросы. Делают вывод. Повторяют правило. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез Р: осуществляют итоговый контроль |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата:24 февраля 2017г., пятница Школа: НОУ СОШ №95 Класс: 3 «3» Урок: 3 Время: 10:00 – 10:45 Кабинет: 206 | Учитель: Белоярова Т. В. Методист: Астахова А. А. Студент: Сарапулова Мария, 32гр. |
Тема урока: «Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих»
Цель: создать условия для формирования знаний учащихся о написании суффикса – ок после шипящих.
Планируемые результаты:
Личностные: - формировать навыки самоконтроля и самопроверки;
- развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с «Обратным словарём»;
- формировать умение оценивать свою деятельность.
Предметные: - познакомить с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий;
- оказать помощь при создании алгоритма правописания суффикса -ок- в словах, у которых корень оканчивается на шипящую.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы обучения: фронтальный.
Оборудование: учебник по русскому языку (М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова; 2, 3 часть), презентация, карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»
Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....
«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».
Данная презентация составлена к уроку русского языка....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих"....
Конспект урока "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока...
конспект урока для 3 класса по теме: "Существительное с суффиксом –ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих."
Русский язык...
Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих." 3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...
Конспект урока по русскому языку "Написание суффикса –ок- в существительных после шипящих" (УМК "ПНШ" 3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с суффиксом –ок- имен существительных после шипящих, c суффиксами –онок- (-ёнок-), их значением и написанием; формирование нав...