Конспект урока "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих»

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования  знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих в именах существительных.

Планируемые результаты

предметные: 

-формирование навыка правильного написания суффикса – ок в существительных после шипящих;

-совершенствование знания об орфограммах в корне слова

личностные:

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных задач; 

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в группе.

        

Тип урока: Урок открытия нового знания

Оборудование: Русский язык: 3 кл. : Учебник: В 3 ч./: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т.А. Байкова.  3. -е издание. М.: Академкнига/Учебник, 2013. - Ч.3:192 с., презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

-словесный:

 беседа

Практич.:  

словарно-орфографическая работа; самопроверка

Словесный:

беседа

Практич:

выполнение логического упражнения

Практич.:

работа в парах

Практич.:

выдвижение предположений;

формулировка темы и целей урока

10 мин

-Здравствуйте, ребята.

- Сядьте мальчики, а еще тише девочки.

- На доске эпиграф: 

«С малой удачи начинается успех!»

-  Какое ключевое слово в этом высказывании?

(удача)

- Как вы понимаете это выражение?

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

- Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Сегодня 5 апреля.

Словарная работа.

- Диктую:  Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, ракета, трамвай, шофёр, волосок.

- Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова.

- Если слово написано правильно, поставьте плюс, если есть ошибка, минус.

- У кого не было ошибок поднимите руку.

- Молодцы! Эти ребята могут поставить себе 5.

- Поднимите руку те, у кого одна, две или три ошибки.

- Эти ребята могут поставить себе 4.

-  Теперь поднимите руку у кого от 3 до 5 ошибок.

- Вы получаете оценку 3.

- А у кого больше 5 ошибок, не беда, еще раз внимательно посмотрите на эти слова и запомните как они пишутся, чтобы в дальнейшем не допускать этих же ошибок.

- Посмотрите внимательно на словарные слова, и найдете такие слова, в которых все согласные звуки твердые.

(болото, дорога, запад, волосок).

- Молодцы.

- Теперь найдите слова, которые состоят из двух слогов.

- Как определить сколько в слове слогов?

(сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Какие же это слова?

(запад, трамвай, шофер).

- Теперь посовещайтесь в парах и найдете в этих словах лишнее слово, а затем докажите, почему именно оно.

- Итак, какое же из этих слов лишнее?

(волосок)

- У кого другое мнение?

- А почему слово «волосок» лишнее? Докажите.

(потому что все слова состоят из корня и окончания, а слово «волосок» состоит из корня, суффикса и окончания).

- Кто выйдет к доске и покажет как образовалось это слово?

- Выходи.

- Какой суффикс в этом слове?

(суффикс ок)

- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- А какие цели мы можем себе поставить?

Приветствовать учителя

Записывать слова в тетрадь

Осуществлять самопроверку по эталону

Выполнять логические упражнение

Работать в парах

Формулировать тему и цели урока

(П.)

- строить предложения в устной форме.

(Р.)

- принимать и сохранять учебную задачу, формулировать собственное мнение и позицию.

(Л.)

-умения давать самостоятельно ответ.

(К.)

-оценка действий;

-умение устанавливать рабочие отношения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.:

работа с заданием

Практич.:

выполнение задания

Практич:

работа с таблицей

Физминутка

15 мин

- Открываем учебник на странице 96.

- Кто прочитает упражнение 108?

- Прочитаем задание.

- Что нам нужно сделать в первую очередь?

(открыть обратный словарь на -К, на -ок)

- Затем?

(найти слова, к которых суффикс -ок- стоит после корня, оканчивающегося на шипящий)

- Каким будет третий шаг?

( записать с этими словами словосочетания: прил. + сущ.)

- Четвертый шаг?

(в существительных поставим ударение, подчеркнем букву шипящего и выделим суффикс)

- Какие буквы относятся к шипящим?

(Ж,Ш,Ч,Щ)

- И каким же будем последний шаг?

(покажем образование трех слов).

- Итак, открываем обратный словарь и находим слова, которые нам подходят.

- Что это за слова?

(флажок, рычажок, шажок, снежок, бережок, сапожок, рожок, пирожок, творожок, дружок, кружок).

- Записывать будем сразу словосочетания.

- Кто пойдет к доске и запишет с первым словом словосочетание?

- Остальные записывают к себе в тетрадь.

- Кто со 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11.

(красный флажок, железный рычажок, маленький шажок, белый снежок, крутой бережок, красивый сапожок, деревянный рожок, вкусный пирожок, сладкий творожок, хороший дружок, интересный кружок).

- Кто выйдет к доске и покажет как образовалось слово дружок?

- Выходи.

-Чередования «г и ж» исторические и  возникли в далеком прошлом языка.

- Кто покажет как образовалось слово шажок?

- Выходи.

- И последнее слово сапожок.

- Кто пойдет к доске?

- Выходи.

- Ребята, что мы с вами сейчас делали?

- С помощью чего образовались данные слова?

(с помощью суффикса -ок).

