Учебно-методический материал к уроку "Падежные окончания имён существительных 3-его склонения" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Князева Каролина Игоревна

Технологическая карта карта с презентационным сопровождением к уроку 4 класса по теме "Падежные окончания имён существительных 3-его склонения" УМК "Школа россии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhet_gladkoy_byt_doska.pptx1.35 МБ
Файл tk.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Может гладкой быть доска, Без единого сучка. И её зашкурит мастер В пять минут наверняка. Могут так дела идти, Что всегда во всём везти. Будет сразу получаться Всё, за что решил ты взяться. ( М.Тараненко )

Слайд 2

ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО: ТЕТРАДЬ РОЖЬ БУКВАРЬ МОЛОДЕЖЬ

Слайд 3

ПРОЧИТАЙ И ОПРЕДЕЛИ ЖАНР: Букварь – к мудрост … ступенька . и

Слайд 4

КАКИЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 3-ГО СКЛОНЕНИЯ?

Слайд 8

ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ СЛОВАХ? ЗАВТРАК РАСТЕНИЕ ПОГОДА ТЕТРАДЬ МОЛОКО МОЛОТОК КОСМОНАВТ ТОПОР

Слайд 9

мне важно было узнать для меня было интересным мне было трудно моё настроение на уроке... я ещё не умею, не научился...



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. участника: Князева Каролина Игоревна

Тема урока: «Падежные окончания существительных 3-го склонения.»

Класс: 4А

Цель урока:  развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.

Задачи урока:

Дидактические: определять род, число, падеж и склонение имен существительных, изменять их по падежам, развивать умение определять склонение, падеж имен существительных, правильно писать падежные окончания имён существительных.

Развивающие: развивать умение работы в группе

Воспитательные: прививать интерес к родному языку и его многообразию.

Ресурсы урока: компьютер, тетради, презентация, учебник по русскому языку УМК «Школа России», дидактические карточки

ХОД УРОКА

Этапы урока

Используемые образовательные технологии

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф – фронтальная,

И –

индивидуальная,

П – парная,

Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метопредметные

(П –

позновательные,

Р – регулятивные,

К – коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

личностно-ориентированное обучение

Организация деятельности на уроке. Подготовка к уроку

беседа

Приветствует учащихся предлагает проверить готовность к уроку

Помогает объяснить

Делает вывод, что урок пройдёт без сучка без задоринки

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Читают фразеологизм на доске.

Пытаются объяснить его, для этого читают стихотворение на слайде

ф

-

Самоконтроль

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

Актуализация знаний

Технологии развивающего обучения

Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке

Предлагает записать число классная работа и выполнить задание с фразеологизмом

На экране слова

Предлагает назвать особенность таких существительных

Прописывает последовательность на доске

Находят существительные, определяют падеж и выделяют окончания. Находят неизученную орфограмму

Исключают лишнее. Определяют сходства , что все существительные 3 склонения

Называют особенность и определяют букву для чистописания

Продлевают последовательность

ф

Презентация тетради, доска

-

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу

Постановка цели и задач урока

Личностно- ориентированное обучение

Проблемное обучение

ИКТ технология

Формирование умения ставить учебную задачу

Работа с пословицей

Создание проблемной ситуации

О каких существительных мы поговорим

На доске пословица

Формирование проблемной ситуации

Цели на урок

На экране вопрос на который мы отвечаем в течение урока

Сущ 3 скл

Читают, определяют жанр, находят сущ 3 скл, объясняют, предполагают какое окончание вставим.

формулируют

ф

Доска

Презентация

-

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу

формирование навыков письма

-  умение слушать и выделять главное, запоминать

- формирование умения формулировать мысль

- развитие речи

- формирование способностей анализа высказываний.

Первичное усвоение знаний

Разноуровневая система обучения

Коллективная система обучения.

ИКТ технология

Закрепление полученных знаний на уроке

Работа с карточками беседа

Чтобы ответить на вопрос, выполним задание

Сравнивают вместе окончания

Выводит на доску правило

Предлагает вернуться к пословице

Выполняют задание в парах на карточках

С фронтальной проверкой на экране Если правильно поставьте +

Вставляют окончание и объясняют почему.

п

Презентация, дидактические карточки

Проверка с экрана

Формирование умения склонять существительные по падежам

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

развитие навыков чтения

- формирование навыков работы с текстовой и числовой информацией.

- развитие логического мышления

Первичная проверка понимания

Здоровьесберегающая технология

Разноуровневое обучение

Здоровьесберегающая технология

Проверить на сколько ребёнок усвоил полученный материал

Гимнастика для глаз

Работа с карточками

Работа с учебником

Физкультминутка

Проводит физкультминутку для глаз

Предлагает поработать самостоятельно. Записать словосочетание с сущ в верном падеже.

в каких сущ ударные окончания, в каких безударные

работа с учебником

физкультминутка

Выполняют задание

Выписывают правильные словосоч в тетр

Проверка в классе

Делают вывод, что пишутся одинаково

Читают правило

И

ф

Тетради, убебники, дидактические карточки

Проверка в классе

Формирования умения использовать правило в практике

П формирование умения работы с презентацией

Формирование умения слушать учащихся

Первичное закрепление

Развивающее обучение

Разноуровневое обучение

Закрепление полученных ЗУН на практике

Работа с карточками, беседа

На экране слова

Самостоятельно выписывают предложения в тетрадь

Работа со словами

Работа по карточкам

Выборочная проверка

И

ф

Дидактические карточки, тетради

Проверка в классе

Закрепление правильного правописания существительных

П- осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анналогию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково - символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Информация о домашнем задании

Объясняет задание

записывают

Рефлексия

Личностно-ориентированное обучение

Подведение итогов урока

беседа

Ответили ли мы на вопрос урока

Отвечают

Высказываются используя опорные слова.

ф

презентация

Самоанализ деятельности

- Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем.

- Проверьте, у всех ли на парте лежат учебники по русскому языку, тетради, дневник и пенал.

- За парты садится 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

- Сегодня, как и на других наших уроках, вам необходимо соблюдать правила хорошего ученика: работать активно, отвечать, только поднимая руку, не шуметь.

- Выпрямите спины, руки положите перед собой, чтобы я видела, что вы готовы к работе.

Без сучка, без задоринки. (на доске)

- Как вы понимаете смысл этого фразеологизма?

- Может быть точнее понять его смысл вам поможет стихотворение? (читает ученик)

Может гладкой быть доска,

Без единого сучка.

И её зашкурит мастер

В пять минут наверняка.

Могут так дела идти,

Что всегда во всём везти.

Будет сразу получаться

Всё, за что решил ты взяться.

(М.Тараненко)

- Итак «Без сучка, без задоринки» – говорят, когда всё получается гладко, без осложнений и помех. Надеюсь, что и наш урок пройдет без сучка, без задоринки.

- Запишите чисто и аккуратно в тетрадь число и классная работа (устно) Найдите существительные, определите падеж и склонение, выделите окончания. В каком слове окончания является орфограммой? Почему?

- Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких – вы узнаете позже.

На экране слова:

ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ

- Исключите лишнее слово (букварь).

- Почему?

- Что вы можете сказать про оставшиеся слова?

(Это существительные 3-го склонения)

- Какие существительные относятся к 3-ему склонению?

(Ж.р. без окончания)

- Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).

- Чем особенна эта буква?

(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет согласную от гласной)

Минутка чистописания.

- Запишите, продолжив закономерность:

На экране: ЬЬ Ь ЬЬЬ Ь…

3. Формулирование темы урока.

- О каких существительных мы будем говорить на уроке?

(О существительных 3-го склонения)

На экране: Букварь – к мудрост… ступенька.

- Прочитайте предложение. Определите жанр (пословица).

- Как вы её понимаете?

- Найдите существительное 3-го склонения. (мудрость).

- Аргументируйте свой выбор. (Ж.р. без окончания).

- Какое окончание вставим в это слово? (проблема)

4. Поставьте цели на сегодняшний урок. (правописание окончаний у существительных 3 склонения, учиться находить сущ 3 скл, писать без ошибок, применять правило и тд)

На экране вопрос.

Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения.

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо просклонять существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках)

5. Исследование проблемы.

- Просклоняем существительное «молодёжь»

-

И

Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ. 3-го склонения в Р. Д. П. падежах окончание

Какое окончание имеют существительные 3 скл в В.п? (нулевое),

В Т.п.? (Ю)

- Вывод на экране

Вернёмся к пословице.

- Какое окончание пропущено? - и –

- Докажите, почему? (Д.п. 3 склонение)

6.Физминутка для глаз.

Двигайте глазами вправо – влево; вверх – вниз; по 6 раз. Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов – против часов стрелки.

7.Развитие умений.

- Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения.

- Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном падеже, указать падеж.

На карточках На экране слова:

тень, в, остановился; (остановился в тени)П.п.

крошки, на скатерть; (крошки на скатерти)П.п

ехал, по, степь; (ехал по степи)Д.п

подошёл, к, пристань; (подошел к пристани)Д.п

о, помощь, просил; (просил о помощи)П.п

случай, из, жизнь. (случай из жизни)Р.п

Проверка

В каких существительных окончания ударные? В каких безударные?

Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)

Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»

8. Физминутка «Весёлая переменка».

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).

- А теперь активно продолжим работать.

9.Творческая работа.

- Чтобы определить следующий вид работы, посмотрите на экран.

На экране слова:

ЗАВТРАК, РАСТЕНИЕ, ПОГОДА, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО, МОЛОТОК, КОСМОНАВТ, ТОПОР.

- Что общего есть в этих разных словах? (Непроверяемая орфограмма – словарные слова)

- Какое слово получится, если в каждом слове мы возьмём пятые по счёту буквы? (редактор)

- Что обозначает это слово? (человек, который исправляет ошибки).

- Подберите родственные слова. (редакция, редактировать).

- Итак, какой следующий вид работы? (Мы будем редактировать – исправлять ошибки в предложениях).

- Редактирование предложений по выбору. (карточки)

На экране предложения двух видов.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Проверка (выборочно).

-

и

Назовите имена существ., у которых вы написали окончание ?

Почему?

(дедушки – Р.п. 1 скл., деревни – Р.п. 1 скл., по пустоши – Д.п. 3 скл., в зелени – 3 скл. П.п, до беседки – Р.п. 1 скл., много мебели – 3 скл. Р.п., к ночи – 3 скл. Д.п).

10.Итог урока.

- У существительных 3-го склонения в окончаниях буквы – е – нет

Правильно ли это?

- Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?

- Используя опорные слова, подведите итог урока.

мне важно было узнать

для меня было интересным

мне было трудно

моё настроение на уроке...

я ещё не умею, не научился...

11. Д/З упр 175 –выполнить по образцу.,упр 176 (Прокоментировать)

Спасибо за работу на урок

Приложение 2

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

Приложение 3

тень, в, остановился ;__________________________

крошки, на скатерть;__________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань; _________________________

о, помощь, просил;_____________________________

случай, из, жизнь. _____________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

Приложение 4

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...