- С этим заданием вы хорошо справились.

- Теперь обратите внимание на таблицу «произноси правильно» на странице 97.

- Для начала прочитаем слова.

- Будем читать по строчке и по цепочке.

- Начнем со второго ряда.

- Теперь в парах каждый составьте по предложению с одним из этих слов.

- Какие у вас получились предложения?

- А какие у вас?

- Молодцы.

- Теперь вставайте, и мы с вами немного отдохнем.

Разбирать задание

Выполнять задание  вместе с учителем

Читать слова, выделяя ударение

по цепочке; составлять предложения

(П.)

-строить предложения в устной форме.

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

-учитывать выделенные учителем ориентиры.

(Л.)

-умения самостоятельно давать ответ.

(К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

3.

Решение частных задач

Практич.:

работа с упражнением

Практич.:

выполнение задания; взаимопроверка

Словесный:

беседа

Практич.:

формулировка вывода

Практич.:

работа с правилом

Практич.:

выполнение задания самостоятельно

Практич.:

самопроверка

15 мин

- Мы с вами взбодрились, и теперь можем продолжить работу с новыми силами.

Задание 109.

- Кто его прочитает?

- Что сделаем в первую очередь?

(откроем обратный словарь на -К, на -чок)

- Затем?

( выпишем только одушевленные существительные)

- Напомните мне, какие существительные относятся к одушевленным?

(которые отвечают на вопрос кто?)

- Верно.

- Следующий какой шаг?

( выделим суффикс)

- И последнее что мы сделаем?

(покажем образование трех слов)

- Это задание вы будете выполнять самостоятельно.

- Начали.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища сверяя её с эталоном.

( Слова, которые учащиеся выпишут: старичок, паучок, жучок, бычок, червячок, светлячок, хомячок, морячок).

- Молодцы.

- Что в этом задании мы с вами выполняли?

Работа с правилом

- Ребята, куда падает ударение во всех словах из списка?

( на суффикс -ок)

- И какая же буква пишется в суффиксе  после корня, который оканчивается на шипящий?

(буква о)

- Тогда какой из этого можно сделать вывод?

(в суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).

- Верно.

- Теперь давайте обратимся к правилу на странице 98.

- Прочитайте его.

- Что мы с вами не сказали , но это есть в правиле?

- А кто сможет повторить правило?

- Кто еще?

Сам. работа по вариантам

- А сейчас вы будете выполнять самостоятельно задание по вариантам.

- У вас на партах лежат листочки с заданиями.

- Ваша задача образовать от данных слов слова с суффиксом -ок, и этот суффикс выделить.

- Повторите, что мы будем делать?

- Кому не понятно как делать?

- Приступаем.

(слова для первого варианта: друг, корень, знак, клок, пустяк, крюк, каблук.

слова для второго варианта: башмак, судак, стих, смех, пастух, пух, лопух.)

- Кто еще не выполнил?

- Если все выполнили, то проверяем.

- Проверяет первый вариант, если все правильно, ставим плюс, если не правильно, минус.

- Поднимите руку те, кто не допустил ошибок?

- Молодцы.

- Теперь поднимите руку те, у кого были ошибки?

- Внимательно посмотрите на свои ошибки и запомните, как правильно пишутся слова, чтобы в дальнейшем эти ошибки не совершать.

Разбирать задание к упражнению

Выполнять задание  самостоятельно

Осуществлять взаимопроверку

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Работать с правилом

Самостоятельно выполнять задание

Осуществлять самопроверку

(П.)

-строить предложения в устной форме.

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

-учитывать выделенные учителем ориентиры.

(Л.)

-умения самостоятельно давать ответ.

(К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

4.

Итог урока.

Рефлексия

(предметная).

Словесный: беседа; анализ работы на уроке

Домашнее задание

3 мин

1 мин

-Наш урок подходит к концу.

- Над чем работали на уроке?
- Какие цели мы с вами ставили на урок?

- А как вы думаете, мы их достигли?

- А что нового вы узнали на уроке?

- Какое задание, возможно, вызвало у вас затруднение при выполнении?

- Вы все молодцы, очень хорошо поработали на уроке

-Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Стр. 99, № 110, 111.

- Урок окончен.

- До свидания!

Отвечать на вопрос

(П.)

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

(Р.)

осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение с числом 10. Приёмы вычислений", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока математики "Сложение с числом 10. Приёмы вычислений", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

конспект урока с презентацией по теме:"Звери- млекопитающие" в 1 классе УМК "Начальная школа XXI века" в соответствии с ФГОС

урок окружающего мира с презентацией в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с ФГОС...

Конспект по русскому языку на тему: " Типы текста - рассуждение", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Содержание данного конспекта поможет софрмировать систему знаний у обучающихся о типе текста - рассуждение....

Конспект урока русского языка по теме "Вежливые слова" в 3 классе программа "Начальная школа 21 века"

1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);3. Научатся выражать чувства добрыми слов...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Форми...